Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Жизнь человека - маленькая история

Азбука легенд и преданий

Жизнь человека - маленькая история

   Летом текущего года пенсионер, замечательный человек, ветеран педагогического труда, зная мой интерес к судьбам земляков-воскресенцев в войнах ХХ столетия, рассказала мне об участнике Гражданской войны Александре Александровиче Бихерте, который проживал в поселке Калиниха, и дала номер телефона его дочери. Дочь, Наталья Александровна Вихарева, проживает в родительском доме и в сентябре я приехал к ней в Калиниху в надежде что-либо узнать об участии ее отца в Гражданской войне 1918–1922гг. В очередной раз я был шокирован массивом документов, которые выложила на стол Наталья Александровна.
   Это была внушительная стопка пожелтевших печатных и рукописных листов, две общие тетради, вырезки из газет, фотографии. Все это было передано мне для изучения, оцифровки и для последующей передачи в Воскресенский краеведческий музей.
   Содержание переданного материала:
   1. Рукописная повесть «Жизнь, как она есть» – в двух общих тетрадях.
   2. «Воспоминания бывшего подпольного комсомольца, красного партизана Гражданской войны, дальневосточника о подпольной работе у белогвардейцев в Приморье, на Дальнем Востоке. Арест. Белогвардейская контрразведка. Владивостокская областная тюрьма. Партизанские отряды» – 40 печатных страниц.
   3. Описание жизни за период 1922–1931 гг. – 56 рукописных страниц.
   4. Автобиография с описью документов – 12 печатных страниц.
   5. Обращение к Н. С. Хрущеву – 12 печатных страниц.
   6. Записки. Воспоминания – 14 печатных страниц.
   7. Личный листок по учету кадров – 4 рукописные страницы.
   8. Вырезки из газет. Отдельные записи – 75 файлов.

От Торгуни до Приморья

   Александр Александрович Бихерт родился 27.05.1900 г. в селе Торгунь Самарской губернии. Фамилия Бихерт досталась от первого мужа матери, а отчество от отца – Александра Фомича Матошко. До 1917 года некоторое время жил и работал в хозяйстве деда, батрачил по найму, был общественным пастушонком, кучеренком, ходил и работал по селам. В 1917 году в декабре состоял в комитете бедноты.

В 1918 году в России началась Гражданская война, как результат революционного кризиса, развернувшегося в Российской империи в начале XX века. Кризис начался с революции 1905–1907 годов, усугубился в ходе Первой мировой войны и привел к падению монархии, хозяйственной разрухе, глубокому социальному, национальному, политическому и идейному расколу российского общества

   Александр Александрович вступил добровольцем в Красную гвардию, в чапаевский отряд, где воевал до 1919 года и в этом же году вступил в комсомол. В этот год в России начался самый тяжелый этап Гражданской войны. Ожесточенные бои велись в масштабах всей страны между вооруженными силами советской власти, белого движения и сепаратистов при вмешательстве центральных держав и Антанты.
   В июне 1919 года при взятии Уфы он был тяжело ранен штыком в руку и грудь. После лечения был прикомандирован к 27-й стрелковой дивизии, затем перешел в 35-ю Сибирскую стрелковую дивизию и с ней дошел до Иркутска. В Иркутске вступил в формировавшийся отряд Сергея Лазо, с каковым пробивался в Приморье, на Дальний Восток.
   Из воспоминаний А. А. Бихерта: «С 1917-го по 1923 год на Дальнем Востоке шла упорная, кровавая борьба пролетариата с русским и иностранным милитаризмом за советский Дальний Восток… Действительно сказочные ужасы творили белобандиты, атаманы Семенов, Колмыков, Бочкарев и т. д., генералы Хорват, Дитерихс, купец Меркулов. При поддержке интервентов всех мастей, родов и национальностей сгрудились согнанные Красной армией остатки белогвардейских шаек в Приморье, разбитых на всех фронтах. Потеряв всякую надежду на возврат своих помещичьих имений, кулацких владений, они с остервенением и небывалым зверством чинили кровавые расправы над рабочими и крестьянами Приморья и Дальнего Востока.

Они, обезумевшие от бессильной злобы, потерявшие человеческий облик, за малейшее подозрение подвергали мучительным пыткам и расстрелу. Белогвардейцы совместно с оккупантами на территории Приморья и Дальнего Востока вели ожесточенную борьбу против рабоче-крестьянской бедноты

   Большевики были загнаны в глубокое подполье, а ряд руководящих работников расстреляли, замучили, живьем сожгли в топках паровозных котлов: таких, как Сергей Лазо, Сибирцев, Потапенко, Луцкой и других. Расстрелы по суду и без суда, жесточайший террор, пытки были обычным явлением по всему Приморскому краю. И тем не менее Коммунистическая партия и ее ближайший помощник комсомол вели героическую борьбу против оккупантов и белогвардейцев, организуя рабочий класс и крестьянство. Партизанское движение развилось по всей территории Приамурья и Приморья. В глухой тайге и сопках обросшие, оборванные, голодные, плохо вооруженные, шли в бой и дрались партизаны».

Жили нервами

   В Приморье, кроме партизанских отрядов, он был в так называемом Приморском дивизионе народной охраны. В 1921 году, по вступлению японцев, 5 апреля ушел опять в сопки, в партизанские отряды, на Сучан. Штабом партизанских отрядов Приморья был направлен для работы в подполье у белых и интервентов в город Владивосток, где работал по заданиям Владивостокской подпольной организации РКП(б) и состоял в подпольной организации Эгершельдского района Владивостока.
   «При встрече на улице друг друга не замечаем, нахлобучиваем кепки, шапки, поглубже прячем головы в поднятые воротники. Неудачи, провалы и расстрелы. Встречи по закоулкам и явочным квартирам. Трупы заколотых в мешках товарищей. Нужна крайняя осторожность и глубокая, чуткая конспирация, руководство. Взгляды, мимика лица, кивки головы, шепотом новости, условные встречи, расклейка воззваний, прокламаций. Ночью вздрагиваешь от стука. Нервы напряжены до крайности. Жили нервами».

Александр Александрович был арестован белогвардейцами – выдал не выдержавший пыток товарищ по подполью. В белогвардейской контрразведке подвергся избиениям и пыткам

   Несколько раз выводили на расстрел, но, ничего не добившись, бросили полумертвого в Владивостокскую областную тюрьму. При помощи товарищей бежал и с препроводительным мандатом Владивостокской подпольной организации РКП(б) опять пробрался в партизанские отряды на Сучане.
   «Выступление с четвертого на пятое апреля 1920 года японцев, у которых мне пришлось просидеть две недели в плену сначала на Владивостокском вокзале, потом в доме бывшего губернатора на Светланке, и, наконец, во флотском экипаже в Гнилом углу, где нас, 12 человек, в том числе и меня, почему-то японцам очень хотелось расстрелять и даже два раза для этой цели выводили и ставили к стенке, но потом почему-то откладывали. Но не думаю, что им было что-то известно, так как они после попыток расстрелять неожиданно почти всех нас выпустили. Вернее всего, это была провокация».
Окончание следует

Игорь Сучков

Из воспоминаний А. А. Бихерта:
«При встрече на улице друг друга не замечаем, нахлобучиваем кепки, шапки, поглубже прячем головы в поднятые воротники. Неудачи, провалы и расстрелы. Трупы заколотых в мешках товарищей. Нужна крайняя осторожность и глубокая, чуткая конспирация, руководство. Взгляды, мимика лица, кивки головы, шепотом новости, условные встречи. Ночью вздрагиваешь от стука. Нервы напряжены до крайности. Жили нервами».

Жизнь человека - маленькая история

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: