Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Загадки Поветлужья. Часть вторая

Азбука легенд и преданий

Загадки Поветлужья. Часть вторая

От старинного села Богородского до пристани с необычным названием Трифакино по реке путь недолгий. Здесь самый настоящий причал, основательный, из огромных булыжников – таких очень не хватало в пору развития судоходства на Ветлуге, во времена Короленко и Оглоблина. Мало где увидишь столь надежную пристань.

О трех fuck’ах и панталонах от Ельцина

Трифакино. Пикантное название деревни, не правда ли? Ну чем не повод пошловато пошутить? Что не так давно и сделали в «Камеди клаб». И все-таки интересно – откуда появилось это название? Вот что предполагает Нина Горюнова, жительница Трифакина:

 – Есть несколько версий происхождения названия, и, по-моему, ни одна из них не выдерживает критики. Наверно, все-таки это было чье-то имя, которое потом так видоизменилось.

Стариков – коренных жителей деревни, которые бы могли хоть что-то прояснить, – в Трифакине уже нет. Остались лишь воспоминания о них. 

– Здесь были совершенно дивные старушки, – с теплотой в голосе вспоминает Нина Прокопьевна. – Во время войны их – четырнадцатилетних девчонок – отправили на сплав. Это была очень тяжелая и опасная работа. А когда девушки вернулись домой, оказалось, что выходить замуж не за кого, столько на фронте погибло парней. И они привозили себе мужей из далеких деревень. Причем моложе себя на пять-шесть лет. Однако же это получались изумительные семьи!

Каждое лето Нина Прокопьевна приезжала в отпуск в Трифакино, приглашала бабушек в гости, наливала им по рюмочке и слушала, слушала, слушала их рассказы.

– Жила здесь тетя Клава Зайцева, с мая по октябрь она ходила босиком, была очень веселая, жизнерадостная женщина, ни с кем не ссорилась и сочиняла частушки про Ельцина, про Гайдара, всех протаскивала. Я помню смысл одной из них: хорошо бы еще Ельцин им панталоны подкинул, поскольку они износились.

Некоторые из этих частушек и мы печатали в районной газете. Это были смешные, забористые, довольно смелые четверостишия. Попробуй сейчас опубликовать что-то похожее про верховную власть, сразу же причислят в разряд иностранных агентов и врагов нетрудового буржуинского народа.

В последние годы в Трифакине пересказывают другую бывальщину. 

– С 1974 года я видела, как проходили здесь выборы, и все, кто баллотировался в депутаты, обещали: построим в деревне асфальтированную дорогу, – вспоминает Нина Горюнова. – Вот это и есть местная легенда!

После каждых выборов взамен асфальта в Трифакине вновь избранные депутаты показывали его жителям фигуру из трех пальцев, или, созвучно названию деревни, три… ну кто хоть немного знает английский, понимает, о чем речь. И смешно, и грустно. Хотя нет, уже и не смешно – теперь кандидаты могут ничего никому не обещать. Все равно же выберут. Особенно если удалось подмазаться к власть имущему сословию.

Двумя пыльными вертлявыми ленточками петляет посреди деревни дорога. Все как в старину, только параллельные проплешины на земле стали заметно шире. По Трифакину теперь ездят не на телегах. Но по тем же ямам и ухабам. Только из-за бездорожья меньше любить эти места трифакинцы не стали.

– Нельзя сказать, что дачники здесь как паразиты и нахлебники. Мы так любим этот край! –как будто бы оправдываясь, говорит Нина Горюнова. – Если вы проедете по Трифакину, увидите красивые палисадники, выкошенные лужайки, ухоженные дома – с такой любовью люди относятся к деревне. А какой талантливый народ здесь живет!

Нина Прокопьевна уже не один год вынашивает идею построить в Трифакине город искусств. Пусть не город, хотя бы деревню. Но пока что здесь есть лишь творческая усадьба. И это уже совсем не плохо.

Что глаголет устами младенца?..

Елена Григоренко, директор здешней турбазы, одна из таких увлеченных людей. Казалось бы, дело ее начальничье – прямое, как железный лом, хозяйствуй себе в меру желания и сил, особой заботы и горя не зная. Но Елене Артемьевне этого явно мало. Вот и любопытная история деревни со странным названием Трифакино ее интересует давно.

– Мы часто спрашиваем детей: почему так назвали деревню? Обычно они отвечают: «Трифакино – это три факела». Мне такое детское определение нравится и по созвучию, и по своей идее. Здесь когда-то давно была стоянка разбойников. Они жгли костры и факелы, чтобы ориентироваться в пространстве. И называли эти места какое-то время Украина.

– Украина?

– Да, я об этом читала долгими зимними вечерами. Украина, окраина, но к той Украине она не имеет никакого отношения. Здесь были земли, которые переходили то к татарам, то к русским. А марийцы занимали, современным языком говоря, политически неустойчивое положение. Это им выгодно: они воюют с одними, те предложили что-то другое – они за них. Вот и сейчас, я слышала, Марийскую республику намерен забрать Татарстан. Так что ничего не меняется в исторической перспективе. Нам хотя бы Юрино с Шереметевским замком за собой оставить…

К этому детскому лепету про три факела стоит отнестись серьезно. И вот почему. Про разинцев на Ветлуге известно довольно много. В 1670 году мариец по происхождению Илья Пономарев, в отличие от своих неблагонадежных соплеменников, недолго думая, примкнул к Степану Тимофеевичу, а осенью отправился из Козьмодемьянска вверх по Ветлуге. Тогда и вступила в его отряды большая группа мужиков из воскресенских поместий. Один из них стоял как раз в окрестностях Богородского. Не случайно же после разгрома крестьянского восстания царские «опричники» устроили показательные казни в двух местах на Ветлуге, где было больше разинцев: в Баках и в Коткишеве. Вот историческая справка: «24 ‘‘вора’’ из 21 деревни были изловлены и наказаны на площади в селе Коткишево перед церковью Богородицы». Наказаны – это мягко сказано. Кого-то из мужиков повесили, кого-то нещадно били кнутами, кому-то отрезали большой палец правой руки и ухо с той же стороны. Сейчас трудно представить, что эта кровавая расправа была учинена именно в нашем селе Богородском, которое в старину звалось Коткишевом.

Местные краеведы предполагали, что в Трифакине находился передовой дозор разинцев. Отсюда Ветлуга просматривается на несколько километров. И если поднимаешься вверх по реке и вдруг увидел на трифакинском крутояре три факела или три костра – все, суши весла, там опасно! Выходит, устами младенца глаголет истина?

Неопубликованная версия

Загадку происхождения слова «Трифакино» не раз пытался разгадать и наш непревзойденный любитель топонимики Николай Плеханов. Ему удалось разузнать несколько версий. Оказывается, когда-то в старину это место называли Городом. А вот еще одно предположение Николая Васильевича: «Деревня Трифакино, еще до Труфанихи, звалась Чернотропово. А это значит, что тут бурлаки с песчаной тропы поднимались на гору и шли почвенной, черной тропой и река протекала под самым обрывом». Занимательные догадки! Хотя вряд ли и та, и другая, и третья версии могли успокоить пытливый ум исследователя из народа. Свои интересные заметки Плеханов постоянно присылал в нашу газету. Читатели ждали их с нетерпением. Мне, например, больше других запомнилось предание про колдуна и красавицу, записанное от П. Г. Горнухина, как раз из деревни Трифакино. Почитайте и вы. Вот каким замечательным рассказчиком был Плеханов!

Не один десяток лет он сотрудничал с газетой. Потом его письма в редакцию стали приходить все реже и реже. Дали знать о себе и возраст, и фронтовые ранения.

В Трифакине имя Плеханова еще раз мы услышали на самой окраине деревни, когда познакомились с Евгением Малышевым. Евгений Павлович из тех дачников – «блудных сыновей деревни», что родились и выросли здесь, сюда же и вернулись на склоне лет.

– Называлась она раньше Трепакино. По фамилии помещика Трепакова.

– Откуда вы это знаете?

– Здесь рядом, в Звягине жил краевед Николай Васильевич, не помню фамилию…

– Плеханов?

– Точно!

Получается, Николай Васильевич где-то узнал еще про одну версию происхождения названия деревни. Вот только опубликовать не успел

Чтобы вернулась жизнь

Сейчас главная достопримечательность Трифакина – туристическая база. Хороших мест на Ветлуге немало. И турбаз тоже. Но такая одна. И дело вовсе не в красивом бассейне. Богатых дачников этим не удивишь. Дело в той необычной творческой атмосфере, которая создается здесь Еленой Григоренко и ее помощниками.

 Рассказывая об этой турбазе, вовсе не было цели ее как-то рекламировать, хотя встретили нашу экспедицию здесь очень радушно. «Ветлуга» в этом не очень-то и нуждается. А все потому, что здесь живут и работают люди, которые ставят перед собой не какие-то меркантильные, сиюминутные, а куда более серьезные цели и задачи на перспективу.

– Хочется, чтобы Воскресенский район наполнился людьми, производством, чтобы вернулась жизнь на эту землю, – вот о чем ни много ни мало мечтает Елена Артемьевна.

Пусть со временем все так и будет! А пока наша экспедиция направляется к другому легендарному местечку под названием Галибиха.

Александр Грачев

Фото Сергея Киселева и Сергея Токарева

Fuck [] –

обсценное английское слово, которое в глагольной форме означает „иметь половое сношение”. Может использоваться в других грамматических формах при описании неприятного человека или события. Иногда это слово переводится как черт, идиот, половой член. Википедия

Предание про колдуна и красавицу из красавиц

– Может, век тому назад, может, боле, баял народ, росла в деревне красавица из красавиц. Ну и почал ее лапать староста Копун. Слово, сказывают, знал, притчи разные, – в общем, вроде колдуна. Пригоношил ее где-то, а она, девка-огонек, вцепилась ему в бороду обеими руками и кричит:

– Ишь, гнида, што удумал. Да я не только так, даже с крыши тебе коленка не покажу!

– Ну, рась так, поглядим, кто горючими слезами заноет.

Через недельку в соседней деревне корова пала, вскоре в другой – овца. Зашушукались: «Моровая язва!»

Сходка сошлась, Копун и говорит:

– Миряне, беда на носу, надо бы опахаться.

Собрали девок помоложе, чтоб точно непорочных, раздели догола, напялили белые рубахи до пят, темной ночью, как петухи пропели, запрягли их в соху и деревню кругом объехали.

Тут, на несчастье, дня три спустя, в коренные пары, у одного мужика прямо в загонке сдохла кляча!

Забегал нарочный по окошкам:

– Все на кресты!

Вышел староста в круг, опустил глаза горестно, хлопнул себя ладонями по ляжкам:

– Прогневали, видно, Бога мы – перемрет скотина, и нам несдобровать: в честную компанию девок поганая блудница затесалась!

– Да разве мыслимо это! Да кто такая? У нас они все на глазах!

– А глянул я, грешник, в книгу и узнал! Вот она, хватайте, бабы!

И показал на ту, которой домогался.

Окружили с лаей жертву, рвут, кто чего зацепит! Ворота дегтем облили, на родителей хомуты из-под наседала надели и повели вдоль улицы. Наутро пропала девушка! Будто пушину ветром удуло! Уж в сенокос нашли – всплыла в чертовом окошке.

Николай Плеханов

Загадки Поветлужья. Часть вторая

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: