Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Неисповедимые пути. Часть третья

Азбука легенд и преданий

Неисповедимые пути. Часть третья

Неисповедимые пути. Часть третья

Неисповедимые пути. Часть третья

Неисповедимые пути. Часть третья

Неисповедимые пути. Часть третья

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей газеты  еще одну часть рассказа о велопоходе воскресенских бродяг и вместе с ними побываем в интересном местечке, где когда-то стояла деревня с очень красивым названием.

В нашей прошлогодней экспедиции по прикерженским лесам хотел принять участие еще один человек – Вячеслав Федоров. Думаю, не многим нужно пояснять, кто это такой. Известный писатель, журналист, краевед. Нижегородское Заволжье он изъездил вдоль и поперек, и эти увлекательные странствия нашли свое отражение в газетных статьях, книгах и буклетах.
Вообще, нельзя не отметить, как несказанно повезло удивительному уголку России под названием Поветлужье, что у него есть два замечательных певца – Вячеслав Федоров и Николай Морохин. Так и воспевают они наши края: чаще наособицу, диссонируя друг с другом, реже в унисон, но всякий раз с искренней любовью к ним.
В середине лета вместе с Вячеславом Вениаминовичем мы даже начинали прикидывать маршрут. Планировали заехать с двух сторон и встретиться в местечке под названием Светлушка. Но у жизни свои стежки-дорожки. И чаще всего она выбирает опять же неисповедимые пути. Словом, у Федорова не получилось. Представляете, как огорчился он – заядлый любитель путешествий на велосипеде.
А деревня Светлушка для Вячеслава Вениаминовича не просто поселение в далеком Воскресенском районе. Оказывается, с ней связаны его юношеские воспоминания. В далеком 1964 году здесь он работал в лесоустроительной партии под началом своего отца. Квартировали Федоровы неподалеку от церкви рядом с прудом. В этой простой деревенской избе на стенах висели редкие открытки. А жил в ней древний старичок. Он и рассказал Федоровым, как в начале прошлого века подрабатывал извозом на горах – в Нижнем Новгороде. Быть может, тогда он и прокатил с ветерком великого русского баса Федора Шаляпина к дому его друга Максима Горького. За что получил на память открытки с изображением певца и его автографом.
Узнать, как звали этого извозчика, сохранился ли его дом, а может, каким-то чудом не в музеях, а в далекой лесной деревушке удалось сберечь бесценные экспонаты – это была еще одна цель нашей экспедиции.

Сейчас по не первой свежести, но все же асфальтированной трассе мимо Светлушки проскочишь – и не заметишь как. Если не знаешь, что вместо аншлага с названием деревни здесь висит цветастый платок на ветке придорожного тальника. Вот и все, что осталось от большой деревни.

Это поселение интересно уже само по себе. Деревня вполне могла называться селом, если построена церковь, и поселком тоже.

В советское время здесь работало лесопредприятие.
– Деревня была очень большая, там находились начальная школа, церковь, клуб, магазин, железная дорога, а еще участок по заготовке леса,  – вспоминает Татьяна Махалова, руководитель музея Елдежской школы. – Тогда населенный пункт процветал.
И названия у него какие! Одно только – Светлуги – чего стоит! Может, обосновали деревню пришельцы с реки голубых туманов? Это, конечно, из области топонимических фантазий. Или вот еще одно название – Светлушечка. Без нежности и любви такое имя речке не придумаешь!
А вот и первая стоянка воскресенских бродяг. Стальные кони отдыхают на обочине, а немногословный проводник из соседней деревни Николай Корнев ведет нас в Светлушку, вернее, на то место, где она когда-то была, и показывает:
– Вот тут на поляне раньше была ферма, там улица, там другая, а вот здесь стоял храм…
Неподалеку от дороги небольшая возвышенность.
– На этом месте легко читается фундамент здания – есть даже остатки красного кирпича. Судя по всему, здесь раньше стояла церковь. Если сделать археологическое вскрытие, думаю, можно найти культурный слой, – предполагает участник экспедиции Алексей Гроза. – Интересно бы узнать о ней побольше, хотя бы в честь кого был освящен ее престол.
Останки какого-то культурного слоя здесь, наверно, можно еще найти, потому как вскрытие, и вовсе не археологическое, возле церкви было сделано еще в восьмидесятых. Говорят, что ушлые местные мужички тут искали золото. И не просто так, а с помощью… бульдозера.
Удалось узнать и название церкви. Та же Анастасия Федоровна Булганина из деревни Орехи без особого труда вспомнила события почти полувековой давности:
– Когда в Светлушке случился пожар, у них был престол. А было это на Успеньё.
Стало быть – Успенская церковь. Интересные сведения удалось узнать и от Александра Тугунова из деревни Елдеж. Все его детство прошло в Светлушке. Он хорошо помнит, как выглядел деревенский храм.
– Старики раньше говорили, что церковь была поставлена неправильно, нужно было развернуть ближе к востоку, – рассказывает Александр Николаевич. – Вот из-за того она дважды горела, второй раз уже дотла. Вместе со всей деревней.

А теперь пришла пора вернуться в далекий 1972 год. В то лето на севере Горьковской области бушевали страшные лесные пожары.
Как будто стая злобных огненно-рыжих собак напала на наш родной край с разных сторон. И безжалостно пожирала все на своем пути. Если же убрать в сторону окололитературные красивости, о чрезвычайной ситуации сам за себя говорит такой факт: на помощь воскресенцам прибыл отряд рабочих из Горького общим числом 570 человек.

Внушительная сила! Значит, и ЧП было более чем серьезное! Почему же тогда сгорели деревни, и Светлушка в том числе?

Кто-то говорил, что светлушане в этот день вовсю бражничали, отмечая праздник деревни, кому-то показалось, что тушение пожара было плохо организовано.
– Вранье это все! – резко говорит Вячеслав Сорокин, житель соседней деревни Елдеж, при этом вместо слова вранье употребляя другое, более крепкое мужское слово. – Я был на этом пожаре.
Утром 28 августа Слава Сорокин, тогда еще 18-летний паренек, поехал на велосипеде с кордона Конь в сельмаг. Купил сахарный песок, что-то еще и отправился назад. На обратном пути его застал верховой огонь, пришлось бросить велосипед и спрятаться в глубокой канаве. Тогда он понял, что сегодня домой уже не попадет, и решил вернуться назад в Светлушку.
– На том конце деревни – ближе к Орехам, стоял бензовоз с водой, готовы были помпы и люди тоже, – как событие вчерашнего дня до мелочей вспоминает то чрезвычайное происшествие Вячеслав Михайлович. – С той стороны и ждали огонь. А он пришел оттуда, откуда и не ждали.
Огонь пробрался как будто тайком, – низиной между поселком и Светлушкой. Сначала загорелась баня, потом какую-то дымящуюся лепешку (по словам Сорокина) ветром унесло в деревню. А после этого в Светлушке началось настоящее светопреставление. Каких-то 15–20 минут – и сразу занялось несколько десятков домов.
– Все мужики-светлушане были на пожаре, только бабы и ребятишки сидели на картофельниках, – продолжает свой рассказ Вячеслав Михайлович. – А что творилось на улицах Светлушки! Овцы, курицы, козы, собаки – все мечутся, кругом визг, стон, крики… там же такой жар стоял, что за сто метров невыносимо было. Мы с Витькой Аникиным и другими мужиками воду из прудика качали. Но что можно было сделать ручной помпой? Да хоть бы и вертолеты прилетели, деревню все равно бы не спасли.
А вот еще одно свидетельство той поры. Уже из интернета.
«Настал 1972-й год. Сухое и жаркое лето, страшные лесные пожары. Люди задыхались от дыма. Лесной пожар приближался к деревне. В том году было не до праздников, все работали на пожарах. И надо же было случиться такому именно в этот день – 28 августа, в праздник, в воскресный день! Огонь прорвался в деревню. Утром, в 11 часов деревня вспыхнула, как свечка, сразу в нескольких местах (огонь шел по верху, был сильный ветер). За час сгорела почти вся деревня, чудом уцелели пять домов. Люди спасались за речкой, в поле. Думаю, не надо рассказывать, какое это было горе и что пережили мои земляки. Нина Михайловна Гордеева (Савинова). Нижний Новгород. 8 августа 2002 года».
Вот так все быстро и трагично развивалось. Не то что пережить, это даже страшно представить. Если кто-то в тот день и отмечал престольный праздник, то, наверно, протрезвел в один момент.

Подумать только – всего лишь за короткий час сгорели больше 90 домов. Каким-то чудом уцелели всего пять изб.

Исчез в пламени огня и дом того самого шаляпинского извозчика. Но вот как раз тут может появиться еще одна любопытная история. 
– Мне кажется, что это тот большой дом-пятистенок, который стоял под железной крышей, – предполагает Вячеслав Михайлович. – Из-за крыши он и горел медленнее других, а когда совсем осел, тогда и пожар в деревне стал стихать.

Тот или не тот дом уже не важно. Важнее было рассказать о страшной трагедии и о мужестве людей – наших земляков. В газетах тогда об этом писали мало. В «Колхозной победе» за 1972 год нашлась всего одна заметка об отважных поступках воскресенцев при тушении лесных пожаров за подписью В. Андрианова. Вот как она заканчивалась: «Я рассказал, конечно, не обо всех, кто отличился на пожаре. Для этого не хватило бы и целой страницы. Да и это, пожалуй, не столь важно. Только одно я хочу еще сказать – все они советские люди, и в трудную минуту испытаний поступили так, как велела им совесть».
Пройдет совсем немного времени и Владимир Филиппович Андрианов станет известным в нашей стране фотожурналистом. Вместе с уже знакомым читателям В. В. Федоровым они подготовят много замечательных очерков о Поветлужье и его жителях – ветлугаях, откроют заново непросвещенному миру озеро Светлояр с его загадочной легендой о граде Китеже и потом, увидев столпотворения на святом озере, пожалеют об этом – все же тайна должна оставаться тайной. Вот такие бывают встречи и совместные пути. И они как будто бы тоже неисповедимые.

Еще долго воскресенские бродяги ходили там, где когда-то стояла большая красивая деревня, спускались вниз к узенькой речке-ручейку с ласковым названием Светлушечка, пока не поняли, что первая стоянка изрядно затянулась, и тогда решили вернуться вновь на дорогу. Как раз по ней в том памятном 1972 году, будто беженцы на войне, шли от родных пепелищ эвакуируемые в соседние деревни светлушане. Впоследствии в Елдеже появилась целая улица новых домов для погорельцев. Назвали ее в память о их родной деревне – Светлушенской. Все постепенно как-то успокоилось, легло в широкое русло размеренной жизни, но не забылось. Особенно эта картина, как люди идут по дороге пешком, со своим нехитрым скарбом и уцелевшей живностью. Со слезами на глазах, непониманием, как жить дальше. С тихой радостью, что все остались живы. И с надеждой на завтрашний день. Все это невозможно стереть из памяти.
А чтобы еще больше укрепить ее, в прошлом году бывшие жители деревни при непосредственном участии сельской администрации установили поклонный крест – там, где когда-то стояла Светлушка. Еще один замечательный пример! Как бы применить его на весь наш район, где незаметно одна за другой исчезают с лица земли родные деревни?
Окончание рассказа об экспедиции воскресенских бродяг читайте в одном из последующих номеров «ВЖ»

Александр ГРАЧЕВ
Фото Ивана Коротаева, Сергея Токарева и из семейного архива В. Н. Ашихминой

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: