Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » «Все интересное будет в ней!»

Азбука легенд и преданий

«Все интересное будет в ней!»

С - Светлоярские летописцы. Часть 2.

   Буква за буквой, публикация за публикацией – воскресенские журналисты составляют «Азбуку легенд и преданий Поветлужья». Сегодня мы заполним страницу с буквой «С» – Светлоярские летописцы. К ним со всем основанием можно отнести известного на Нижегородчине, да и в России тоже, профессора, краеведа, писателя Николая Морохина и всех тех замечательных людей, о которых пойдет речь в его интервью.

НАШЕ ДОСЬЕ. Николай Владимирович Морохин. Доктор филологических наук. Профессор. Член Союза журналистов СССР и России. Работал в газетах «Ленинская смена», «Комсомольская правда», «Волжская магистраль», «Гудок», в журнале «Студенческий меридиан». До настоящего времени преподает в Нижегородском государственном университете им. Лобачевского. Исследователь фольклора и этнографии Нижегородского Поволжья. Писатель. Краевед.

   – Николай Владимирович, я очень рад, что мы встретились. У меня в руках замечательная книжка «Град Китеж». Это одна из моих любимых книг. И я считаю, что ничего более интересного, замечательного про легенды Поветлужья, наверно, нет. Очень хотелось бы узнать, как она создавалась?
   – Мой отец привозил сюда экспедицию в 1974 году, затем в 1975-м. Они базировались во Владимирском в школе, изучалась тогда вся эта территория. В 1975 году мне было 14 лет, я впервые в жизни отправился с отцом в фольклорную экспедицию. Мы с ним шли пешком в Шадрино, шли через лес не по дороге. И там жил Алексей Николаевич Авдеев, от которого я записал первые услышанные мною легенды.
   Одним из первых, кто еще в XIX веке рассказал просвещенной России легенду Светлояра, был «гражданин семеновский Меледин». Похоже, это именно его Павел Мельников-Печерский называл «коноводом раскола».
   – Меледина я не воспринимаю как исследователя. Это публикатор, человек, который решил рассказать о том, что вот это есть. Он вообще за это довольно жестоко поплатился. Были проведены следственные действия, стали изучать эту совершенно противоправную публикацию. Она была старообрядческая, о старообрядческой святыне. И вдруг вот так вот в московском журнале совершено свободно повляется публикация.
   Нужно сказать, что она заканчивалась абсурдно. Сейчас, когда ее пытаются воспроизвести, ее никогда не воспроизводят с двумя последними словами статьи Меледина. Последние слова, знаете, какие там?
   – Нет. Очень интересно.
   Улыбается.
   – «И юмористики». В статье мысль заканчивалась тем, что легенда о граде Китеже важна нам с точки зрения истории, культуры... и юмористики. Я понимаю так, что публикаторы этой статьи попробовали сделать хоть что-то напоследок, для того чтобы перечеркнуть то, что написал Меледин. И дискредитировать саму эту статью перед цензурой.
   – И хоть как-то облегчить ее участь?
   – Да, облегчить ее участь. Но это «и юмористики» никто не заметил. Следственные действия были осуществлены по полной программе.
   Первым исследователем фольклора Нижегородского Поволжья и светлоярской легенды в частности, люди ученые считают Василия Комаровича, между прочим, уроженца Воскресенской земли. Он если не развеял миф «Китежского летописца», то сильно усомнился в его глубокой древности.
   – А какова роль в исследовании легенды о граде Китеже Василия Комаровича?
   – Василий Леонидович был, наверное, одним из самых глубоких исследователей фольклора Нижегородского Поволжья. Это человек, который применил современные, интересные методы исследования фольклорного материала, истолкования этого материала. Он исследовал собственно не мифы, он исследовал те письменные источники, которые могли предшествовать возникновению китежской легенды и «Китежского летописца».
   Он сопоставил все известные ему «Китежские летописцы». Это сложная, интересная для специалиста и трудно читаемая диссертация. Комарович высказал очень серьезные и очень доказательные вещи, которые касаются того, когда появилась эта легенда, что является источниками этой легенды, с чем это связано в древнерусской истории и в древнерусской литературе. Ну и он по-своему дискредитировал «Китежский летописец», показав те глубокие противоречия, которые в нем содержатся, как в рукописи, имитирующей летописный источник XIII века. Это видно даже невооруженным глазом. Когда вы читаете «Китежский летописец» и обнаруживаете в этой рукописи как бы XIII века всякие нехорошие слова в адрес московского царя.
   – То есть «Летописец» написан позднее?
   – Естественно, получается, что он написан позднее.
   В советское время во Владимирское на Светлояр приезжали разные научные экспедиции. Одна из них работала на Светлом озере в 30-е годы. И называлась она в духе времени – антирелигиозной.
   – Николай Владимирович, доводилось ли вам знакомиться с исследованиями Московской антирелигиозной экспедиции 30-го года?
   – Нет, это очень дорогое удовольствие. Документы Московской экспедиции хранятся сейчас в Центральном литературном музее. Если вы хотите познакомиться с книгой 30-х годов и скопировать оттуда какие-то страницы, то вам разрешат скопировать не более пяти страниц, и стоить это будет 1500 рублей. Фотография этой экспедиции, с которой вы хотите познакомиться – 6000 р. А еще там велись киносъемки, и они явно сохранены в пленочном, не в оцифрованном состоянии, и так же работали художники.
   Мы пытались разобраться, кто же там был из фольклористов. Я был просто поражен, когда понял, до какой степени высокий статус в фольклористике был у этой антирелигиозной экспедиции. Там работал сам Владимир Иванович Чичеров – ключевая фигура в советской фольклористике. Человек, который через несколько лет возглавил кафедру Московского университета. Это был первый фольклорист Советского Союза. К сожалению, он прожил очень недлинную жизнь. Но судя по тем следам, которые нам удалось увидеть, он не просто участвовал в этой экспедиции, записывал материалы. Похоже, это он нашел Ковалева.
   С именем Ивана Федоровича Ковалева, жителя деревни Шадрино, что неподалеку от Светлояра, связана грустная и в то же время загадочная история.
   – С Ковалевым связана одна очень печальная и загадочная история. Некие московские фольклористы, а, видимо, это и был Чичеров, подготовили сборник сказок Ковалева, который был издан и который никто, никогда не держал в руках. Издали этот сборник в 41-м году. В день, когда тираж был готов и упакован в пачки, в склад попала бомба. Тираж был уничтожен почти полностью до такой степени, что этих книг нет даже в Ленинской библиотеке в Москве и в Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
   Так вот. Говорят, что то ли верстка, то ли контрольный экземпляр этой книги, которая в результате не считается изданной, хранится там, в этом Литературном музее, потому что он и был издателем этого первого сборника сказок Ковалева, записанных московскими фольклористами. Если мы получим в руки этот сборник, если мы его полистаем, а это все, подчеркиваю, непросто и недешево, то мы, наверное, поймем, кто записывал тексты Ивана Федоровича Ковалева. В библиотеках нам не удалось это получить нигде. Об этой книге, ее существовании никто не знает, но она есть!
   Из всех научных экспедиций на Светлояр наиболее известна экспедиция «Литературной газеты». В течение трех лет она пыталась разгадать загадку таинственного града Китежа. Ее организатором был специальный корреспондент этой газеты Марк Баринов.
   – Хочется спросить вас еще об одной экспедиции на Светлояр – «Литературной газеты». О ней нельзя не вспомнить. Я был довольно не много знаком с одним из участников этой экспедиции В. И. Никишиным. Он рассказывал про нее удивительные, порой даже мистические истории. Вам с кем-то из участников этой экспедиции не приходилось общаться?
   – К сожалению, нет. Я внимательно читал все, что мне удалось собрать об этой экспедиции. Удалось почитать, конечно, многое. Вообще, это яркие и интересные люди. Кстати говоря, организатором этой экспедиции был Марк Баринов.
   Это человек, который искал очень-очень много интересных, загадочных вещей на территории России. Это была его судьба, видимо. Вообще яркий, интересный человек, участник войны. Я знаю, что некоторые считали его авантюристом. Но у меня о нем совершенно другое впечатление. После того как я почитал его работы, я понял, что этот человек хотел разгадать самые-самые жгучие загадки, тайны, которые есть в российской истории, российской фольклористике.
   И вот он тоже искал град Китеж. Конечно, это такой золотой фонд людей, сопровождающих нашу литературу и наше литературоведение. Мы не можем его считать ни писателем, наверное, ни литературоведом, но это блестящая, интересная фигура в истории нашей культуры.
   Ну и отдельный рассказ о фольклорных экспедициях горьковских-нижегородских ученых отца и сына Морохиных.
   – Хочется немного подробнее узнать про вашу экспедицию 1982 года. Как появилась идея собирать легенды и почему именно во Владимирском, на Светлояре?
   – Мой отец был в достаточной мере закрытый человек. Я не всегда знал, что он хочет и что имеет ввиду. Потом, спустя много лет, я узнал, что его очень волновала китежская легенда. В 60-е годы он с увлечением составлял сборник «Нижегородские легенды и предания» и, по его словам, положил туда самый неинтересный текст про град Китеж.
   – Неинтересный?
   – "Почему", – спросил я его? – "А потому что я знал, что мы будем делать книгу о граде Китеже, и все интересное будет в ней".
   Таким образом, я могу сделать вывод: идея книги «Град Китеж» у него родилась где-то в начале 60-х годов.

Александр ГРАЧЁВ
Продолжение в следующем номере

«Все интересное будет в ней!»

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: