Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Паровой флот Ветлуги

Азбука легенд и преданий

Паровой флот Ветлуги

Вот что писали газеты того времени о пароходах Ветлуги. «Нижегородские губернские ведомости» за 30 мая 1901 года сообщают об аварии парохода «Елизавета» на Ветлуге:

– Недавно на нашей реке произошел следующий случай, к счастью, обошедшийся без человеческих жертв. Из гор. Козьмодемьянска, вверх по реке, шел принадлежащий варнавинскому купцу Ставицкому пассажирский пароход «Елизавета», переполненный народом. Только что он прошел дер. Лодыгино Макарьевского уезда, как командиром и командою было замечено, что пароход очень медленно стал погружаться в воду. Не говоря никому из пассажиров ни слова о несчастии, чтобы не сделать между ними переполох, команда начала отыскивать причину, но таковой, несмотря на все исследования, разыскать не могла, а пароход между тем медленно продолжал погружаться, что не укрылось от глаз и пассажиров, уже начавших сильно беспокоиться за свою жизнь. К счастью, в это время шел по реке пароход «Петр», который вследствие тревожных свистков поспешил на помощь, и принял к себе всех пассажиров; пароход же «Елизавета» затонул и причина случившегося с ним несчастья так и осталась пока невыясненной.

Кроме внутренних линий, была линия Ветлуга – Рязань – Рыбинск, на которой работал пароход «Николай». Линия Ветлуга – Козьмодемьянск, где работали «Боря», «Дедушка», «Ветлуга», «Дмитрий», «Елизавета», «Коля», «Межень», «Николай», «Петр», «Рассвет», «Иван», «Любимец» и «Сура». Принадлежали они пароходствам Петерсонов, Чиркиных, Овчинниковых, Владимировых, Ставицких, Поповых и других.

«Зинаида» перевозила товары и пассажиров по линии Ветлуга – Козьмодемьянск – Ярославль и принадлежала Г. А. Паршину, а позднее А. И. Лапшину, капитаном на ней в 1915 году был И. И. Рожин. На линии Ветлуга – Нижний Новгород работали «Василий Чиркин», «Зинаида» и «Зырянка». «Межень» обслуживала линию Ветлуга – Нижний Новгород – Чебоксары и принадлежала в разные годы В. А. Владимирову, Н. Л. Петерсону и Н. А. Стяжкову.

По дальней линии Ветлуга – Рыбинск – Астрахань ходил пароход «Митя», часто менявший судовладельцев.

Обстановка судоходства на Ветлуге в то время была хаотичная, нередки были беспорядки как среди команд, так и с пассажирами.

Приведем факт из далекого 1902 года: – «Волгарю» сообщают о безобразиях на ветлужских пароходах.

Страшно смотреть, когда идет ветлужский пароход, а страшнее быть на нем, когда везут плотовщиков, именуемых здесь «адуями». Допустим, что пароход может вместить 200 человек, тогда на него смело сажают 600–700 человек. И вообразить нельзя, какая бывает теснота, духота и постоянный страх за свою жизнь.

В Козьмодемьянске на пароход «Николай» сел лесопромышленник Чекалин, который вместе с другим лесопромышленником Шуртыгиным беседовал в помещении второго класса, причем в разговоре Чекалин выражал недовольство пароходной командой. Около деревни Марьина, по приказанию помощника командира, четверо матросов взяли Чекалина из второго класса. Чекалин стал упираться, но против матросов не устоял: его раздели до белья и окровавленного тащили по пароходу за руки, ноги и голову, задевая за палубу парохода и разные вещи, бывшие на палубе.

Чекалина хотели выбросить на берег

Неистовый крик «караул» привлек внимание публики и, благодаря присутствию урядника и вмешательству двоих земских начальников, жестокая расправа с Чекалиным была прекращена и он оставлен был на пароходе.

Время было стихийное. Развивался дореволюционный капитализм. Пароходы то и дело перестраивались, меняли владельцев и свои имена. Но это не умаляет ту роль, которую пароходостроение сыграло в развитии Поветлужья. Сделало реку дорогой, для кого-то единственной путевкой в жизнь.

Вот как вспоминал пароходы на Ветлуге Николай Иванович Ручин:

– Национализированные у судовладельцев пароходы «Василий Чиркин», «Петр», «Зинаида», «Птенчик» и другие в 20-е годы новой властью переименованы в «Красный пахарь», «Ветлужанин», «Робеспьер», «Пропагандист», «Степан Халтурин», «Товарищ Мартьянов». Ходили они по расписанию: один пароход – вверх, другой – вниз.

«Мы, жители прибрежных деревень, узнавали пароходы по гудкам. Громкие, хорошие – у ‘‘Красного пахаря’’, ‘‘Ветлужанина’’, ‘‘Товарища Мартьянова’’. Помню, когда учились в Галибихинской школе, наш класс окнами выходил к реке. Однажды на подходе к Галибихе капитан ‘‘Товарища Мартьянова’’ дал гудок. Мы не выдержали, вскочили с мест, попросились сбегать встретить прибывших. С Волги приехали сплавщики с мешками и котомками. Это крестьяне близлежащих деревень, которые привезли купленные продукты».

Пассажирские суда у каждой деревни не приставали. Следующая остановка была в Воскресенском. Быстрей других ходил «Птенчик», переименованный в «Пропагандиста». Вспоминается случай, как перед войной профорганизация и администрация ВОРПа решили организовать прогулочный рейс в районе Воскресенское – Благовещенское на «Пропагандисте». Пригласили лучших работников с семьями, молодежный актив райкома комсомола и других. На борту был экскурсовод, лектор, культработник, артисты и работал буфет. На берегу устроили спортивные состязания.

Прибытию пароходов больше всего радовались ребятишки. Они бежали к берегу и кричали: «‘‘Халтурин’’ идет! ‘‘Халтурин’’ идет!» На ходу снимая рубашонки, бросались в воду, чтобы успеть покачаться на волнах и крикнуть: «Дяденька, свистни!»

Пар с Ветлуги ушел незаметно. Его сменили газоходы, также сменившиеся более современными судами. Потом ушли и они. Вот такая «эволюция»  – от сложного к простому. Только к чему она привела?

Иван  Замыслов

Фото из архива автора

Начало материала в № 12 от 26 марта 2021 года

 http://xn----7sbfmaihhmc6agc3andc9rzb.xn--p1ai/asbuka/5552-parovoy-flot-vetlugi.html

Паровой флот Ветлуги

Паровой флот Ветлуги

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: