Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Гудок над плесом

Азбука легенд и преданий

Гудок над плесом

С поселком Затон Краснобаковского района я познакомился несколько лет назад. Не лучшего качества дорога ведет нас от кировской трассы к Лесному Курорту, ставшему сегодня мечтой «сталкеров». Зияющие пустотой огромные гостиничные корпуса пугают и восхищают одновременно.

Небольшая петля и вот он – Затон. На высоком песчаном берегу, в сосновом бору, раскинулся поселок ветлужских путейцев. Тех, кто на протяжении долгих лет обустраивал Ветлугу, делая ее судоходной и живой.

Возрастающий грузопоток по нашей реке в начале ХХ века заставил власти организовать в 1939 году Ветлужский технический участок пути. Местом были выбраны Красные Баки.

В 1937 году на Ветлуге было 83 поста, из которых 68 освещались и 15 не освещались. На берегу стояло 287 знаков, на воде 158 плавучих знаков и 1 570 штук грунтовых вешек. На обслуживании обстановки трудились 232 человека, 206 человек из них были бакенщиками.

К 1938 году протяженность обставляемых путей по реке Ветлуге составляла 711 км, обстановка притоков 42 км, было зарегулировано 753 км водной дороги.

Сама же база флота была организована в 1943 году на берегу Красногорской старицы. Зимовали здесь 22 судна – весь флот техучастка того времени.

Первым начальником ветлужских путейцев стал волжский капитан Сергей Васильевич Зубрилов. Ему же позже предстояло возглавить весь эксплуатационный флот Ветлуги.

К началу войны в распоряжении путейцев были четыре выправительные, одна взрывная и одна изыскательская партии, четыре самоходных судна, девять брандвахт, три карчекрана и пять дощаников.

Самоходный флот состоял из газоходов «В‑35» и «В‑55» мощностью по 60 л. с. и 30-сильных катеров № 1 и № 27.

Работникам обстановки приходилось заниматься и побочным ремеслом: вылавливать аварийную древесину, ловить и сдавать рыбу, изготавливать сторожки, пилить чурку и даже плести лапти. Только за навигации 1942–43 годов было спасено более 1 000 кубометров аварийной древесины, выловлено и сдано 1 328 кг рыбы, заготовлено и засолено 1 292 кг грибов, заготовлено 15 000 шт. лык.

В послевоенные годы Ветлуга «гремела». На 1961 г. пришелся максимальный поток грузоперевозок – было перевезено 2,4 миллиона тонн грузов, из них лесных 1,6 миллиона тонн или около 2-х миллионов кубометров древесины

Эти цифры говорят сами за себя – насколько ответственной была работа путейцев для обеспечения безаварийной работы флота.

По мере технического оснащения весельные лодки сменили моторные с моторами «Болиндер» и «Л‑6», появляются землечерпательные снаряды. Вспоминается из детства, как на Курдомском перекате работает земснаряд, длинная вереница понтонов растянулась по руслу реки, словно огромная гусеница.

Первая землечерпалка на Ветлуге появилась в 1948 году. Черпаковая малогабаритная машина была доставлена из Германии и переименована в «Волжскую‑11»

К 1962 году в арсенале путейцев состояло уже девять земснарядов типа «ПЗУ‑8», что позволило впервые за весь послевоенный период выдержать гарантийную глубину по всему плесу реки.

В 1966 году в судоремонтных мастерских появился специальный цех по производству светоотражающей пленки для навигационных знаков. Вплоть до начала 90-х эта пленка отправлялась из Затона во все техучастки России.

Работало до четырех русловых изыскательских партий. До 1965-го в техучастке работала водолазная станция. Велись тральные и берегоочистительные работы, укрепление берегов с помощью плетневых сооружений, да много чего еще. Все это было.  И нет-нет, да и заметишь на уставшей от забытья Ветлуге эти памятники былому труду путейцев.

С развитием судостроения стал меняться флот. С 1956 года поступают 150-сильные «Костромичи».

В 1982 году Ветлужское райуправление передает путейцам «БТ‑24», ставший «Бекасом». Доживает он сейчас свой век в марийской Липовке.

Когда ввели в строй Чебоксарское водохранилище, для обслуживания обстановки в низовьях Ветлуги был получен теплоход проекта «Ярославец» № 1751, способный работать в озерных условиях.

Ветлужские путейцы не только получали суда, но и сами их строили. Своими силами обеспечили земснаряды 20-сильными мотозавознями, а позже построили промерные катера для изыскательских партий.

Не в стороне было и развитие социальной сферы. Активно строилось жилье для работников как в Затоне, так и в Красных Баках.

Откуда все эти предания старины? – спросите вы меня. Уникальные данные по истории техучастка были собраны и обобщены в «Краткий очерк» ветераном войны Борисом Николаевичем Харчевниковым и главным инженером Алексеем Ивановичем Журавлевым.

Вот как Алексей Иванович вспоминает работу на реке, на которой проработал с 1961 по 2012 годы – более полувека: до 100 единиц флота ежесуточно было на реке во время весеннего половодья. «Волго-Доны» доходили до Воскресенского с трехметровой осадкой, а «Волгонефти» даже до города Ветлуги. Сводили плоты до 5 000 кубометров ветлужской древесины.

Свою историю поселка Затон пишет местный краевед Нина Васильевна Кулакова. Ее отец, Василий Тимофеевич Мосунов, много лет проработал заместителем начальника техучастка.

В 1992 году еще на всем участке от города Ветлуги до устья реки обстановка была освещаемой. Береговые знаки освещались, а плавучие работали в проблесковом режиме.

Девяностые годы стали непростыми и для ветлужских путейцев. Постепенно иссякал грузопоток по реке Ветлуге. Последний весенний завоз экспедиционным флотом на Ветлугу был в 2008 году  – необходимость в судоходной обстановке отпала. В 2002-м бригадой третьего поста, обслуживающего плес реки – Раскаты – Марьино (172–81 км реки Ветлуги), выставлено 65 буев, 78 вех, береговых перевальных знаков – 66, 8 ходовых знаков, 9 – весенних, 14 прочих береговых знаков.

Обстановка выставлялась уже не на весь навигационный период, а только на короткое время весеннего завоза. В 2003 году уже 8 июня путейцы сняли обстановку. А в 2007-м выставленные на линии Раскаты – Марьино 21 апреля бакена и вехи были сняты уже 20 мая… Река становилась необставленной, нерабочей.

Сегодня производственная база Затона оскуднела. Лишь якорь на воротах напоминает о речном предприятии. И грустно притулившийся неработающий магазин «Плес». Путейцы уходят с Ветлуги, а с ними и речная жизнь.

Когда-то проводимые в сложных послевоенных условиях разведывательные и изыскательские работы по изучению судоходных условий на Ветлуге уже устарели. Последнее издание карты реки Ветлуги от реки Вохмы до устья было выпущено в 1986 году.

В наши дни ветлужские путейцы работают в нижнем течении Ветлуги и на Суре. На реке Ветлуге функционирует база технического флота Липовка и контора в поселке Затон Краснобаковского района. Полноводное лето 2017-го позволило путейцам подняться на катере «604» до Красных Баков. Судовой гудок на Ветлуге сегодня – явление редкое, исчезнувшее.  А тут река узнала его, подхватила, разнесла по долине своей и тут же – ненадолго, но ожила!

Иван  Замыслов

Особенное место в истории вообще ветлужского судоходства занимают самоходки проектов «М‑104, 105». «БС‑8», «БС‑9», «БС‑10» длительное время использовались для размещения русловых изыскательских партий. Верой и правдой служили «БС‑3» и «БС‑6». Славно потрудились и ушли в небытие «Путейские‑50, 51, 52, 55» и «Путейский‑6».

Гудок над плесом

Гудок над плесом

Гудок над плесом

 


Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: