Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Воскресенцы на Вохме

Азбука легенд и преданий

Воскресенцы на Вохме

Сегодня уже сложно представить судоходство под родным Воскресенским. А мысль о том, что когда-то за сотни километров вверх по реке в непроходимом вохомском краю ходили пароходы, кажется вовсе фантастической.

Для целей судоходства верховья Ветлуги и Вохма были плохо изучены. Ветлужским Агентством ВВРП в 1947–1950 годах организуются специальные экспедиции для изучения условий судового хода в этих участках. Летом 1948-го в эти края отправляется экспедиция из числа командиров судов сроком на один месяц для изучения плеса и берегов реки (В. Н. Петухов – капитан парохода «Ветлуга», М. А. Углов – капитан газохода «В‑15», Ф. Г. Храмов – капитан газохода «В‑28», А. П. Комин – капитан газохода «В‑61», А. А. Лапшин – капитан газохода «В‑15», К. Я. Горелов – пом. капитана газохода «В‑15», А. А. Худяков – капитан газохода «В‑32», Н. Ф. Черепанов – капитан газохода «В‑113», А. В. Костров – капитан газохода «В‑44», Е. В. Клюкин – капитан газохода «В‑46», А. П. Туманов – старший штурвальный газохода «В‑69», А. Д. Туманов – штурвальный газохода «В‑69», А. И. Смирнов – пом. капитана). Старшим руководителем экспедиции назначается Василий Николаевич Петухов.

Участник экспедиции А. П. Комин вспоминал:

«Для исследования судового хода в верховья реки выезжала специальная бригада. По проведенным исследованиям судового хода была составлена лоцманская карта верхнего участка реки Ветлуги и реки Вохмы, что позволило судам ветлужского и волжского флота заходить в весенний период с различными грузами и на буксировку плотов на расстоянии свыше 600 км от устья Ветлуги, включая и нижний участок реки Вохмы».

Река Вохма для судоходства была пригодна только в короткий период большой воды. Условия прохождения судов здесь крайне сложные. Стоит рассказать о Кулебаковском проносе на Вохме.

В период весеннего половодья горный ход, имеющий большую вогнутость яра, высокий горный песок, узкий проход и сам пронос делают прохождение самоходок по нему затруднительным и аварийным. Неоднократно вставал вопрос об открытии судового хода непосредственно по проносу

В апреле 1951 года дистаночные лоцманы самоходки «СТ‑30», следовавшей до Гробовского моста с грузом соли 344 т на осадке 185 см (Василий Иванович Сорокин), и самоходки «СТ‑22», следовавшей с солью 293 т на осадке 160 см до Пономарева (Андрей Андреевич Смирнов), прошли вверх проносом, не обставленным обстановкой и также спустились на самоходках, груженых хлебным грузом. Ходовое освоение Кулебаковского проноса позволило безаварийно совершать рейсы на данном участке Вохмы. Приказом начальника Ветлужского Агентства ВГРП пронос стали называть Смирновским, а дистаночные лоцманы получили благодарности и премии.

Вспоминает Н. И. Жильцов, в 70-х гг. рулевой-мотрист:

«Навигация 1974 года началась рано и мы в первый рейс пошли в верховья Ветлуги на реку Вохму, за зерном. По пути следования, где-то в Костромской области, нам пришлось задержаться на сутки. Вода прибывала очень быстро, а в одном из леспромхозов грузили лесом вручную две волжские «СТшки». У нас была своя судовая крановая установка и пришлось оказывать помощь в погрузке.

Когда зашли в Вохму, то я был поражен тем, какая она маленькая. Мне казалось, что ширина нашего теплохода больше, чем ширина реки, но мы все равно дошли до места назначения и загрузились зерном в городе Горьком. До Горького благодаря нашему опытному капитану мы дошли без происшествий. Сдав зерно на мельзавод и там же загрузившись мукой, наш «ГТМ‑42» двинулся опять на Ветлугу в один из ОРСов».

Иван  Замыслов

Фото автора и Валерия Смирнова

Воскресенцы на Вохме

Воскресенцы на Вохме

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: