Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Лужок - пристань лесная

Азбука легенд и преданий

Лужок - пристань лесная

В далекие послевоенные годы экономика отдаленных мест Костромского Поветлужья держалась на тружениках реки.

В мае 1950 года организуется Ивановский эксплуатационный участок в селе Рождественском на Ветлуге. В Ивановском и деревне Плосково Шарьинского района расположился самый верхний по течению реки затон. Для него было выбрано озеро Старица. Рядом находилась лесная пристань Лужок.

К 1957 году здесь работало 72 человека. Начальником Ивановского эксплуатационного участка с момента его образования был Михаил Александрович Тихомиров.

Организуется паромная переправа для перевозки пассажиров, грузов и скота. Два парома – № 6 и № 9 – работают в двухсменном режиме, в каждой смене команда из двух матросов и кассира.

Интересна технология работы паромной переправы. Паром устанавливался на канат и укреплялся двумя катками для предотвращения самопроизвольного движения парома вверх-вниз по течению. Двигался он строго по канату с одного берега реки на другой. Само же движение обеспечивалось работой мотокатера через установленные под мостками блоки и при помощи троса, идущего на блок мостков противоположного берега. Таким образом, катер осуществлял по отношению к парому встречное движение.

Состав флота Ивановского эксплуатационного участка был сформирован мотокатерами, позволяющими работать в условиях недостаточных глубин. Трудились «Нея» и «Меза», «Вольск» и «Вохма». Катера, работающие на лесосплаве носили имена окрестных малых речек: Меза, Нея, Вохма – так от этого становится на душе волнительно, по-родному, сопричастно к родным местам.

Радостно встречают воду речники – работа! Сплавляются плоты от Одоевского до города Ветлуги, от Пустошской старицы до станции Ветлужской. Мотокатера выводили плоты для больших буксировщиков, а также небольшие плоты для местных организаций – Райпищекомбината, Ивановского ЛПО и других. Перебрасываются удобрения и зерно для колхозов Шарьинского района.

По указанию отдела речного транспорта с целью выяснения возможности судоходства и знания русла реки проводятся изыскательские партии в верховьях Ветлуги. В состав экспедиции 1955 года вошли три человека из «старших» судов – А. И. Хохлов, А. И. Мокрецов и начальник эксплоучастка Николай Иванович Жиделев. Экспедиция проводилась на лодке, снаряженной дополнительным оборудованием.

Так улучшались знания о навигационных особенностях реки в самом верхнем течении, изучался ее главный приток – Вохма. Все было нацелено на как можно большее и полное использование судоходной артерии для нужд народного хозяйства

При работе судов в позднеосенний период и ранний ледостав оставляли суда зимовать в неплановых пунктах. Межнавигационный период 1953–1954 годов катер «Нея» и паром № 9 зазимовали в Пыщугском районе, выше по течению Ветлуги.

В конце 1959-го – начале 1960 года происходит объединение Ивановского эксплоучастка малых рек с Ветлужским агентством ВГРП.

В апреле 1963 года пропиливается лед толщиной от 40 до 60 см для освобождения парома «БС 405–407», причальных мостков и двух понтонов. 89 погонных метров были выпилены вручную! Конопатится деревянная завозня переправы. Такой забытый, сберегающий душу, физический труд.

На катере «2122» и пароме житель села Рождественского Иван Васильевич Борков «набивает» название.

К этому времени на пристани Ивановское работает 10 человек, начальник пристани Г. А. Булыгин. Шкипер переправы Василий Иванович Пономарев.

Теплоход «Киров» – капитан Алексей Васильевич Дружинин, механик Валентина Михайловна Дружинина – работает на Варакинской переправе, что чуть выше Шарьи.

Короткая история этого речного предприятия не умаляет его трудовых заслуг. Сложный послевоенный период, отправка лесоматериалов на восстановление разрушенной войной страны. Труд ветлужских речников-костромичей вписан в историю рабочей реки Ветлуги.

Паромная переправа в границах Плосковского яра просуществовала до девяностых годов XX века.

Сегодня мало вспоминаются речные проселки Ветлуги. А зря! Они хранители истории, доброй традиции ветлужских речников-сплавщиков, бурлаков-адуев (и вовсе не оскорбительное это название – оно произошло от наименования Спирино-Адуевской волости Ветлужского уезда, жители которой поголовно бурлачили на Ветлуге. – По Н. Н. Оглоблину), бакенщиков, шкиперов, капитанов, мотористов, матросов. Сколько-сколько нужных и важных профессий было на реке!

Иван  Замыслов

Фото из архива автора

В навигацию 1958 г. эксплуата-ционным участком введено значительное количество судов: «Вольск» (капитан А. И. Хохлов), «Владимир» (капитан А. И. Душеин), «Волхов» (капитан М. Н. Шатров), «ГК‑601» (капитан А. И. Тихомиров), «Ижевск» (капитан Н. И. Соколов), «Воронеж» (капитан А. П. Соловьев), «Витебск» (капитан Г. Ф. Душеин); баржи «БС 2–3–14» (шкипер П. А. Дорьев), «БС 4–5» (шкипер Б. Н. Лиганов); паром № 1–9 (шкипер М. В. Тихомиров). Катер «Иваново» работал на переправе, вместе с ним поочередно дежурили «Витебск» и «Воронеж».

Лужок - пристань лесная

Лужок - пристань лесная

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: