Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Из камней древности - ступени грядущего

Азбука легенд и преданий

Из камней древности - ступени грядущего

С - Светлоярские летописцы. Часть 1.

   Хотите – верьте, хотите – нет, но все начиналось со старого амбарного ключа. Почти как в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик». В нашей истории не было ни старого холста с нарисованным очагом, ни потайной двери в каморке папы Карло. Но простой ключ тоже стал символом больших перемен и даже открытий.
   На карте России таких мест, как Владимирское, немало. Каждое со своей историей, со своими легендами, интересными судьбами людей. И все же село Владимирское, что на Нижегородчине, особенное: с незапамятных времен здесь проходила дорога к святыне земли русской – загадочному и таинственному озеру Светлояру.
  Есть еще одно отличие Владимирского от других российских сел, его достопримечательность и, можно сказать, изюминка. Мало где в глубинке есть столько музеев, как во Владимирском.
   Этой истории уже двадцать лет. В самом начале никто и представить не мог, что такое возможно.
   – Я не представлял, что все так хорошо получится! Потому что не каждая территория может похвастаться: вот смотрите – полпреды здесь были, губернаторы были, депутаты Государственной думы были, зарубежные делегации едут, восторгаются, – вспоминает Вадим Привалов, в те годы глава администрации Воскресенского района. – Что будет такой уровень, я не мог представить. И это случилось благодаря талантам наших людей и нашей владимирской и воскресенской земле.
   Если быть точным, в советские времена во Владимирском тоже начинали создавать первый, колхозный музей. И место нашли подходящее – в старинном купеческом доме, что на главной улице села. Здесь когда-то давно, еще до революции останавливался известный русский писатель Владимир Короленко.
   – Зная историческое значение здания... А потом, его вид... Это было одно из лучших зданий того времени во Владимирском, – делится воспоминаниями Федор Паузин, в прошлом учитель истории, а затем председатель колхоза, – поэтому мы решили создать здесь музей.
   Казалось бы, лучше места не найти. Но музеем этот дом не стал. С годами все вернулось на круги своя – сейчас, как и в старину, здесь снова бойко идет торговля.
   Для музея время тоже пришло. Немного позже, когда во Владимирском появился центр детского творчества.
   Это сейчас он выглядит будто расписной теремок на картинах Ивана Билибина. До революции здесь была земская школа, а в годы войны жили и учились дети блокадного Ленинграда. К середине девяностых школа являла собой печальное зрелище.
   – Она выглядела как полузаброшенное здание, где летали голуби, где были полы в дырах и обшарпанные стены, – вспоминает Алексей Гроза, директор музея «Град Китеж».
   – Было очень сложно. Брали крутой кипяток, мыли этим кипятком стены и потом ножом скоблили старые трех-четырехслойные обои, – дополняет рассказ Алексея Борисовича Людмила Жебель, человек, которому, собственно, и пришла в голову идея создать во Владимирском детский центр. – Мы отдирали их с трудом, понемногу, по маленькому кусочку.
   Начинался детский центр с этнографического музея. А первый экспонат принесли владимирские ребятишки. Это был амбарный ключ. И не простой, а волшебный!
   – Да, это волшебный ключ, – до сих пор не перестает удивляться Людмила Николаевна. – Для меня тот момент был настолько знаковым: если теперь есть ключ, все будет хорошо!
   Также одним из первых и не менее удивительных экспонатов музея была... церковь. Точь-в-точь как настоящая Владимирская, только в уменьшенном виде. Макет церкви сделал местный мастер-умелец, фронтовик Михаил Васильевич Афоньшин.
   – В том году отмечалось 250-летие церкви. Иногда мы говорим, что наша церковь старше, чем государство Соединенные Штаты Америки, – проводит неожиданные исторические параллели Наталья Аблясова, старший научный сотрудник музея «Китеж». На легенды и предания земля американская и вовсе скудна. И ничего тут не попишешь...
   Главным объектом показа в этнографическом музее долгое время был другой макет – града Китежа. Таким представляли его дети. Они строили свой светлый Град, как в старину древние русичи возводили крепости-города, – с надежными стенами и красивыми куполами церквей.
   Уникальность этого экспоната еще и в том, что ребятишки его делали под открытым небом на берегу Светлояра.
   – Нам принесли кучу красной глины, и каждый желающий на берегу озера мог что-то слепить. – Среди той детворы был и Мартин Жебель, тогда еще девятилетний мальчишка. – Делали кто что мог, помню, башенки лепили для небольшого замка.
    Идея создать новый, обособленный от детского центра музей возникла сама собой – так много людей стало посещать это место. Но выглядела идея в ту пору почти сумасбродной: снова за ремонт, снова за топоры и пилы. Однако в народе не зря говорят: глаза боятся, а руки делают. Так на переломе двух веков и тысячелетий во Владимирском начали ремонтировать еще одно ветхое здание – школы-интерната.
   В бывшем интернате еще стучали топоры, а сотрудники музея продолжали собирать экспонаты для будущих экспозиций и фондов. Они выезжали в соседние деревни и села, встречались со старожилами, поясняли, для чего собирают предметы домашней утвари, самовары, скалки, прялки, – одним словом, всякую всячину.
   Первой откликнулась на просьбу музейщиков Валентина Викторовна Макарова из деревни Шадрино. Долгое время она собирала старинные вещи для школьного музея. Теперь во Владимирском их могут посмотреть сотни туристов.
   Словом, местные жители – активные помощники музея. Они и фонды пополняют, и помогают краеведам исследовать историю родного края. Вообще, нужно сказать, что научно-исследовательская деятельность занимает особое место среди прочих направлений в работе музея.
   – Она связана с легендами о граде Китеже, с «Китежским летописцем» и другими историческими документами. – Наталье Аблясовой есть что рассказать не только туристам, но и коллегам музейщикам из других регионов страны.
   Да, на самом деле, тут есть что показать и что посмотреть! Сейчас, открывая двери народного историко-художественного музея, сразу же попадаешь на «Подворье» и в «Светелку». Так называются два выставочных зала. Третий зал посвящен истории паломничества и поклонения граду Китежу и озеру Светлояру.
   Нигде в другом месте вам так увлекательно, как здесь, не расскажут об известных поэтах и писателях, о знаменитых ученых, побывавших на Светлояре. Владимир Короленко, например, приходил сюда с посохом в руках и сумой за плечами. Говорят, что он был одним из первых, кто осмелился искупаться в светлом озере.
   – Короленко был исследователем, ему хотелось узнать, а что же там под водой. Может, на самом деле такие прекрасные храмы и терема стоят? – рассказывает полулегенду-полубыль сотрудник историко-художественного музея Ирина Панкратова. – Так вот, плывет Короленко, а местный рыбак, сидящий в лодке, говорит: «Ну, мужик, ты до завтра не доживешь». – «А что такое?» – «Озеро-то святое. Здесь великий грех купаться. Мне насыпь золота в лодку, я все равно туда не войду». То есть владимирцы боялись навлечь на себя, на свою семью какие-то несчастья, – поясняет Ирина Александровна. – Многие из экскурсантов спрашивают, что же стало с Короленко. Когда он нырнул, местные мужики, что стояли на берегу, ухнули и стали гадать: выплывет или сгинет. Выплыл – значит душа не черная, Господь не позволил утонуть в святых водах Светлояра. Вот так подумали деревенские мужики про Короленко.
   Сказаний, былей и небылей здесь очень много. Если же захотите услышать самую загадочную легенду про таинственный град Китеж – пожалуйста.
   – И повележе благоверный князь Георгий Всеволодович строить на берегу озера того Светлояра град имени Больший Китеж, – напевно рассказывает, будто старинную песню поет, Ирина Медведева, экскурсовод музея. – Град сей строили мастера, а когда они уставали, с неба спускались ангелы и продолжали строительство. За три лета град был поставлен с белокаменными церквями, с резными теремами, со златоверхими куполами храмов Божиих. Но славился сей град не богатой казной и не воинской силой, а красой своей несказанной, звоном успенским, радостным, а больше всего жизнью праведной, мудрой, чистой китежской...
   По словам директора историко-художественного музея Натальи Тороповой, здесь очень много внимания уделяют патриотическому воспитанию. Рассказывают посетителям про героев Первой мировой и Великой Отечественной войн. А разве легенда про затонувший, но не сдавшийся врагу город не пронизана буквально насквозь чувством любви к родине?
   Старинные сказы и дети, и взрослые слушают с нескрываемым интересом. С не меньшим удовольствием они приобщаются к старине. Далеко не в каждом музее детям позволят поработать за ткацким станом, мять шелковистый лен или сучить из кудели тонкую шерстяную нить. Все это называется музейной педагогикой, без которой сотрудники «Китежа» уже не представляют своей работы.
   О роли личности в истории можно говорить долго. Если бы четверть века назад Людмила Николаевна Жебель не приехала во Владимирское, наверно, не скоро появился бы здесь и детский центр, и все связанное с ним. Благодаря ей в старинном селе открылся и уникальный музей искусства керамики «Град Светлый».
   – Есть такое выражение – «из камней древности сложим ступени грядущего». Первая мысль была создать зал славянской мифологии, – вспоминает Людмила Жебель. – Древние славяне – это наши истоки, наши знания, наши корни. Сейчас столько артефактов, столько ученых, которые вплотную изучают эту тему. Очень интересно!
   «Красота, рожденная в огне» – так часто говорят про шедевры гончарного и стеклодувного искусства. Во Владимирском все несколько иначе, глубже, что ли? Здесь красота рождается не просто в огне, а в неугасимом пламени творческих сердец.
   – Каждая творческая работа заключает в себе именно такой смысл, чтобы в нее вложить частичку сердца, души, иначе она не будет уже работать как духовный магнит, как источник излучения красоты.
   Из зала в зал от «Славянской мифологии» через «Святую Русь» к «Искусству современной керамики» почти каждый день здесь проходят восторженные посетители. Оставаться равнодушным в «Граде Светлом» просто невозможно.
   Мимо музейно-туристического комплекса «Град Китеж» не проехать и не пройти. Многочисленные гости Владимирского не перестают удивляться – ничего подобного в других российских селах нет. Туристы удивлялись бы еще больше, если бы знали, что фундамент здесь закладывали не под музей, а под оптический театр. Нечто подобное есть только в Италии. Выходит, у нас что-то не получилось?
   – Что значит не получилось? – отвечает вопросом на вопрос создатель оптического театра, режиссер Сергей Зорин. – Я считаю, что все получилось, потому, что здание есть. Прекрасное здание! Спасибо и Шанцеву, и всем, кто принимал решение его строить. Это было непросто. Но оно построено.
   Так во Владимирском вместо оптического театра появился не менее интересный объект – музейно-туристический комплекс. Правда, и тут не обошлось без трудностей и проблем. Но не в этом ли мудрость жизни – все, что дается нам с трудом, то намного дороже.
   – Самое главное, те, кто приезжает, говорят, что мы вроде как старинный замок реконструировали. На самом деле это чистый новодел, – улыбается Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области. – Нам пока не удалось внедрить оптическую технологию, но это дело времени...
   Со стороны МТК «Град Китеж» очень похож на белокаменный княжеский терем. Здесь очень легко представить себя в далеком средневековье. Тем более если вас встречают хлебом-солью в расшитых золотом платьях лучезарные князь с княгиней.
   Радушные хозяева покажут и расскажут вам, как и чем живет музейно-туристический комплекс, какие здесь проходят культурные мероприятия, театрализованные представления и концерты.
   – Мы стараемся придерживаться наших русских традиций, сказок и любое театрализованное представление создавать на основе этих традиций, – открывает секреты профессиональной кухни сотрудник МТК Светлана Кропотова-Даринская.
   Но самое яркое театрализованное представление гости села могут увидеть даже не в стенах МТК, а на светлом озере, его уже не один год подряд ставят и показывают сотрудники музея вместе с артистами народного театра из города Ногинска во время межрегионального фестиваля «Град Китеж – душа России».
   А сколько в музейно-туристическом комплексе экспонируется картин, панно, фотографий – любой выставочный зал позавидует. Иногда одновременно здесь действуют две и три экспозиции.
   Как и в других владимирских музеях, в МТК много внимания уделяют детям. Здесь созданы все условия для развития творческого потенциала талантливой молодежи. Сотрудники центра создают такую удивительную атмосферу, что юные артисты сами участвуют в творческом процессе.
   В последнее время, приобщая гостей к традиционной культуре, сотрудники музейно-туристического комплекса все больше используют современные формы работы. Одна из них – интерактивы. Как наглядный пример – программа «Китежский календарь», в рамках которой проходят ни много ни мало 12 народных праздников.
   – Всю ту культуру, которая была столетия назад, мы стараемся возродить и уже прожить сейчас, в наше время. Суть нашей работы в чем? – спрашивает журналистов Светлана Кропотова-Даринская и сама же отвечает на свой вопрос: – Чтобы каждый, кто приезжает сюда, стал творцом праздника. И в общем-то, нам это удается.
   Преуспевает МТК и в другом: можно с уверенностью сказать, что он идет в ногу со временем, а иногда и опережает его. Это лишний раз подтверждает тот факт, что в МТК осваивают самую современную технику и новейшие технологии, в том числе и оптического театра.
   6 июля на Владимирскую в уютном киноконцертном зале комплекса можно посмотреть удивительной красоты светомузыкальные композиции. И по мотивам древних сказаний тоже.
   – Приезжают люди, я им у себя дома – в мастерской показываю свои композиции, – рассказывает Сергей Зорин. – Вчера после просмотра вся группа встала и в пояс поклонилась. Настолько это трогает...
   В названии владимирских музеев одно ключевое слово – «Град Китеж». И все без исключения экскурсии для туристов заканчиваются на Светлояре. Здесь у голубого зеркала святыни земли русской можно услышать так много древних легенд и преданий, так легко прикоснуться к далекому прошлому, что хочется приезжать сюда вновь и вновь.
   – Здесь есть все для того, чтобы показывать историю, традиции, легенды. Легенда о Китеж-граде, озере Светлояре, о том, как духовность России была спасена, – это дорогого стоит, – убежден губернатор Нижегородчины Валерий Шанцев. – Весь мир рисует Китеж-град, никто его ни разу не видел, у каждого он свой. А мы должны им показать, дать полное понимание, что это действительно так, что духовно богатая Россия никогда не встанет на колени.
   Можно долго рассказывать о больших и малых делах владимирских музеев.
   – Зачем мы это все делаем? – поясняет директор музея «Град Китеж» Алексей Гроза. – Чтобы сохранить историческую память, популяризировать народную культуру, создать среду для раскрытия творческого потенциала личности.
   За двадцать лет работы владимирский музейный комплекс стал одним из признанных центров культурного просвещения населения. Сюда постоянно приезжают официальные делегации и просто туристы из десяти регионов России и ближнего Зарубежья. За два десятилетия здесь побывали более 100 тысяч человек.
   Неоднократно владимирские музеи получали почетные дипломы, призы, грамоты как лидеры нижегородской туриндустрии и музейного дела. Это самая яркая визитная карточка Воскресенского района и всей Нижегородчины.
   – Владимирское – одна из реперных точек Воскресенского района. Вся Россия знает про наше озеро Светлояр, – не без гордости говорит глава администрации района Николай Горячев. – Владимирское имеет богатую историю, и очень приятно, что жители села ценят ее и стараются развивать музеи.
   А вот еще одно мнение еще одного очень уважаемого в нашем крае человека, епископа Городецкого и Ветлужского Августина:
   – Я так думаю, что это могло бы быть образцом для всей России. Это возникло благодаря удивительным, уникальным личностям, которые здесь находятся и которые держат это пространство, привлекая сюда огромные потоки туристов.
   Сейчас историко-художественный музей «Китеж», музей керамики «Град светлый» и музейно-туристический комплекс «Град Китеж» уже называют единым историко-культурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником. Все это значительно расширяет его рамки и границы, особенно в направлении партнерского взаимодействия с другими музеями-заповедниками России, и, конечно же, позволяет уверенно смотреть в завтрашний день.
   А волшебный ключ от дверей в будущее во Владимирском давно уже есть.

Александр ГРАЧЕВ
Светлана СЕВЕРЕНЧУК
Фото Сергея Токарева

Из камней древности -  ступени грядущего

Из камней древности -  ступени грядущего

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: