Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Село по прозвищу...

Азбука легенд и преданий

Село по прозвищу...

Д - Докука

   Докукино, что расположено недалеко от Ветлуги напротив Красного Яра, никаких особых ассоциаций не вызывает. Типичное ветлужское селение, ну, может быть, название немного странное.
   В словаре докука толкуется как приставала, докучатель, надоедливая просьба, беспокойство и хлопоты. В общем, ничего веселого.
   В Воскресенском дали такую информацию. Предание, сильно напоминающее предание об Успенской церкви, гласит, что некая юродивая откопала икону мученицы Параскевы. В память об этом на краю оврага (где была найдена икона) поставили часовню в честь святой мученицы.

ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ ДИРЕКТОРОМ

   Вот с этой небольшой информацией и отправились мы заново открывать Докукино. Вначале обратились к бывшему директору сельской школы Владимиру Михайловичу Зырину.
   – У нас в школе была тетрадочка, – пояснил он, – где немного, но был собран материал по истории Докукина. Оттуда мне помнится, что село основано в XVIII веке.
   Сначала здесь были небольшие поселения, место же удачное: Ветлуга, заливные луга. Раньше Докукино находилось на берегу Ветлуги, со временем река отошла. Здесь пытались обустроить церковь, перевезли сруб, но она не освящена. Докукино так и оставалось деревней, хотя сейчас пишется селом...
   Что ж, и мы будем пользоваться этим определением. Рассказал Владимир Михайлович о недавнем прошлом села, тем более в конце 80-х - начале 90-х он работал здесь председателем местного колхоза.
   – В Докукине был сельский совет. Половина жителей трудилась в леспромхозе, другая половина – в колхозе «Докукинский». Здесь была центральная усадьба колхоза, гараж, молочно-товарная ферма, два телятника. Было лесничество, почта, ФАП и Дом культуры. А еще – восьмилетняя школа, в ней число учеников в лучшие годы достигало двухсот. Когда Владимир Михайлович принимал школу в середине 90-х, в ней училось 85 школьников. В 2011 году школу закрыли. Сейчас в Докукине проживает, точнее, зарегистрирован 261 человек.

ШКОЛА, ШКОЛА...

   Докукино, как и вся прибрежная часть района – дачная территория. По центру села проходит оживленная трасса Нижний Новгород – Республика Марий Эл. Дома прибраны, ухожены. Создавалось впечатление – такая милая деревенька. Пока мы не увидели бывшую Докукинскую школу. Зрелище произвело тяжелое впечатление. Распахнутые настежь двери, разбитые стекла окон. В коридорах брошенные наглядные пособия, карты. Сохранившиеся на стенах бодрые плакаты только подчеркивали ужас происшедшего. Разгром явно случился недавно. Сваленные в кучу книги в библиотеке и в классах были в нормальном состоянии. Они еще не пережили зимы. Проходившая рядом со зданием женщина бросила: «Кто виноват? Тот, кто разорил». И добавила что-то про Сирию. Может, то, что над школой поработали террористы из запрещенного у нас государства? Или то, что надо заниматься своей страной, а не лезть в сирийскую пустыню. Иначе у нас самих будет пустыня.
   Картину разгрома обрамлял и по-своему дополнял красивый школьный парк с лиственницами. Все напоминало заброшенные старинные усадьбы. Словно история вновь шла уже пройденным путем. После посещения «объекта» мы немного впали в депрессию. Словно накрыла черная пелена. Легенды и веселые байки не собирались. Да и местные жители не хотели общаться. Почти всюду мы видели закрытые двери.

КАКИЕ МЫ ЕСТЬ?

   В центре села на взгорке рядом с мостом через небольшую речку возвышалась темная, невзрачная деревянная церковь. Вспомнилось прочитанное ранее:
   «В 1920 году в селе Покровском была куплена и перевезена деревянная церковь клетского типа с колокольней. Церковь вида самого простого. Необычность ее состояла в том, что церковный хор пел на специально устроенном балконе под куполом храма. В 30-х годах церковь закрыли и сделали в ней клуб. Потом зернохранилище».
   Заходить внутрь не стали, хватило впечатления от школы. Двинулись к кирпичному зданию магазина. По дороге поинтересовались историей названия села у шедшей навстречу местной жительницы Валентины Васильевны Гончаровой.
   – В честь помещика Докуки назвали Докукино. Так мне говорили. Как сейчас село выглядит? Людей мало стало, все старые помирают, молодежь разъезжается, нет работы.
   – Работы нет, уезжают, – подтвердила и продавщица в магазине Галина Александровна Штурмина.
   А еще добавила о школе:
   – Хорошая была, до последнего времени стояла, как игрушка. Ребятишек много было. А теперь детей собирают и автобусом возят в Галибихинскую школу.
   В беседу включился дачник из Сысуева Михаил Александрович Едуков.
   – Здесь какая-то, как говорят, особая аура. Я родился в Семенове, жил на окраине города, рядом лес, грибы. С другой стороны, в Семенове удобства, больница, магазинов больше. Но сюда приехал, и уезжать не хочется. Как будто здесь родился и жил всегда. Как будто все родное. Природа здесь сказочная, заповедная. От Семенова недалеко, а здесь больше птиц, растений разных. Сказочный край! Держу пчел, из-за них сюда и приехал.
   Высказал Михаил Александрович и свою гипотезу о названии села.
   – Есть наука топонимика, по ней можно судить, какие племена, народы здесь жили. Рядом есть речка Черемиска, значит, здесь когда-то жили черемисы. А докука – это человек, который в чем-то смыслит, что-то понимает, какой-то специалист. (Михаил Александрович, скорее всего, докуку спутал с докой. – Прим. авт.).
   Поговорили и о школе.
   – Мы пришли к тому, к чему пришли. Не надо говорить, что у нас правитель плохой, мы сами такие. Мы все делаем своими руками, мы делаем эту разруху. С кого спрашивать?  С нас. Какие мы есть, так мы и живем.
   Тема школы продолжилась и в разговоре с другими жителями села.
   – Четыре года стояла, никто не трогал. Пока ребятишки были, кто учились, не давали свою школу в обиду.
   Выпускник школы Алексей Пластинин был более категоричен:
   – Был два-три дня назад. Двери, окна открыты, все разбито. Любой может проникнуть и поджечь. Так оставлять нельзя. Нужно заколотить. Мне обидно за школу, я там учился.

НАЙДЕННАЯ ЛЕГЕНДА

   Вообще не зря семеновский гость говорил о природном великолепии Поветлужья – на краю села в парковой зоне расположился культурный центр. Под одной крышей бывшей администрации – сельский клуб, библиотека, почта и ФАП, есть даже небольшой музей. Здесь мы и нашли разгадку названия села. Библиотекарь Ирина Александровна Умнова разрешила полистать небольшую папку с текстом легенды. И начинается сей документ с истории одной фамилии.
   «Деревня Докукино появилась в 1650 году. На место, где она сейчас расположена, пришла группа селян. Место им понравилось, и один из них воткнул в землю кол и с криком ‘‘Чур! Мое!’’ обежал большой участок земли. За это его прозвали Чурой. Потом возникло прозвище Чураха, ставшее впоследствии фамилией Чурахины. Есть предание, что кто-то из Чурахиных участвовал в Крымских походах во времена Софьи и Петра. Один из них привез пленную турчанку и взял ее в жены».
   А далее непосредственно рассказывается история поселения: деревня Докукино принадлежала помещику Собакину. Собакин славился жестокостью и самодурством. Впоследствии царь сослал его за самодурство в Сибирь.
   И вот уже о самом Докуке.
   «У помещика был управляющий, которого звали Докука. Он был жестокий человек, под стать своему хозяину. Докука вел все хозяйство Собакина: свадьбы, похороны, сбор оброков – все это проходило через его руки. Собакин держал псарню с семьюстами собаками, которых холил и содержал лучше людей».
   Вот такая история о названии деревни. Хотя есть еще версии названия.
   По одной из них, Докука – палач во время восстания Степана Разина. По его прозвищу и названо село.
   Сложно сказать, какая легенда ближе к истине. Ясно одно, что они рождаются не на пустом месте. И какая история станет в будущем новой легендой села Докукино, покажет время.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ

Село по прозвищу...

Село по прозвищу...

Село по прозвищу...

Село по прозвищу...

Село по прозвищу...

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: