Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Неисповедимые пути

Азбука легенд и преданий

Неисповедимые пути

   Как же верно сказано про пути господни, которые неисповедимы. Это лишь начинающим туристам кажется, что все дороги перед ними открыты, и они точно знают, где к вечеру будет разбит их бивак. Но на все воля сверху Смотрящего за нами. Воскресенские бродяги в этом убеждались неоднократно. Их байдарочные, пешие, лыжные походы никогда не заканчивались на последней версте. Обычно они превращались в продолжительные краеведческие экспедиции. Так было и на этот раз. По проселкам керженского левобережья мы крутили педалями еще в августе, а воспоминания о том походе сложились в строчки только сейчас. Это опять же к теме неисповедимости путей.
   Велосипедный маршрут воскресенских бродяг начинался в одном из самых отдаленных поселений района – деревне Орехи. Таких деревень в России остается все меньше. Красивая, ухоженная, своими уроженцами любимая и береженая, как у хорошего мужика, баба. Нет, правильнее тут все-таки сказать, женщина.
   Такие вот крепкие, домовитые крестьяне жили здесь во все времена.

   – У нас раньше вокруг всей деревни и дальше были заводы, – рассказывает Анастасия Федоровна Булганина, ореховский старожил.
   Понятно, что заводы были небольшие, для кустарного производства дегтя, смолы, стекла и другой всячины.
   Приехать в Орехи и не побывать в часовне святого старца Нифона все равно, что у воды не напиться. Исстари к святым местам принято ходить пешком. Стальные кони не застоятся, овса не попросят, подождут возле деревенского погоста. И бродяги отправляются в самую что ни на есть глушь по лесной тропинке, сначала отмеченной красными тряпицами, то тут то там опоясывающими ветки деревьев, а потом и вовсе едва заметной.
   Этот путь уходит в сторону от нашего маршрута, но молчаливое благословение святого старца будет нелишним. Даже для неверующих. Лесной глушью эти места можно было называть лет десять назад, до той поры пока здесь не начала хозяйничать огненная стихия. Время, конечно, лечит, природа потихоньку заживляет свои раны, но почерневшие ожоги на ее теле – на стволах деревьев и кустарников – будут оставаться еще долго.
   – В 2010 году здесь делали минполосу и производили отжиг, без него, наверно, не остановили бы огонь, – вспоминает Николай Корнев, житель деревни Орехи, наш проводник и участник тех событий.
Понятное дело, встречный пал организовывала лесная охрана. Но здешних жителей учить этому не было нужды. По рассказу Анастасии Федоровны, они не раз спасали свою деревню именно так.
   – Мы и раньше делали встречный.
   – Вы знаете, что такое пал?
   – Раньше народу-то в деревне много было. Как не знать?
   – Жгли навстречу пожару, да?
   – Да. Когда горела Светлушка, мы только так и спасли свою деревню.
   Жители Орех и сами не догадываются, но, очевидно, что эти знания пришли сюда более полутора веков назад, когда в этих краях поселился писатель Николай Толстой. Дотошные краеведы не преминут сказать, что жил он не здесь, а в соседних Нестиарах. И будут правы. Но лишь отчасти. Для охотничьих утех дикий граф, так называл его Андрей Дельвиг, облюбовал себе другое место: «Все время жизни моей в здешних лесах я провел даже не в деревне, но выстроил дом между двух небольших деревень, в полуверсте от каждой и жил с небольшой дворней, которая вся помещалась в особых флигелях».

Интересно, что это за деревни, между которыми находился помещичий дом и те самые флигеля? Пока есть только предположения, но, может, кто из читателей «ВЖ» вспомнит рассказы своих бабушек и дедушек, и загадка будет разгадана

   Словом, мы ждем ваших сообщений, а пока снова о встречном пале и о роли Николая Толстого в просвещении местных жителей. Вот отрывок из его книги «Заволжские очерки».
   «При тушении лесных пожаров я обыкновенно употреблял средство встречного огня... Чтобы остановить ярость напирающей по ветру грозной стихии, сплошным пламенем пожирающей на пути своем весь сухой вереск, валежник от ветроломов… Как истинный Змей Горыныч с быстротой неимоверною...»
   К Николаю Толстому мы обратимся еще не раз, а пока воскресенские бродяги на пути к часовне святого старца Нифона. Еще один переход еще через одно небольшое болото, и вот оно это загадочное место. Не помню уже, сколько раз я приходил сюда: зимой – на лыжах, когда тут стояла старая часовня, летом – на своих двоих, когда еще дымилось пожарище, осенью трясся в тракторной тележке, когда освящали лесной новодел. Что-то тянет сюда...
   В таежном Заволжье немало притягательных мест. Одно из них – святой ключик, могила и часовня старца Нифона. Для меня в этом нет никаких сомнений. И что удивительно, каждый раз здесь открывается что-то новое.
   – С давних пор старец Нифон почитался как святой, – рассказывает Алексей Гроза, участник нашего похода, директор природного парка «Воскресенское Поветлужье». – В начале XIX века сюда пришли старообрядцы из керженских скитов, раскопали эту могилу и увидели нетленные мощи.
   Могилу святого старца попытались раскапывать и в советское время. Но закончилось это трагически для гробокопателя.
   – Был тут у нас один, – вспоминает Анастасия Федоровна. – Копал-копал могилу Нифона, и все – сам сгинул. Не помню, или его притащили оттуда, или привели. Все равно недолго пожил.
   – Рассказывали: ослеп он тогда, – добавляет ее сын Василий Булганин, человек известный в нашем районе, в правдивости слов которого можно не сомневаться. Хотя все это невероятно, мистика да и только!

И как тут не вспомнить легенды о проклятии фараонов и о страшной тайне могилы Тамерлана. Заметьте, все это происходило ни где-то за тридевять земель, а рядом – в наших родных местах

   Со стороны смотреть – часовня старца похожа на деревенскую баню, только по-белому. Лишь старый, едва сохранившийся после пожара крест с могилы затворника издали похож на чернеца. Он притулился к стене часовни, будто уставший после долгой дороги путник.
   Сама часовня – это маленький, светлый лесной храм. На окнах и стенах расшитые рушники, на полу чистые домотканые половички, кругом такая чистота, что переступать через порог в обуви – не поднимается нога. Такое мне доводилось видеть только в мечети. Не очень уместное, конечно, сравнение, но даже не о вере тут речь и не о иноверцах, а о бережном отношении к святым местам.
   А это место на самом деле святое. Несколько раз часовня горела. И не только от лесных пожаров.
   – Приехали из Елдежа коммунисты, да еще какие-то... – рассказывает все как на духу старейшая жительница Орех. – Не так давно это было, уже при нас. Вот они и сожгли ее.
   Святое место. Иначе чего ж сжигать-то часовню? И пусть на ее стенах висят не подлинные иконы, а лишь их копии – списки, но намолены они ничуть не меньше. Люди бывают здесь постоянно. Даже иногда водят детей с экскурсиями. После одной из них не так давно в музее Елдежской школы появилась небольшая экспозиция, посвященная этому месту. Рассказывает Татьяна Махалова, учитель школы:
   – Однажды мы решили изучить родные края, посетили часовню. Пройти туда очень сложно, поэтому нас сопровождала местная жительница, она все нам показала и рассказала историю старца Нифона.
   Про святого старца Нифона известно не так много, хотя кое-где что-то можно почерпнуть. Но, оказывается, в дремучих прикерженских лесах, кроме благочестивых схимников и лихого разбойного люда, скрывалась еще более загадочная личность. Это была женщина. Святая. Вроде блаженной Матроны Московской, лик которой висит на стене часовни.
   – Отшельница она была, – пересказывает нам услышанное в своем далеком детстве Александр Николаевич Тугунов, житель деревни Елдеж. – У нее там грядки еще были, она скиталась в этом лесу.
   – Да, грядочки у нее там были, – подтверждает Анастасия Федоровна, – и колодчик тоже был.
   Старожилы рассказывают, что звали ее Настей и была она сестрой старца Нифона. А место, где от людей пряталась отшельница, прозвали Настасьиным островом.
   – Они были брат с сестрой, – продолжает Анастасия Федоровна. – Этот остров тут же рядом, только она не казаалась никому, казался только отец Нифон. И  никто не знает, где он схоронил ее, никто.
   Настасьин остров теперь уже будет целью одной из наших последующих экспедиций. Удивительная история, не правда ли? Еще более удивительно то, как удалось сохранить ее на протяжении стольких лет. Получается, если верить Николаю Толстому, больше двух столетий!
   При том, что местные жители и знать не знали про его книгу, вышедшую в свет в Москве в 1857 году. Через века они передавали загадочную историю про старца Нифона и его сестру затворницу и молчальницу из уст в уста.
   В одном из первых январских номеров «ВЖ» мы продолжим рассказ о летней экспедиции воскресенских бродяг, и читатели газеты узнают еще много интересного из истории нашего края, если, конечно, выписали районку на следующее полугодие.

Александр ГРАЧЕВ
Фото: Иван Коротаев

Неисповедимые пути

Неисповедимые пути

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: