Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » По дороге прошлого. Часть первая

Азбука легенд и преданий / Новости

По дороге прошлого. Часть первая

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей «ВЖ» очередную публикацию из серии «Занимательное краеведение». Она подготовлена по материалам зимней экспедиции воскресенских туристов. На этот раз их поход начинался в соседнем Семеновском районе.

Среди бела дня Малая Овсянка ничем не отличается от других придорожных деревень. Сотни машин проносятся посреди нее, чуть притормаживая лишь потому, что на окраине стоит камера видеонаблюдения. В вечернее и ночное время деревня как будто бы меняется и выглядит, пожалуй, самой освещенной на всей протяженной кировской трассе.
А краеведам Малая Овсянка интересна еще и тем, что 40–50 лет назад она была неким перевалочным пунктом, где на остановке выходили люди и направлялись в соседний Воскресенский район.
– Эта дорога была востребована до постройки трассы Семенов-Воскресенское,  – поясняет сотрудник Владимирского краеведческого музея Наталья Торопова,  – А еще раньше, когда существовал паломнический тракт, люди шли на Светлояр и этим путем.
Не по широкой трассе через известные всем Боковую и Владимирское добирались жители Быдрея, Шадрина, Лобачей до своих родных домов, а напрямую – через лес, пешком. Это был один из тех бесчисленных русских проселков, которые объединяли большие районы, маленькие деревни и, конечно же, людей. Не потому ли довольно многое на окраине Семеновского округа связано и с Воскресенским районом. Наглядный пример – история деревни Новопетровка, до которой тут рукой подать.

Согласно версии учителя Шалдежкинской школы Николая Козырева, жители Новопетровки были из деревни Петрово (ныне Воздвиженский сельсовет Воскресенского района). «Потом приехали люди из Троицкого, привезя с собой умение возделывать овчины и хром. Смирновы (так их была фамилия) построились ближе к речке, так как для их промысла нужна была вода. Также первыми жителями Новопетровки были переселенцы из Люнда-Шипово (ныне городской округ Семеновский), Прудовки, Быдрея, Апарихи, Поползухи (ныне Воскресенский район)

Троицкое, Прудовка, Апариха, Поползуха, Быдрей, Петрово – знакомые до боли топонимы. Непонятно, что позвало наших предков сняться с насиженных мест и отправиться в хохломскую сторону. Но то, что это были люди легкие на подъем – неоспоримый факт. Не так ли заселялось православной вольницей и Заветлужье с далеких северных Соловков?
Первая деревня на нашем пути – Александровка, не менее интересное поселение. Между прочим, в России это самое распространенное название населенных пунктов. Всего их 329. В начале восьмидесятых одним чуть не стало меньше. Тогда сгорела добрая половина деревни. Что любопытно – с одной стороны улицы. Но Александровка быстро возродилась. К началу перестройки это была довольно крепкая деревня с сельским клубом, школой, магазином, животноводческой фермой… И даже ветряная мельница здесь махала своими огромными крыльями.
– Мне было четыре года или пять лет, но в школу я еще не ходил, помню: тут была вертушка и большие камни – жернова, они и мололи муку – вспоминает старожил деревни Владимир Ростов.
Зимой в Александровке столько жителей, что пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать всех аборигенов. А среди них – простые русские мужики: совсем еще молодой Иван Иванович Иванов, он нигде не работает и перебивается случайными калымами, и уже в возрасте дядя Володя – тот самый Владимир Михайлович Ростов. Или Ростов-на-Дону, как он сам шутит.
– Я вообще удивился, пусть в этой деревне сейчас не так много людей, как летом, но насколько они интересные! – передает свои впечатления об Александровке и о ее жителях Андрей Зеленов, участник экспедиции, директор Воскресенской школы.
А дальше от Александровки путь по хорошо заметной просеке через лес до границы двух районов, где много лосиных следов, где территория охотхозяйства «Поветлужье», где прежде находились две деревни – семеновская и воскресенская, которые дали Родине двух героев. Правда, одной давно уже нет в помине, а другая – зимой нежилая. Это Владимировка, или Новая деревня, где появился на свет Герой Советского Союза Анатолий Марунов и Софиловка – родина дважды Героя Соцтруда Василия Кузнецова.
Имя Василия Кузнецова, как будто бы незаслуженно забыто. Хотя вроде бы в центре Семенова, но в не самом приметном месте – в парке за Домом культуры, стоит бюст человеку, который, на минуточку – трижды! – руководил нашей страной в период смены партийных вождей и даже выступал с новогодним поздравлением советскому народу. Но об этом мало кто знает.

Василий Васильевич Кузнецов. Родился 31 января (13 февраля) 1901 года в дер. Софиловка Костромской губернии – умер 5 июня 1990 года в Москве. Советский инженер, лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Советский политический и государственный деятель, дипломат… Трижды был номинальным главой СССР (1982–1983, 1984, 1985)

Наш земляк – дважды Герой Социалистического труда, семь раз (!) ему вручали Орден Ленина. И все эти награды вполне заслуженные. Кузнецов внес огромный вклад в урегулирование Карибского кризиса, когда до войны с Америкой был один шаг, в налаживание переговоров с Китаем после вооруженных столкновений на острове Даманский, в урегулирование индо-пакистанского кризиса, и т. д. и т. п. И как тут не провести параллели с настоящим временем, когда мир стоит на грани третьей мировой войны – может, среди наших дипломатов уже нет таких умных и дальновидных людей, как Василий Васильевич?
Память об Анатолии Марунове сохранили в виде выгравированного портрета героя на общем памятнике погибшим воинам в деревне Шадрино. Только тоже уж очень скромно, сзади его, на обратной стороне. Пройдешь мимо и не заметишь на мемориале абрис человека, который в составе экипажа танка в конце войны совершил подвиг, если не беспримерный, то все равно подобных случаев героизма историки вспомнят немного.
Сохранить бы эту память достойнее и полнее, пока живы еще те, кто видел и помнит своего отважного земляка. С одним таким человеком мы познакомились, но уже в другой деревне.
Называется она Быдрей. Там по старинным марийским поверьям когда-то жили добрые мужики. Но сейчас в деревне криком кричи – ни добрых, ни злых мужиков не дозовешься.
В Быдрее живет одна единственная женщина Нина Павловна Веселова. Больше двадцати лет она работала бригадиром, под ее присмотром была лучшая во всем большом Владимирском колхозе ферма. Но Веселова помнит, что были здесь когда-то и первые маленькие коллективные хозяйства «Колос» и «Победа» в Найденке и Быдрее. Бог ты мой, НаЙденка! Кто сейчас вспомнит это красивое название деревни с ударением на И краткое? Ее давно уже нет на карте.
Еще несмышленой девчушкой Нина Павловна бегала в соседнюю деревню, чтобы увидеть самое счастливое событие в жизни прославленного героя.
– Я маленькая была. Дедушка у нас – из Новой деревни. Он там жил, и Маруновы тоже.
– То есть вы видели героя?
– Свадьбу помню, как он из армии пришел и женился. Там, в Новой деревне, свадьба- то и была.
– Расскажите…
– Мне было годов, наверно, десять. А что – глупые были, бегали глядеть, как пляшут, как чего делают.
– Марунов, наверно, с орденами был и медалями?
– Нет, без медалей, но в костюме. Много народу там было. И плясали уж больно хорошо! Тогда в Новой деревне были две улицы, так вот, на задней – дом у них был хороший, большой… А потом разъехались из Владимировки все…
Такие встречи не позабудешь. Это случайное знакомство в почти безлюдной деревне Быдрей запомнится и директору природного парка «Воскресенское Поветлужье» Алексею Грозе, он тоже был участником экспедиции.
– Отрадно было, что через одного человека мы фактически пообщались с Героем Советского Союза, который является нашей гордостью, – говорит Алексей Борисович.

Бывает же такое! Как в популярнейшей кинокомедии «Елки» мы оказались даже не в шести рукопожатиях,

а всего в одном – от Героя Советского Союза

Тремя неделями раньше Алексей Гроза прошел почти тот же маршрут с нижегородскими туристами. На границе Семеновского и Воскресенских районов они проверяли походное снаряжение, да и себя тоже перед экспедицией на Байкал.
– Это был немного другой маршрут. В том и ценность, что можно сравнивать. Тот поход был от Шалдежа до Светлояра через Топан. Он больше акцентировался на природу, а здесь – экспедиция, насыщенная историко-культурными моментами.

Анатолий Павлович Марунов.  

Родился 8 марта 1923 года в деревне Владимировка (ныне – Воскресенский район Нижегородской области). После окончания шести классов и курсов трактористов работал по специальности.
В марте 1942 года Марунов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С мая 1943 года – на фронтах Великой Отечественной войны. В боях два раза был тяжело ранен.
К февралю 1945 года гвардии старший сержант Анатолий Марунов был механиком-водителем танка «Т‑34». С наступающими частями он дошел до Чехословакии. Тяжелые бои развернулись возле села Солдины. Там экипаж танка уничтожил 18 танков противника и бронемашин, прорвав вражескую оборону. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии старший сержант Анатолий Марунов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1947 году в звании старшины Марунов был демобилизован. Вернулся на родину, работал бригадиром тракторной бригады. С 1949 года работал в органах МВД СССР, на должности заведующего гаражом в исправительно-трудовой колонии № 62/14 Управления исправительно-трудовых лагерей и колоний УВД Горьковского облисполкома (пос. Сухобезводное Семеновского района Горьковской области).
Окончание следует.

Александр Грачев, фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: