Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Опоздавший закон

Азбука легенд и преданий

Опоздавший закон

Антонина Лебедева купила для внуков дом на улице Коммунистической в Воскресенском и решила провести в него газ. Обошла положенные инстанции, получила инструкции и стала готовить дом для газификации, а заодно ремонтировать.

Разрешение на реконструкцию Антонина Александровна должна была получить после того, как получит в БТИ новый план уже реконструированного дома. Но пока шел ремонт и реконструкция, креативное российское правительство внесло изменения в законодательство, из-за которых и сама Лебедева, и – по всей стране – тысячи таких, как она, оказались в патовой ситуации: органы власти лишились права выдавать им разрешение на реконструкцию собственных домов и строительство на собственной земле.

– Газ я не могу провести, потому что у меня нет разрешения на реконструкцию, она не признана законной, – говорит Антонина Александровна. – А законной она не признана из-за того, что нету двести метров от шагинского дома (№ 1 на схеме. – Прим. авт.). Ладно бы улица Ленина, а у меня уже третий ряд домов. Всем сейчас газ поведут, а я не могу.

В 2015 году, когда жителей оповещали о проведении газа, дом Лебедевой, видимо, обошли как нежилой. Теперь на обозримом отрезке улицы лишь ее да еще одно нежилое здание остались на обочине. 

В 2017 году в федеральный закон об объектах культурного наследия (№ 73-ФЗ. – Прим. авт.) внесли изменения: при отсутствии градостроительных регламентов на прилегающую территорию зона охраны объекта культурного наследия – двести метров. И в этой зоне охраны не выдается разрешение на строительство и на реконструкцию, – объяснила главный архитектор района Татьяна Храмова. – Получается, самый центр у нас выпадает из зоны активного градостроительства.

Охранные зоны тех нескольких памятников, что делают Воскресенское исторически интересным и туристически привлекательным, перекрыли всю центральную часть поселка, и строительство застопорилось. Чтобы подключить газ, нужна реконструкция. Чтобы использовать материнский капитал – она же. А выдать разрешение администрация не могла. Если до 2017 года владелец здания не получил разрешение на строительство или реконструкцию – его попытки действовать вопреки будут незаконными.

Избежало всеобщей участи только село Владимирское, когда приняло градостроительный регламент и получило статус «достопримечательное место». Но Владимирское, оно одно такое.

Закон очень логичный, но только с одной стороны. С другой – не очень. Законодатели хотели обезопасить памятники от повреждения при строительных работах рядом с ними и сохранить панораму исторических центров. Но параллельные улицы, захваченные двухсотметровыми радиусами, в панораму не входят, да и строительство в таком отдалении повредить памятнику не может.

– Написали письмо губернатору с просьбой включить в план управления охраны памятников разработку проекта территории памятника и разработку проекта зоны охраны, – рассказала Татьяна Максимовна. – При наличии этих двух документов зона охраны уменьшается практически до границы территории – тогда ограничения по застройке снимаются.

Проведение этих работ обойдется примерно в 350 тысяч рублей на один памятник. Всего их в райцентре одиннадцать плюс несколько в других уголках района. Причем даже если сократить границы зоны охраны одного памятника, это не развязало бы руки тем, кто хочет строиться по соседству. Смотрите схему – многие здания на ней попадают сразу в две и более охранные зоны.

Останавливал запрет не всех. Рядом с домом Крюкова (№ 7 на схеме) началось возведение здания после пожара. У дома на противоположной стороне улицы вырос неположенный второй этаж… За соблюдение закона уже вступилась прокуратура.

Это было в июле, а через несколько дней после разговора с архитектором ситуация кардинально изменилась. Как «бог из машины» в древнегреческой трагедии, появилось решение управления охраны памятников Нижегородской области, благодаря которому в центрах населенных пунктов (где, как правило, сосредоточены объекты культурного наследия) снова появилась возможность строить. Как минимум два десятка собственников в районе должны вздохнуть с облегчением – примерно столько заявлений не получили визу администрации за два года.

– Два человека уже получили согласование в управлении охраны памятников, – сообщила Татьяна Максимовна. – Люди пошли. Мы договорились с управлением охраны памятников, что все документы отправляем через свою электронную почту, и они свои заключения отправляют нам, потому что нам с этими документами работать. А так человек может и со своего компьютера отправлять документы, но рекомендуем обращаться к нам.

При этом одного заявления все-таки мало: необходим план БТИ, фотографии – если реконструкция, фотографии уже построенного – если самовольное строительство, эскизный проект – если новое строительство. Еще администрация прилагает схему местонахождения относительно памятника со съемки. На  основании этих материалов управление охраны памятников выносит вердикт.

Однако не все так радужно, есть ограничения. Не случайно выше мы упомянули панораму.

– Если коротко, то этажность не должна быть выше, – прояснила Татьяна Максимовна, – здание не должно преобладать по масштабам. Вот, например, дом Крюкова – здание в три этажа рядом уже не разрешат построить.

С этими ограничениями уже столкнулся собственник здания «Буртеплоснаба». Второй этаж потребовали разобрать.

И все-таки управление охраны памятников, облегчив жизнь жителям области, не отменило закон.

– Закон все равно работает, мы не можем выдать разрешение, пока не будет согласования управления охраны памятников, – сказала Татьяна Максимовна.
Границы зоны охраны объектов культурного наследия начнут смещать. Администрация провела первый конкурс на создание проекта территории памятника и проекта зоны охраны «дома Костылева» (№ 3 на схеме). Территория памятника (после утверждения губернатором) сократится до границ застройки жилого дома, территория зоны охраны – до границ земельного участка.

– Закон хороший, только я думаю, что он опоздал лет на двадцать, – подытожила главный архитектор, – все центры населенных пунктов практически застроены, и архитектурный облик изменен. Но лучше поздно, чем никогда, потому что жизнь идет, здания ветшают, и люди реконструируют здания, изменяют.

Чуть больше месяца назад отправила заявление в управление охраны памятников и Антонина Лебедева. Пока она ждет ответ.

Ирина ТУМАНОВА

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: