Правительство Нижегородской области и «Транснефть» намерены расширить совместную работу на территории региона
Глеб Никитин и Николай Токарев подписали соответствующее соглашение в рамках ПМЭФ-2021...
Буквально под самый занавес проводимых на нефтепроводе «Сургут-Полоцк» диагностических работ журналистам «ВЖ» удалось встретиться со специалистами АО «Транснефть-Подводсервис». Эта уникальная организация со штаб-квартирой в Нижнем Новгороде работает по всей России, проводя операции по обслуживанию магистральных нефтепроводов.
Начальник полевой партии № 1 Службы диагностических работ компании Александр Сергеевич Маевский знакомит нас со своими коллегами: гидрологом, речным рабочим, геодезистом и водителем.
– Мы занимаемся работами, которые называются обследование подводного перехода (нефтепровода). Проводим геодезическую съемку. Кроме нефтепроводов, обслуживаем еще и соответствующие оптоволоконные кабели «Волс». Вот он здесь вдоль идет, – показывает Александр.
Сейчас мы стоим на основной нитке нефтепровода «Сургут-Полоцк». Резервная нитка располагается чуть ниже по течению Ветлуги. Это участок нефтепровода находится в ведении АО «Транснефть Верхняя Волга». Здесь же работает НПС (нефтеперекачивающая станция) Мелковка.
Между задвижками нефтепровода по одну и другую стороны Ветлуги 8 км. Один-два раза в год ребята проходят это участок, чтобы провести тахеометрическую съемку, построить профиль трубы. Для этого используется специальное оборудование – спутниковые передатчики, тахеометры.
Задвижки служат для того, чтобы перекрыть одну нитку нефтепровода и пустить нефть по другой. У любых подводных переходов всегда существуют две нитки, чтобы одну всегда можно было перекрыть. Это делается, например, для того, чтобы пустить «скребок». Сразу же интересуюсь у Александра, что это такое, а сознание рисует этакого робота из фантастических фильмов. Оказывается «скребок» – это устройство, напоминающее торпеду. Оно запускается в трубу, чтобы проверить наличие коррозии в нефтепроводе, а также ведет его прочистку.
Профиль дна снимается в границах ста метров слева и справа от трубы на протяжении всех восьми километров. Все данные фиксируются, на основании чего стоится план и составляется отчет.
– Река живая, меняется глубина, – говорит Александр. – Поэтому периодическая съемка нефтепровода необходима. Мы смотрим, чтобы с трубой все было в порядке. На основании данных полученных изыскателями решаются вопросы по технологическому обслуживанию магистрали.
Гидролог Максим Ахмадуллин рассказывает нам о себе и своей работе. Он из города Волжска, в Санкт-Петербурге выучился на гидролога.
– Здесь появилась такая вакансия, приехал – молодым специалистам предоставляют жилье. Живешь и работаешь. Хотя жилье, когда ты в таких командировках, не очень-то и нужно.
Сейчас мы стоим на берегу Теплой речки. Я собираю грунты со дна, чтобы вести расчеты размыва. Измеряю скорость и направление течения. Веду гидрографическую съемку вдоль нефтепровода с привязкой к координатам. В этом мне помогает гидролокатор. А обработкой собранных данных занимается уже камеральная служба. Ну, и, конечно, помогаю ребятам со всем остальным.
Максим показывает:
– «Гидромастер» – российский прибор, на который устанавливается спутниковый приемник. Он фиксирует координаты, а прибор – глубину водоема и делает боковой обзор, рисуя картинку.
Геодезист Иван Шалагинов ведет топографическую съемку на объекте, но только уже на суше. Спрашиваю его: где интереснее – на воде или на земле?
– Когда как, – улыбаясь, отвечает Иван, – если болото попадается, то порой на воде интереснее.
Иван знакомит нас с глобальной навигационной спутниковой системой, использующей две частоты, как «Глонасс», так и GPS. Спутниковые тарелки, к которым подсоединяется специальный модем. Все это соединяется с контроллером. Выставляется базовый прибор на треноге, запускается съемка, а затем включается второй прибор и можно ходить и вести съемку координат и высот. Точность у этих приборов очень высокая – до 1 сантиметра при таких больших расстояниях!
Речной рабочий Никита Шилов выступает в роли помощника, следит за оборудованием, управляет лодкой при обследовании водных объектов. Меня интригует даже название его должности.
– На самом деле у меня длинное и незапоминаю-щееся название должности и его просто сокращают до «речного рабочего». А что, мне нравится – в духе того времени, когда окрестные реки жили
В арсенале полевой партии две надувные лодки «Кайман», на которых и устанавливается все оборудование.
Трассоискатель помогает найти, где залегает труба. В комплект с ним входит генератор, устанавливаемый в специальных местах нефтепровода, где находятся контрольно-измерительные колодцы. Генератор подключенный к трубе посылает по ней сигнал, а трассоискатель показывает место залегания нефтепровода.
Александр показывает как это работает. Там, где мы находимся, труба залегает на глубине около четырех метров.
Наше внимание привлекает прибор «ГРС‑3». Блестящая цилиндрическая капсула и приемник в лучшем духе отечественной инженерной мысли. Пусть и без импортных дизайнерских изысков, но аппарат прогрессивный. Он опускается с лодки и показывает глубину, направление и скорость течения в водоеме. Показывая в сторону Теплой речки, Максим на глаз определяет ширину русла:
– Здесь около семидесяти метров. Промеров нужно провести шесть–семь вертикалей и на каждой по пять измерений. На одной глубине смотрим направление и скорость, повыше поднимаем – также и так несколько створов, что позволяет определить расход воды в реке.
Все приборы хранится в специальный кейсах: серьезной аппаратуре – серьезная оболочка. Оборудование после командировок сдается на склад. Если требуется, то на соответствующую поверку. «Транснефть» – та компания, в которой ценят точность. И актуальность информации.
Интересным вопросом для Александра и ребят стало отношение к длительным командировкам. Ведь «Транснефть-Подводсервис» работает по всей страна, выполняя геодезические и водолазные работы.
– Я работаю уже 11 лет, пришел сюда в 2009 году, закончив Нижегородский архитектурно-строительный университет, – говорит Александр. Парни работали даже в Якутии. Только в этом году первая командировка была на Вятку, потом Краснодар, Казань, Пермь, сейчас Ветлуга, после в Альметьевск и в отпуск. Вот такая работа.
На вопрос «Нравится?» отвечает:
– Да! Не нравилось, так долго здесь бы не работал. С одной стороны тяжело. Когда жена с пониманием относится, это поддерживает.
Действительно, у ребят интересная работа. Плюс возможность посмотреть нашу необъятную и очень красивую во всех ее уголках Родину. Наверное, молодость – это время как раз такого труда. Неслучайно все ребята из первой партии молоды – геодезисту Ивану 22 года, речному рабочему Никите – 26, а гидрологу Максиму – 28.
Все это благодаря социально-ориентированной работе в компании. Кроме стабильной зарплаты и хорошего соцпакета, здесь заботятся о жилье сотрудников, проводят спортивные мероприятия, выплачивают премии. Проводят конкурс молодого специалиста. Все это очень здорово.
Спрашиваем, были ли внештатные ситуации с положительным исходом. Все дружно смеемся, а Александр отвечает:
– Медведи недавно выбежали на нас в Юркино перед «КамАЗом» – два медвежонка и медведица. Богатый здесь животный мир. Лоси в «задвижках» спокойно ходили на прошлой неделе.
Ребята говорят, что с той стороны у Юркина к новой ветке подъехать сложно. В распутицу даже «КамАЗа» засадили. Но мы, журналисты «ВЖ», пролезли на «Патриоте», правда, надо было видеть глаза фотокора Сергея Марцева, когда он говорил «Может, не стоит?» – «Стоит, Серега, стоит», – упрямо парировал я.
К сожалению, водолазная служба ко времени нашего визита уже отбыла на новый объект на Суру на теплоходе «Водолаз‑5». Но их коллеги из изыскательской партии охотно поделились впечатлениями о работе водолазов.
Это тоже команда из пяти человек, которой руководит старшина водолазной станции. Водолазы спускаются под воду, чтобы определить залегание трубы нефтепровода, размывы, просадки и провисы. При чем труба метрового диаметра должна находится под дном водоема на глубине не менее одного метра.
– Есть служба, занимающиеся ремонтными работами нефтепроводов под водой. В таких случаях проводят размыв грунта под водой, туда спускают кессон. Трубу можно сказать обнимают под водой, – рассказывает Александр. – Откачивают оттуда воду.
Водолаз спускается туда по лесенке и под водой на глубине до 20 метров ведет ремонт трубы. На такой глубине опасно – уже может развиться кессонная болезнь
У Ветлуги много различных стариц. Посмотришь на нее со спутниковой карты – и тут и там расходятся синие веера рукавов древней великой реки. Именно поэтому для предотвращения размыва грунта над резервной веткой нефтепровода ведется выкладка карельским камнем. Эти работы ведут уже другие компании с юга России.
Здоровенные краны-задвижки, позволяющие перекрывать нефтепровод, заменяются с клиновых на шиберные. Гиганты-трубоукладчики с метровыми гусеницами, бульдозеры и экскаваторы – трудяги, как и их машинисты. Именно они делают сложные технологические операции по укладке трубы, мелиоративные работы. Не знаю как у читателей, а у меня перед здоровяком «Komatsu» с грузоподъемностью в 46 тонн и его хозяином-оператором – нет, не трепет, а серьезное мужское уважение. Хотелось, чтобы такое было у детей – и они мечтали бы управлять такими великанами, своим трудом служить народу.
Приятно видеть оживление на Ветлуге. Пусть немногочисленные, но суда и земснаряды, мелькающие фигурки «КамАЗов» – издалека похожих на муравьишек, строящих свой муравейник. Работа земснаряда в агрегате с установленным на понтоны экскаватором захватывающее зрелище, не всегда понятная всем, но точно выполняемая под руководством завозчиков якорей и буев, направляющих грунтопровод.
Здесь работают люди с разных концов нашей Родины. С Краснодара и Армавира, с Ростова и Дагестана. Наверное, только так и понимаешь, какая у нас большая – маленькая страна, и вот в этом мы действительно едины.
Благодаря своей Родине, ее природным богатствам, черному золоту. И людям, носящим гордое звание нефтяника.
Иван ЗАМЫСЛОВ
Фото автора и Сергея Марцева
Работы, которые выполняют ребята, находятся на стыке науки и технологий. Неслучайно, что и профессии у них звучат, как у ученых – гидрологи, геодезисты, изыскатели.
Используемые при обследовании нефтепровода приборы представляют собой лучшие образцы инженерной мысли. Для того, чтобы работать с ними, необходимо обладать не только навыками, но и техническими знаниями. Полученные с их помощью данные требуют научной обработки и точного анализа.
СПРАВКА
Нефтепровод «Сургут-Полоцк»,
соединяющий Западную Сибирь с Белоруссией, один из самых протяженных и мощных в бывшем СССР. В этом году уже 40 лет, как он введен в эксплуатацию. Его длина – 3250 км, пропускная способность – более 120 миллионов тонн в год. При его прокладке пришлось преодолеть до 600 км болот и свыше 350 км рек, в числе которых Обь, Иртыш, Чусовая, Кама, Вятка, Волга, Ветлуга и Ока.
Ветлугу нефтепровод пересекает на 44 км от устья недалеко от несуществующей ныне д. Мелковки в Марий Эл.
Глеб Никитин и Николай Токарев подписали соответствующее соглашение в рамках ПМЭФ-2021...
В феврале 2020 года «Поезда здоровья» посетят более 50 населенных пунктов 16 районов области....
Оперативный штаб по противодействию коронавирусной инфекции создан в регионе. Об этом сообщил...
Кому не знакома дорога Воскресенское – Боковая. На протяжении этого маршрута встречаются небольшие...
Решение принято в связи с угрозой распространения коронавируса на территории муниципального...
Комменатрии к новости