Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Где Русь исстари на чистоте стоит

Азбука легенд и преданий

Где Русь исстари на чистоте стоит

Р - Русениха

   «Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Потаскуха была моя бабушка. Царство ей небесное», – как булгаковский полупес-получеловек из «Собачьего сердца», посылал я свои брюзжания в безответное прошлое. Слышали бы предки…
   Ну никакой фантазии у наших дедов – сколько похожих названий деревень. Черт ногу сломит. В конце февраля заплутали мы с друзьями-туристами между Шишенином и Шурговашем. Как и сто с лишним лет тому назад известный писатель и краевед Николай Оглоблин в наших местах. Об этом и написал в газете. Интересно и красиво… ну так, по крайней мере, думалось мне. После выхода газеты в редакцию позвонили из владимирского музея.
   – Да, интересно, – хвалили с того конца провода, а я слушал и самодовольно улыбался. – Только знаете что… Оглоблин заблудился не у этого, а у другого Шурговаша, дуровского.
   …Вот это да… Казус, однако. Нет, хуже – это было состояние де жа вю.
   Пять лет назад наша такая же самодеятельная краеведческая экспедиция отправилась из Владимирского до Благовещенского тропой Короленко в поисках таинственной Поповой ямы. И вот тогда, сбившись с пути, уже в сумерках мы долго лазили по оврагам и болотистым низинам, пока не перебрались на другую сторону маленькой речки. Там на высоком берегу легко угадывались очертания исчезнувшей деревни. Это и был тот самый дуровский Шурговаш. Кто сейчас из молодежи знает про него? Спасибо музейщикам, помогли и нам выбраться из этой курьезной истории.
   С названиями деревень и впрямь получается какая-то путаница. Хорошо, что Варнавинский и Воскресенский район разделили Красные Баки, а то бы совсем беда. И тут и там Карасиха, Чухломка, Осиновка, Богородское… А про Русениху и говорить нечего. Впрочем, про нее-то как раз и поведем сегодня разговор. Оказывается, у этих деревень очень много общего. Появились они в один год, четыреста лет тому назад. По крайней мере так свидетельствовали дозорщики Юрий Ловчиков и Василий Мартемьянов в своих писцовых книгах. В 1616 и 1617 годах они описывали Лапшангскую черную волость. Правда, в середине XVI века, когда Иван Грозный даровал эти земли варнавинскому монастырю от Вола до устья реки Усты (именно здесь и находится Русениха), ни марийского, ни русского населения тут еще не было.
   В отличие от новоявленных лжекраеведов от журналистики вроде меня, замечательному исследователю Поветлужья Михаилу Алексеевичу Балдину можно верить. Выходит, и варнавинская, и наша Русенихи начали обустраиваться в период с 1551 по 1617 год.
   Как это было в нижней Русенихе, история умалчивает. А у соседей до сих пор на слуху легенда про непокорных мужиков, которых помещик вывез в самое глухое место и сказал: если такие буйные и смелые, выживайте как можете. Они выжили и деревню свою обиходили на зависть другим.
   А вот первое упоминание о Русенихе, что зарождалась напротив Усты.
«Починок Русинов, а в нем крестьян: во дворе Русинко Левонтьев с детьми с Милюткою да с Ваською». Из этой записи видно, что деревня получила название по имени первого поселенца.
   Самая простая и часто цитируемая версия происхождения слова «Русениха». Проще только та, что здесь давным-давно жили русоволосые люди.
   Но есть и другие предположения. Во время монголо-татарского нашествия на месте обеих деревень были надежные укрепления. А на страже стояли такие отважные воины, что монголы, завидев их, в страхе кричали: «Рус! Рус!» Очень патриотичная, но не вполне понятная история. Что могло заставить бежать в панике нукеров Мамая или Батыя, которые труса праздновали очень редко?
   – Татары приходили с той стороны Ветлуги, – пересказывает другую легенду, услышанную еще в далеком детстве, Нина Владимировна Молева, – а здесь всегда был высокий, крутой вал, и защитники сверху поливали врага кипятком.
   Такое вот предание с героическим эпосом про смелых русичей, которые основали и оберегали свою деревню. И не нужно бы никаких других легенд, но как из песни слов не выкинешь, так из истории не вырвать ни одной страницы.
   – Да, для нас это исконно русская земля, но коренным населением здесь многие века были марийцы, – поясняет директор Музея эпох Лима Припорова, – и, возможно, слово «Русениха» имеет патрономическое происхождение от марийского мужского собственного имени Русен, хотя с годами оно могло измениться.
   – Когда-то давно мне рассказывали, что название нашей деревни от татарского Русени-хан. От них это все пошло, может и в ком-то из нас течет татарская кровь, – улыбается Нина Владимировна.
   Интересно – хан Русени… А если вспомнить, что когда-то на Ветлуге жили предки марийцев, удмуртов, коми-зырян… Да, похоже, и впрямь что-то в нашем происхождении нечисто!..
   Про таких людей, как Нина Владимировна, говорят – из деревенской интеллигенции. Одно время была здесь председателем сельсовета. Родом она из Русенихи. Нина Владимировна помнит имена своих предков чуть ли не до седьмого колена. Один из ее прадедов по имени Макар охранял казну. Нет, не хранилище денег и драгоценностей.
   – Казна – это казенный лес, – поясняет Лима Федоровна. – При Петре I был государственный резерв. Он шел на строительство кораблей и на другие военные нужды.
   – И вот из казны эти корабельные сосны стали рубить и воровать троицкие мужики, – продолжает детективную историю Нина Владимировна. – Макар пошел туда на разборки, а они с крутого откоса, где и теперь церковь стоит, скатили бревно и убили его.
   ...Камешник, Шулепников и Щепочкин края, Поварежный и Городишный овраги – старинные русские названия. Почему старожилы их называют так, и сами не знают. Но они еще на слуху. Как на слуху и еще одно очень оригинальное название. Настолько, что порой хоть рассказывай анекдоты из жизни.
   Время от времени в местном «Водоканале» или в Электросетях раздаются звонки:
   – У нас тут в Москве воды нет (или света)…
   – В Москве? Дык че вы нам-то звоните? Звоните в Москву…
   – А и в Подмосковье тоже нет… И хорошо, если рядом с дежурным человек в возрасте, знающий. Если молодой, не вдруг они поймут, что это за Москва и Подмосковье такие и где их отыскать.
   – Откуда это пошло, не знаю. До нас дело было, – пытается вспомнить Нина Владимировна. – Но Москвой тот край прозывали как бы в насмешку.
   – Почему у этой части Русенихи такое название – неизвестно, – задается вопросом директор Музея эпох Лима Припорова. – Может, потому что стоит отдельно за оврагом? А еще ее называли Забегалихой.
   Ну вот как тут обойтись без сравнений? Такая вот она и главная наша Москва, столица: живет обособленно от всей страны, по своим понятиям, в последние годы принимает всех кого ни попадя и все больше превращается и не в Забегалиху, а в огромную полуцивилизованную шумную забегаловку.
   В русенинской Москве есть то, чего нет в других столицах, – Музей эпох. Если чуть преувеличить, это достопримечательность всех времен и двух народов. Русенихинское городище и марийский могильник. О них уже столько сказано-пересказано, что нет смысла повторяться. Здесь работала не одна археологическая экспедиция. Да и черные копатели тоже. Лично меня всегда интересовал даже не исторический, а сакральный аспект этих раскопок. С кладбищами всегда связано множество суеверий. Всем же известно, что тревожить могилы усопших нельзя, это опасно и может повлечь за собой беду.
   – На марийском могильнике сохранность скелетов была такая, что по существу никто и не тревожил останки предков, – рассказывает о работе археологов из Йошкар-Олы Лима Припорова. – К тому же мне кажется, что у них есть какие-то свои обряды или негласные правила, которые ученые соблюдают перед раскопками и во время них.
   Когда же я напрямую спросил об этом у Татьяны Никитиной, руководителя археологической экспедиции, она, как бы давая понять, что не хочет распространяться для широкой публики, сказала коротко:
   – Не могу ответить на этот вопрос, – но сразу же добавила: – Я интересовалась у батюшки, нет ли большого греха, что мы раскапываем могилы, он ответил: у вас такая работа. Мы же не тревожим душу, а очень бережно прикасаемся к бренному, стараясь сохранить культуру прошедшего времени для будущего...
   Что верно, то верно: без прошлого нет будущего. Эта банальная фраза в Русенихе звучит совсем по-другому. Почему во все времена здесь жили очень трудолюбивые люди. Это даже не на генетическом уровне. Берите глубже. Когда-то очень давно здесь жили балахнинские охотники и рыболовы, потом фатьяновские скотоводы, после – ананьевские земледельцы… Скажите, ну как русенихинцам не быть трудягами до мозга костей? Они и плотничали, и катали валенки, и портняжничали… Одно слово – мастера-умельцы. В Музее эпох сейчас готовят новую экспозицию, посвященную очень талантливому самоучке. Звали его Дмитрий Зеленцов. С 12 лет он начал плотничать, научился делать мебель: столы, камоды, горки. Но и это еще не все. На досуге Зеленцов мастерил, что называется, с нуля гармони, балалайки и гитары.
   В охаянное демократами советское время здесь был сначала небольшой, но очень крепкий колхоз «Красный строитель», потом отделение самого крупного в районе хозяйства. И всегда Русениха значилась среди передовиков. Даже звероферма здесь когда-то была.
   Была… Оптимизация накрыла такой огромной черной тучей глубинку, что и просвета на горизонте не видать. Вот уже и варнавинская Русениха скорее мертва, чем жива. А в деревне напротив Усты жизнь еще теплится. И еще как! Сравнительно недавно в центре Русенихи на радость здешней ребятне появилась разноцветная детская площадка, местная власть отремонтировала уличное освещение и водопровод, надеется, что вскоре удастся благоустроить дорогу. И сами жители свою родную Русениху вымирающей не считают.
   – У нашей деревни есть будущее, – уверенно говорит Игорь Шихов, местный житель, известный и очень уважаемый в Воскресенском районе человек. – Большой плюс – автобусное сообщение, второе – рядом река, лес, люди с удовольствием сюда приезжают отдыхать, недалеко от районного центра…
   – А Русениха живет так же, как вся сегодняшняя Русь, или по-другому?
   – Так же. Те же трудности, те же проблемы, но, может, чуточку повеселее, подушевнее!
   А почему так? Хотите найти ответ на этот простой и очень сложный вопрос? Выйдите на высокий берег Ветлуги, откуда грозило всем своим врагам надежа и крепость ветлужан русенихинское городище, окиньте взором необъятные дали, восхититесь их красотой – именно про такие места сказал великий классик: «Там Русь исстари на чистоте стоит».
   И в этом нет сомнений.

Александр ГРАЧЕВ
Фото Сергея Токарева
На снимках: Н. В. Молева, Л. Ф. Припорова,
в центре Русенихи

Послесловие. Старожилы Русенихи рассказали нам, что Попова яма находится совсем в другом месте. Еще один ляпсус. И его мы обязательно исправим. Побываем на озере, где в старину убили священника, и расскажем читателям, когда в нашей «Азбуке» наступит очередь буквы «П».

Где Русь исстари на чистоте стоит

Где Русь исстари на чистоте стоит

Где Русь исстари на чистоте стоит

Где Русь исстари на чистоте стоит

Где Русь исстари на чистоте стоит

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: