Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Цикмä - Ворота Ветлуги

Азбука легенд и преданий

Цикмä - Ворота Ветлуги

Сегодня в жанре травелога расскажу про интересный и важный для понимания истории Поветлужья город Козьмодемьянск.

Октябрьский субботний день как нельзя лучше подходит для семейных прогулок. Прохладный туман растапливает восходящее солнце, позолотевшая листва начинает виться позади автомобиля.

Несмотря на утро, поток машин в сторону марийской значительный. Это рыбаки. У Копорулихи, где не так давно перекинулся мост через Ветлугу, полным полно их стоянок. Моторки взад и вперед снуют по реке. Места здесь очень живописные и их просто нужно самому увидеть и полюбить.

За мостом начинается дорога на Йошкар-Олу. Состояние ее разнообразное, местами глубокие рваные язвы асфальта могут вывести из строя колеса – поэтому нужно быть начеку.

Поворачиваем налево – в Коротни. Здесь налажена паромная переправа через Волгу. Паромы ходят часто, поток пассажиров и автомобилей еще большой. Билет стоит 50 рублей для взрослых и 25 – для детей, на машине гораздо дороже. Поэтому, если вы решите путешествовать в Козьмодемьянск, советую оставить железного коня на стоянке у причала переправы – город маленький, за день можно вдоволь нагуляться по историческому центру, набережной, музеям и просто подышать воздухом старинного волжского города.

Сердце парома вздрагивает. «СП‑39» отваливает от причала и несет нас к горному берегу. Слева в пойме Волги плещутся на волнах белые лебеди, а справа в нее врезается родная Ветлуга немыслимой для нашей реки многокилометровой ширины.

Город раскинулся на высокой волжской горе вдоль реки. На террасе из зеленого склона белеет надпись «Козьмодемьянск», чуть тронутая разросшимися деревьями.

Паром тыкается плоским носом в оборудованную стенку и опускает аппарель… И мы уже на берегу, на родной земле Остапа Бендера.

Ласковая набережная зовет вперед. Высокий деревянный голубой дом радостно встречает нас удивительной резьбой наличников и разных балясин

На душе сразу же счастливо от сопричастности великой истории, духу этих мест. Сколько ветлужан столетиями ходили по этим булыжниковым горным улочкам старого волжского города. Козьмодемьянск – это для Ветлуги ворота в Волгу, большой, необъятный и тревожный оттого мир.

Всем своим внутренним существом я это ощущаю и горжусь, что тоже с ветлужских трудовых берегов.

Во второй половине XIX века здесь была организована одна из крупнейших в России лесных ярмарок, куда поступал лес с Ветлуги.

Напротив пристани стоит Стрелецкая башня – часовня, которую построили в 1697 году. Как вспоминает козьмодемьянский краевед Н. Крюкова, здесь была икона «Нерукотворного Спаса» руки Андрея Рублева, впоследствии изуродованная большевиками.

Дома – деревянные, обшитые выкрашенными досками, с огромными окнами с безумно невыполнимыми узорами наличников. С видом на волжские дали – дух захватывает!

Площадь с Владимиром Ильичом и голубым ларьком «Мороженое» – застывшим в стране Советов. А напротив музей легендарного Остапа Ибрагимовича. Суббота – машин мало, и вообще, движение здесь гораздо спокойнее, по-волжски плавное, нежели у нас в Воскресенском.

Последний в эту усеченную навигацию «пассажир» отвалил от Васюков – местный разноцветный базар сразу же свернулся, закрыв старинные ставни купеческих торговых рядов. Теплоход сверкнул белоснежными палубами и скрылся в волжских далях. И жизнь здесь, казалось, замерла.

Музеев в городе много и все они на берегу – просто переходи из одного в другой. Богатство архитектурного плана меняется богатым внутренним убранством и содержанием. С 1983 года действует экспозиция краеведческого музея под открытым небом – на шести гектарах расположились около 70 строений и объектов и семь с половиной тысяч экспонатов.

Особо изящны картины, выставленные на втором этаже художественно-исторического музея имени А. В. Григорьева, написанные Айвазовским, Кандинским, Коровиным, Машковым, Малявиным. Это надо видеть…

Музей Остапа Бендера событийно уносит нас в романы Ильфа и Петрова. А музей купеческого быта показывает обстановку купеческого особняка.

Здесь же находится Дом мореного дуба, в котором развернута единственная в России экспозиция, посвященная уникальному природному материалу – мореному дубу

Очень хотелось ее посетить, но по тревожным причинам этого года выставка не работала.

Счастье переполняет, что это все еще есть. Небольшой уголок музея посвящен Козьмодемьянской сплавной конторе, а там фотография плавкрана «Ганц», построенного в Будапеште в 1958 году. И снова параллели – свой век он закончил на рейде Леспромхоза под Задворкой. Как и что – это отдельная история, но все мы – ею связаны.

Из дышащих историей стен все же хочется на волжский простор. И снова набережная. Сухогрузные причалы, где еще идет разгрузка сыпучих материалов, кряхтят экскаваторы и ревут грузовики. Речная долина восхитительна. Поднимаясь по лестнице, все выше и выше взлетаешь над Волгой, острова становятся все меньше и заметнее. Прямо на горе оборудована купальня, от которой ведет железная лесенка с хорошими смотровыми площадками наверх – в переулок Красный Ключ.

Город разделен на две части – промышленный и деловой верх – на самой волжской возвышенности, и исторический уютный низ, где сосредоточены музеи, церкви и памятники архитектуры

Выходишь уже в привычный рабочий городок. Усталые школьники идут с занятий, пиная высохшую и ворохом лежащую золотую листву. Кто-то спешит в массивный бассейн «Волна».

В Козьмодемьянске работают завод «Потенциал», выпускающий электротехническую продукцию, и завод «Копир». Это крупный разработчик и изготовитель продукции автотракторного электрооборудования, народного хозяйства, электрических соединителей для военного применения. Входит в подразделения «Ростеха».

Впечатления, пешая прогулка и время дают о себе знать. Хочется перекусить. Знаменитая далеко от здешних мест «Елочка» уже не работает. А жаль – это кафе хвалят очень многие. Ресторан «Горный» тоже закрыт… Останавливаемся на «Посиделках» Троицко-Посадского Потребобъединения. И вроде обычное все, сельский общепит без изысков, но как же там вкусно готовят! А главное, люди – отзывчивые, добрые, оставляющие след в памяти. Все же Россия сильна своими людьми.

Октябрьское солнце нещадно догорает, разрезая краснющие рябины на улицах Козьмодемьянска. Спускаемся с горы мимо стелы с «12 стулом». Местная ребятня хулиганит по-доброму возле него. Еще не сумерки, но Волга из сине-голубой сереет, на уже позабытых у нас на Ветлуге буях загораются огни. Последние моторки и суда спешат в гавани. Мы тоже прошлись до когда-то гремящего «Козьмодемьянского порта». Рабочего флота уже немного, частные суденышки, солидные трудяги стоят на холодном отстое. Что говорить, даже паромная переправа сейчас обеспечивается нижегородской СК «Флагман», а не когда-то таким богатым составом родных «кузьмовских» паромов. По всему видно, что флот сейчас не в чести. Но почему?!

Идем далее, навстречу сгущающимся сумеркам серой бетонной набережной, выстроенной до расчетного уровня Чебоксарской ГЭС.

Монолитные кнехты скучают в далекой высоте бетонных укреплений, а там, где должна быть по замыслу советских гидротехников гладь водохранилища, мирно пасутся коровы под бдительным взглядом женщины-пастушки

И вот возвращаешься и думаешь, а правильно или нет было – эти чересполосицы через Волгу? Если да – то что заставило остановиться, и титанический труд стал не нужен, а его плоды стоят безвольными памятниками.

Уже спешим к парому. Сумерки и ложащаяся прохлада зовут к родному воскресенскому дому. Причал. Подходит «СП‑45». Душа легкая, сознание переполнено, все это так хочется покойно переварить дома. «Сорок пятый» опускает аппарель, быстро выгружается и… Капитан с мостика: «Алексей, давай поднимай!» Мы, уже готовые вступить на борт, затушевались, кто-то кричит, когда будет еще паром. С палубы выкрикивают: «Переправа работает до восьми часов вечера, ждите, а мы уходим на прикол».

Толпа волнуется, но делать нечего. Из серой Волга превращается в мутно-серую, а потом и вовсе тонет в черноте октябрьского вечера. Надпись «Козьмодемьянск» шутливо подсвечивается на горе.

«Тридцать девятый» устало подвалил к пристани уже в кромешной тьме. Радость от посадки на паром зашкаливает, хочется в тепло. Но на палубе морозно. Черная волжская вода уже не кажется романтически ласковой, наоборот – недружелюбно колючей, когда моторист зачерпывает ее бадейкой с веревкой из-за борта в машину.

Плавно бежим в едва подсвеченные Коротни. Восходит громадная луна, а снизу спешит пассажир весь в огнях. Наблюдаю, как он поравняется с лунным диском, а потом скользнет от него вверх по Волге в такую же черную волжскую ночь, в которой и мы сейчас.

Обратный путь всегда быстрее. В салоне тепло и уютно, ночные впечатления скупы. Ну разве только «восторг» вызывает участок дороги Ладыгино – Сухоборка, когда от резкого удара в подвеску проснулись все пассажиры-путешественники.

Так мы посетили «Цикмä». Совсем иначе, чем посещали его наши предки, сплавщики, судовладельцы. Но ощущениями – ничто не изменилось.

И, да – мы еще вернемся к тебе.

Иван  Замыслов

Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: