Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Игра в слова

Азбука легенд и преданий

Игра в слова

Г - Граничное

   Девушки шли вдоль кладбищенской ограды. Кроссовки, куртки, повязанные на поясе, немного усталые лица. Сверху серое небо, справа старица с темной водой, слева ограда с крестами, впереди деревянный мост. Картина напоминала эпизод из какого-то современного мистического фильма, а может, какой-то новой легенды. Но к легендам мы еще вернемся. – Неудачный день, – произнесла Алена, одна из девушек. – Бабушки неохотно шли на диалог, отказывались разговаривать, да еще какие-то мужчины пытались пристать.
   Нет, не очень страшно, – немного беззаботно добавила ее подруга Настя. – В деревне живут в основном старые бабушки, они нас не боятся, и мы их. Да, сегодня мы немного напугались, но мы уходим, если чувствуем, что опасно. Если что, то можно к кому забежать…

Практика

   Но перед нами не эпизод из фильма, и уж тем более не предания старины глубокой – июль месяц, Заветлужье. А девушки, хотя к легендам и имеют некоторое отношение, – студентки второго курса филологического факультета Нижегородского университета. И они не просто так гуляли по живописным окрестностям, а трудились: проходят диалектологическую практику.
   Диалектологическая от слова «диалект». Практика, кстати, добровольная. Девушки и юноши, точнее, семь девушек и двое юношей – такое количество студентов-филологов высадилось в июле в нашем районе. Они встречались со старожилами, записывали их речь на диктофон.
   – Чтобы выяснить местные слова, как предметы и явления назывались раньше и сейчас, – объяснила руководитель практики, старший преподаватель И. В. Толкачева.
   Главная цель экспедиции – местная лексика для составления диалектного словаря Нижегородской области. Вышло уже два тома, со словами от буквы «А» до буквы «В». В словаре приводится значение слова, пример, его географическая привязка. Готовится третий том. Картотека собирается более шестидесяти лет, первые записи датируются 1949 годом. Сейчас она насчитывает более 200 тысяч карточек. Сбор информации Нижегородский университет ведет в основном по северу области – от Тоншаева до Бора. По югу собирают сотрудники и студенты Арзамасского пединститута. Воскресенский район начиная с 2000 годов студенты-филологи посетили в третий раз. Проводилась экспедиция и в начале 90-х. Последний раз в районе они были четыре года назад и исследовали небольшой его кусочек от Воскресенского до Сухоборки.
   – К сожалению, Воскресенский район, когда можно было застать носителей исконных говоров, рожденных до революции, впитавших разговор своих отцов и матерей, не был достаточно исследован, – констатирует Ирина Вячеславовна.
   В этот раз для исследования было выбрано направление Заветлужье. Студенты посетили Белоусово, Елкино, Поломерское, Большие Отары, Содомово, Черново, Воздвиженское. Эпизод с кладбищем – это Родионово и Глухово. Кстати, сбором легенд и преданий студенты-филологи занимаются на фольклорной практике после первого курса.

От Граничного до Исаковки

   В один из дней студенты высадились в Драничном. В сельском клубе их уже ждали. Директор В. М. Ложкова ставила чайник, на столе бутерброды с колбасой – пирогов нет. «Не успели испечь». Совсем недавно, весной, фольклористов здесь угощали и пирогами, и ватрушками.
   Вообще Драничное пользуется популярностью у исследователей, прошлым летом и нынешней весной здесь гостили экспедиции фольклористов. Студенток встретили старожилы деревни А. А. Карамаева, Н. П. Горячкина и Н. Н. Кортышева. Каждая из них обладает уникальными сведениями о жизни и обычаях Драничного, чем они и поделились. Рассказали, как проводили время на беседках, какие традиционные персонажи присутствовали на посиделках, а среди них смерть в белом саване, кулак, бояре. Еще в Драничном хорошо представлена местная кулинария, и бабушки поведали девушкам, как готовить сусло, сыры и прочие «вкусняшки».
   Прозвучала и легенда о названии деревни. Название дал поход Ивана Грозного на Казань. Через огромное лесное пространство прошло войско с обозами. Один из обозов, который назывался Граничным, находился на стоянке, на том месте, где возникла деревня. По названию обоза деревню назвали Граничное.
   А потом стали называть Драничное – так гласит легенда. Но местные жители склоняются к тому, что название произошло от дранки, которой покрывали крыши.
   В завершение встречи старожилы Александра Алексеевна и Нина Павловна исполнили духовные песнопения. Впечатление от исполнения оказалось столь сильным, что студентки, и не только они, не могли сдержать слез.
   На следующий день филологи заглянули в Староустье. Ирина Вячеславовна, чтобы студенты работали самостоятельно, разделила их по бабушкам. Одной группе досталась З. А. Хохлова, другой Н. П. Гудожникова. Память Натальи Петровны просто феноменальна: весной во время встречи с фольклористами она помнила, в чем выступали участницы художественной самодеятельности в 1954 году, какие на них были сарафаны, их цвет, вышивку, детали. И естественно, какие исполняли песни. И в этот раз студенты собрали достаточно информации.
   Услышали и еще одну из здешних легенд. Прежде здесь жили марийцы, которые затем были вытеснены. Один из них, по имени Исак, ушел за Усту и построил там избушку на берегу безымянной речки. После и речку, и местность стали называть Исаковка.

Посидим поокаем

   В Староустье руководитель вместе с провожатым отправились еще к одному старожилу – В. Б. Шубину. Валерий Борисович поделился интересной информацией о произношении местных жителей:
   – Знаю, что елизаветинский разговор (Елизаветино – поселение в трех километрах от Староустья) точно такой, как в Кировской области. В Драничном говорили, как в Кириллове, правильно. В Отарах тембр был другой, специфический. В лесу по грибы ходишь, услышишь, говорят – сразу понимаешь: жители Отар, определяешь по тембру. А староустинцы цокали, говорили: «цево» вместо «чего».
   – Такие реликты типа цоканья сейчас сложно найти, – говорит Ирина Вячеславовна, – хотя в 2011 году в Урене записали, – отмечает она еще особенности речи местных жителей: – Хорошо сохраняется окающее произношение, элементы ёканья типа «делаёт», «своёй» – этим Воскресенский район богат.
   А студентка Алена была удивлена услышанным словам:
   – Здесь говорят «ногам», «рукам» (вместо «ногами», «руками». – Прим. ред.).
   – Только приехав на практику и услышав бабушек, – продолжает Ирина Вячеславовна, – они поняли, что они изучали в курсе русской диалектологии.
   Еще отрадный момент: практика добровольная, то есть студенты сами решают, ехать им в деревню и ходить по бабушкам или заниматься расшифровкой собранного в городе.
   – Иногда студентов набиралось три, четыре, – говорит руководитель, – в последние годы по девять, десять человек, и это очень хорошо.
   Работа филологов по Воскресенскому району на этом не заканчивается. Через несколько лет девушки и юноши вновь посетят наши места, предполагается исследовать поселения Асташиха, Погатиха и деревни и села владимирского куста.

Тише и за забором

   Прощаясь, мы не могли не спросить Ирину Вячеславовну, какой она увидела деревню.
   – Мы общаемся в основном с пожилыми людьми. Конечно, люди стали более закрытые. Уже и разговоришь, и в дом приглашают чаю попить, но настороженность сохраняется. Конечно, не у всех, некоторые до сих пор видят нас и сразу в дом приглашают. Хотя последние пять лет студентам говорю: ни за что не проситесь домой, разговаривайте на улице, на скамеечке, только если позовут, тогда идите. Такое правило появилось, сколько историй про украденные иконы, медали. Дети не очень хотят, чтобы к их родителям приходили. И все реже можно увидеть сидящих на лавочках бабушек. Сидящих и о чем-то разговаривающих. А иногда заходишь в деревню и не можешь никого найти. Даже спросить не у кого, к кому обратиться. Сейчас другие впечатления от деревни: тише и за забором.
   Вновь вспомнилась тропинка вдоль кладбищенской ограды, серое облачное небо, темные воды старицы и две студентки с немного усталыми, но светлыми лицами.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Игра в слова

Игра в слова

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: