Ветлуга открывает свои тайны
Ушедшее от нас жаркое лето 2021 года принесло много открытий. Особенно много тайн открылось на...
С поселком Затон Краснобаковского района я познакомился несколько лет назад. Не лучшего качества дорога ведет нас от кировской трассы к Лесному Курорту, ставшему сегодня мечтой «сталкеров». Зияющие пустотой огромные гостиничные корпуса пугают и восхищают одновременно.
Небольшая петля и вот он – Затон. На высоком песчаном берегу, в сосновом бору, раскинулся поселок ветлужских путейцев. Тех, кто на протяжении долгих лет обустраивал Ветлугу, делая ее судоходной и живой.
Возрастающий грузопоток по нашей реке в начале ХХ века заставил власти организовать в 1939 году Ветлужский технический участок пути. Местом были выбраны Красные Баки.
В 1937 году на Ветлуге было 83 поста, из которых 68 освещались и 15 не освещались. На берегу стояло 287 знаков, на воде 158 плавучих знаков и 1 570 штук грунтовых вешек. На обслуживании обстановки трудились 232 человека, 206 человек из них были бакенщиками.
К 1938 году протяженность обставляемых путей по реке Ветлуге составляла 711 км, обстановка притоков 42 км, было зарегулировано 753 км водной дороги.
Сама же база флота была организована в 1943 году на берегу Красногорской старицы. Зимовали здесь 22 судна – весь флот техучастка того времени.
Первым начальником ветлужских путейцев стал волжский капитан Сергей Васильевич Зубрилов. Ему же позже предстояло возглавить весь эксплуатационный флот Ветлуги.
К началу войны в распоряжении путейцев были четыре выправительные, одна взрывная и одна изыскательская партии, четыре самоходных судна, девять брандвахт, три карчекрана и пять дощаников.
Самоходный флот состоял из газоходов «В‑35» и «В‑55» мощностью по 60 л. с. и 30-сильных катеров № 1 и № 27.
Работникам обстановки приходилось заниматься и побочным ремеслом: вылавливать аварийную древесину, ловить и сдавать рыбу, изготавливать сторожки, пилить чурку и даже плести лапти. Только за навигации 1942–43 годов было спасено более 1 000 кубометров аварийной древесины, выловлено и сдано 1 328 кг рыбы, заготовлено и засолено 1 292 кг грибов, заготовлено 15 000 шт. лык.
В послевоенные годы Ветлуга «гремела». На 1961 г. пришелся максимальный поток грузоперевозок – было перевезено 2,4 миллиона тонн грузов, из них лесных 1,6 миллиона тонн или около 2-х миллионов кубометров древесины
Эти цифры говорят сами за себя – насколько ответственной была работа путейцев для обеспечения безаварийной работы флота.
По мере технического оснащения весельные лодки сменили моторные с моторами «Болиндер» и «Л‑6», появляются землечерпательные снаряды. Вспоминается из детства, как на Курдомском перекате работает земснаряд, длинная вереница понтонов растянулась по руслу реки, словно огромная гусеница.
Первая землечерпалка на Ветлуге появилась в 1948 году. Черпаковая малогабаритная машина была доставлена из Германии и переименована в «Волжскую‑11»
К 1962 году в арсенале путейцев состояло уже девять земснарядов типа «ПЗУ‑8», что позволило впервые за весь послевоенный период выдержать гарантийную глубину по всему плесу реки.
В 1966 году в судоремонтных мастерских появился специальный цех по производству светоотражающей пленки для навигационных знаков. Вплоть до начала 90-х эта пленка отправлялась из Затона во все техучастки России.
Работало до четырех русловых изыскательских партий. До 1965-го в техучастке работала водолазная станция. Велись тральные и берегоочистительные работы, укрепление берегов с помощью плетневых сооружений, да много чего еще. Все это было. И нет-нет, да и заметишь на уставшей от забытья Ветлуге эти памятники былому труду путейцев.
С развитием судостроения стал меняться флот. С 1956 года поступают 150-сильные «Костромичи».
В 1982 году Ветлужское райуправление передает путейцам «БТ‑24», ставший «Бекасом». Доживает он сейчас свой век в марийской Липовке.
Когда ввели в строй Чебоксарское водохранилище, для обслуживания обстановки в низовьях Ветлуги был получен теплоход проекта «Ярославец» № 1751, способный работать в озерных условиях.
Ветлужские путейцы не только получали суда, но и сами их строили. Своими силами обеспечили земснаряды 20-сильными мотозавознями, а позже построили промерные катера для изыскательских партий.
Не в стороне было и развитие социальной сферы. Активно строилось жилье для работников как в Затоне, так и в Красных Баках.
Откуда все эти предания старины? – спросите вы меня. Уникальные данные по истории техучастка были собраны и обобщены в «Краткий очерк» ветераном войны Борисом Николаевичем Харчевниковым и главным инженером Алексеем Ивановичем Журавлевым.
Вот как Алексей Иванович вспоминает работу на реке, на которой проработал с 1961 по 2012 годы – более полувека: до 100 единиц флота ежесуточно было на реке во время весеннего половодья. «Волго-Доны» доходили до Воскресенского с трехметровой осадкой, а «Волгонефти» даже до города Ветлуги. Сводили плоты до 5 000 кубометров ветлужской древесины.
Свою историю поселка Затон пишет местный краевед Нина Васильевна Кулакова. Ее отец, Василий Тимофеевич Мосунов, много лет проработал заместителем начальника техучастка.
В 1992 году еще на всем участке от города Ветлуги до устья реки обстановка была освещаемой. Береговые знаки освещались, а плавучие работали в проблесковом режиме.
Девяностые годы стали непростыми и для ветлужских путейцев. Постепенно иссякал грузопоток по реке Ветлуге. Последний весенний завоз экспедиционным флотом на Ветлугу был в 2008 году – необходимость в судоходной обстановке отпала. В 2002-м бригадой третьего поста, обслуживающего плес реки – Раскаты – Марьино (172–81 км реки Ветлуги), выставлено 65 буев, 78 вех, береговых перевальных знаков – 66, 8 ходовых знаков, 9 – весенних, 14 прочих береговых знаков.
Обстановка выставлялась уже не на весь навигационный период, а только на короткое время весеннего завоза. В 2003 году уже 8 июня путейцы сняли обстановку. А в 2007-м выставленные на линии Раскаты – Марьино 21 апреля бакена и вехи были сняты уже 20 мая… Река становилась необставленной, нерабочей.
Сегодня производственная база Затона оскуднела. Лишь якорь на воротах напоминает о речном предприятии. И грустно притулившийся неработающий магазин «Плес». Путейцы уходят с Ветлуги, а с ними и речная жизнь.
Когда-то проводимые в сложных послевоенных условиях разведывательные и изыскательские работы по изучению судоходных условий на Ветлуге уже устарели. Последнее издание карты реки Ветлуги от реки Вохмы до устья было выпущено в 1986 году.
В наши дни ветлужские путейцы работают в нижнем течении Ветлуги и на Суре. На реке Ветлуге функционирует база технического флота Липовка и контора в поселке Затон Краснобаковского района. Полноводное лето 2017-го позволило путейцам подняться на катере «604» до Красных Баков. Судовой гудок на Ветлуге сегодня – явление редкое, исчезнувшее. А тут река узнала его, подхватила, разнесла по долине своей и тут же – ненадолго, но ожила!
Иван Замыслов
Особенное место в истории вообще ветлужского судоходства занимают самоходки проектов «М‑104, 105». «БС‑8», «БС‑9», «БС‑10» длительное время использовались для размещения русловых изыскательских партий. Верой и правдой служили «БС‑3» и «БС‑6». Славно потрудились и ушли в небытие «Путейские‑50, 51, 52, 55» и «Путейский‑6».
Ушедшее от нас жаркое лето 2021 года принесло много открытий. Особенно много тайн открылось на...
Что такое Затон им. Михеева для Воскресенского района? Это не просто поселок на левом берегу...
Этот материал выходит под рубрикой один день деревни. Однако если бы кто-то назвал Затон имени...
Сегодня ровно две недели как на Светлояре появился новый раскоп. Уже есть немало интересных...
Сегодня разговоры о былом ветлужском судоходстве сродни фантастике. Но тем и интереснее факт, что...
Комменатрии к новости