Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » По родному краю (Ветлужская - Воскресенское)

Азбука легенд и преданий

По родному краю (Ветлужская - Воскресенское)

Продолжение материала Вячеслава Гусякова об участии в проекте «Вся Ветлуга 2020». Начало в № 16 от 23 апреля 2021 года.

Этап нашего первого дня предполагался небольшим, семь километров до Красных Баков, где мы планировали дождаться четвертого члена экипажа и заночевать. К моему облегчению, на этом участке с нами пошли двое членов предыдущей команды, давая таким образом нам возможность освоиться с управлением лодкой под присмотром опытных навигаторов.

Участок реки от Ветлужской до Красных Баков мы прошли часа за полтора. Причалили к берегу на «песках» – большом правобережном пляже, куда краснобаковцы ходят купаться. Там на одной из оборудованных для пикников площадке нас уже ждал стол с пирогами и прочими «угощениями» и приветствия глав двух соседних администраций – краснобаковской и варнавинской. Глава последней, как оказалось, был в составе последнего экипажа и шел с нами на лодке от Ветлужской. В пути он рассказывал потешные байки из местной жизни, а за столом уморительно поведал о пребывании в районе группы немецких скаутов, невесть какими судьбами попавшей на древнюю варнавинскую землю. От приветственных речей и тостов быстро перешли к песням. В одном из уазиков, «по случаю» обнаружилась гитара, а оба районных главы оказались не только радушными хозяевами, но и отличными исполнителями. В нашей команде, впрочем, тоже нашлись любители и знатоки авторской песни – Ольга Басова, казалось, была готова их петь до утра. Я как капитан, хотя и чувствовал четырехчасовой «джет лэг» после перелета, не мог покинуть команду и должен был держаться до последнего. Около 10 вечера, впрочем, и сами хозяева решили, что пора по домам. Уже лежа в спальном мешке в палатке, услышал, что уазик привез со станции четвертого члена нашей команды, приехавшего с последней электричкой. Это должен был быть Анатолий Запольский, послушник Благовещенского мужского монастыря в Нижнем Новгороде по должности и мастер гончарных дел по призванию. Вставать знакомиться было уже поздно, пришлось отложить это до утра.

День второй

Назначенное с вечера на 9 утра отплытие, конечно, не состоялось. Выяснилось, что несмотря на карантин, есть возможность посетить краеведческий музей в Красных Баках и упустить такой шанс было бы непростительно. Три члена нашей команды отправились на осмотр экспозиции музея, которая оказалась богатой и содержательной. Я больше всего был доволен купленной в музее книгой «Беляна», рассказывающей об истории создания и о конструкции этого уникального речного судна, бравшего на борт до 10 тысяч кубометров леса. Беляны строились всего на одну навигацию в верховьях Ветлуги и Унжи и продавались в низовьях Волги вместе с доставленным на них лесом. Безаварийная проводка по весеннему половодью такого громадного, но не имевшего собственного хода судна требовала от лоцманов и команды большого мастерства и знания всех особенностей реки.

Часов около 11 утра мы все же отплыли, оставшись наконец на лодке одни. Перед погрузкой я спросил команду, кто в какой роли хочет начать маршрут. Анатолий сразу же заявил, что желает быть рулевым. Я сел за переднюю пару весел, а женскую часть команды посадил перед собой, надеясь как-то контролировать их действия. Во избежание лишних заморочек, парус вначале решили не поднимать, да и ветра с утра почти не было. Тронулись в путь. Быстро выяснилось, что согласованные действия двумя парами весел требуют некоторой сноровки, которой команде явно недоставало. Оказалось, что часть гребцов не понимает простых команд типа «правым греби, левым табань».

Также быстро обнаружилось, что от сидящего на рулевом весле, помимо зоркости, требуется способность предвидения развития ситуации, потому что длинную бескилевую лодку, начавшую заворачивать «не туда», вернуть на исходный курс, даже налегая всем телом на руль, не так просто

Анатолий несколько раз пытался работать рулевым веслом, как обычным гребным, прилагая явно избыточные усилия на длинную рукоять весла. Поняв, что таким путем мы рискуем остаться вообще без руля, я пересадил его на весла, а на корму села Ольга, сказавшая, что имеет опыт яхтенного рулевого.

Дело пошло лучше, под двумя парами весел лодка шла со скоростью около 7 км в час. Однако недаром со времен античности гребля на веслах считалась рабским трудом. Даже имея сноровку, без привычки к подобной работе долго грести трудно, через полчаса руки и спина начинают уставать. Мы все чаще стали поглядывать на висящую над головами рею с взятым на гитовы парусом. На очередном прямом участке реки поднявшийся ветерок зашел прямо с кормы и мы наконец решились привлечь на помощь воздушную стихию. Опустив рею и освободив парус, подняли его на вершину мачты. Еще раз поменяли судовую роль. Я сел за руль, женщины взяли в руки шкоты, идущие к нижним углам паруса, его полотнище поймало ветер и, о чудо, лодку с силой потащило вперед. Вот он, вечный и к тому же даровой двигатель! Ничего что парус сшит из подручных материалов (сахарных мешков), но он работает и это главное! Даже умеренный ветер давал лодке ход в 8–9 км в час.

Хотя я имею право на золотую серьгу в ухе – за плавание на парусной яхте вокруг мыса Горн (автор материала обещает рассказать об этом путешествии читателям «Воскресенской жизни» – Прим. ред.) – мой опыт непосредственного управления парусами до сего дня был очень ограничен и сводился к нескольким воскресным выходам в море на небольшой прогулочной яхте моего друга Джорджа Парараса-Караянниса, бывшего директора информационного центра цунами в Гонолулу. Тем интереснее было пробовать освоить это древнее искусство на своей родной реке.

Первым удивительным для меня открытием стало то, что древнейший, известный еще финикийцам прямой парус работает не только при ветре с кормы, но в достаточно широком диапазоне попутных румбов. Нужно только правильно выставить его положение по отношению к курсу судна. Ну и конечно, команде надо постоянно быть начеку, ведь при речном плавании меняется не только ветер, но и направление русла, а на нем могут быть еще и мели и заломы из затопленных деревьев, да и рыбаки на Ветлуге, сидящие посреди реки в заякоренных лодках, еще встречаются. Короче, как и на настоящей яхте, плавание под парусами требует от экипажа постоянного контроля обстановки в воздухе, на воде и в лодке.

Продолжение следует.

Вячеслав Гусяков

Фото автора

По родному краю (Ветлужская - Воскресенское)

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: