Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Откуда все начиналось. Как богомольцы Капустиху основали

Азбука легенд и преданий / Новости

Откуда все начиналось. Как богомольцы Капустиху основали

У каждого человека есть своя малая родина, то место, где он родился. У меня это деревня Капустиха, о ней и пойдет речь. Как известно, Капустиха была образована в 1618 году и было в ней тогда всего два двора.
 
Откуда взялось название Капустиха, неизвестно, но с какой-то долей вероятности можно предположить, что первые жители выращивали капусту, отсюда и пошло название. Недавно, прочитав в газете «Воскресенская жизнь» от 16.01.2022 г. статью Веры Жирковой «История одной фотографии», задался вопросом: а не этот ли Гаврил Богомолов, указанный в статье, является первопоселенцем Капустихи? Попробуем разобраться. 
В 1630 году, уже в Капустихе, у него родился сын Алексей. Значит, Гаврилу к тому времени было лет двадцать, а может, и больше, но где он родился – неизвестно, так как Капустиха впервые упоминается в документах в 1618 году. Чтобы ответить на этот вопрос, я хочу сказать, что западную часть деревни называли Кукары – старшее поколение жителей это хорошо помнит. Откуда взялось это название, тоже неизвестно. В интернете есть сведения, что в 1608 году, в смутные времена царствования Василия Шуйского, из Кукарского монастыря, стоящего на реке Пижме (сейчас это территория Кировской области), люди в поисках лучшей жизни бежали на берега реки Ветлуги. А чтобы их никто не нашел, поселились на берегу небольшого лесного ручья в двух дворах, и до 1618 года о них никто не знал. 
Люди, ранее жившие в монастыре, в том числе и Гаврил, и на новом месте продолжали молиться богу, отсюда и фамилия Богомоловы. А место нового поселения называли Кукары по названию своего прежнего места жительства. Из этого можно предположить, что деревня Капустиха начиналась с западной части, которую в народе называли Кукары, и постепенно разрослась по берегу реки Медяны. 
В 2022 году деревня будет отмечать свою 404-ю годовщину. За время ее существования ее владельцами были помещики Собакин, Немчинова и Кондратьева-Барбашева. В XIX веке из числа близлежащих к Воскресенскому деревень она занимала второе место по количеству домов и жителей после Воскресенского и была довольно богатой деревней. На 1843 год в деревне числилось 64 дома и 448 жителей. В хозяйствах имелось 48 лошадей. В дальнейшем Капустиха продолжала расти, и в начале ХХ века в деревне насчитывалось 124 дома и 553 жителя. 
Также в Капустихе было около 20 кузниц и две мельницы, поэтому население занималось кроме земледелия кузнечным и мукомольным промыслом. В XIX и почти до 60-х годов XX века в деревне процветал рогожный промысел, и многие люди это занятие еще хорошо помнят. До Октябрьской революции почти в каждом хозяйстве имелись лошади, что позволяло заниматься частным извозом и перевозкой различных грузов. Мой дед также имел лошадь и работал на вывозе леса у лесопромышленника Беляева.

Одними из первых жителей со дня основания деревни была семья Богомоловых, возможно как раз из тех богомолов, что бежали из Кукарского монастыря и имели несколько кузниц и мельницу 

Со временем фамилия поменялась на Кузнецовых и Мельниковых. В XIX веке в деревне кроме этих фамилий было много Аршиновых, Крюковых, Горюновых, Сабаевых, в семьях было по 8–10 человек. Недавно в Центральном архиве Нижнего Новгорода, рассматривая старые церковные книги Воскресенской церкви за XIX век, я с удивлением нашел, что в Капустихе в XIX веке проживало много людей с фамилией Жильцовы, то есть моих родственников, и проживали они в четырех домах. Так, у моего деда семья была из 10 человек, а у прадеда из 12, о чем есть записи в архивных церковных книгах с указанием имен и дат рождения, и даже указаны имена крестных. 

Часть родственников, не знаю, по своей воле или по воле помещика, в начале XIX века переехала в деревню Бараново, что подтверждается жителями Баранова (историческая справка: на 1843 год согласно описи имущества помещицы А. Н. Немчиновой в Баранове было 26 дворов и 197 жителей). В свою очередь, некоторые Жильцовы из Баранова переселились во Владимирское. Имеется копия брачного обыска (так называлось свидетельство о браке) за 1895 год, в котором указано, что житель Баранова Василий Павлович Жильцов женится на жительнице Владимирского Анастасии Осиповне Мигуновой. В дальнейшем Василий Павлович проживал во Владимирском. 
Оставим Бараново и вернемся в мою родную Капустиху в XX век. В советское время Капустиха продолжала развиваться. 

Так, в 30-х годах была построена начальная школа, которая была запланирована еще в 1908 году, то есть еще в царское время. В 1956 году было проведено радио, а в 1961-м электричество 

До этого для освещения использовали керосиновые лампы. Трудно представить жизнь современных людей без телевизоров, компьютеров и телефонов. Но технический прогресс стремительно идет вперед, и вся современная техника лет через 50 так же будет музейными экспонатами, как сейчас керосиновые лампы. 
В 1967 году был построен новый Дом культуры. В этом году он будет отмечать свой 55-летний юбилей. Шло время, и, хотя было много трудностей и работы, люди находили время на отдых. Кроме новых советских праздников, не забывали отмечать и старые престольные – Рождество, Пасху, Иванов и Михайлов дни, которые отличались гостеприимством: люди ходили друг к другу в гости, пили водку и, конечно, самогонку, закусывая солеными огурчиками, солеными грибами и, конечно, пирогами, которые пекли в каждом доме. 

Вся деревня была насыщена таким ароматом пирогов, что даже чужие люди, придя в деревню, понимали, что здесь престольный праздник 

В моей памяти сохранилось, как молодые девушки, взявшись под руки, ходили по улице из одного конца деревни в другой и под гармошку пели песни. Улица в те времена представляла собой сплошную лужайку, еще не испорченную тракторами и машинами, с прямыми рядами домов. А как отмечали Масленицу. В этот день по улице ездили запряженные в сани лошади, украшенные лентами, и катали деревенских ребятишек, а вечером среди деревни собиралась молодежь и жгла большой костер, пели песни и под гармошку плясали. 
Одной из зимних забав деревенской детворы было катание на конных санях, которые вечером они брали у конюшни, конечно без лошадей, и катались с горы от клуба до самой реки, ломая при этом заборы огородов да и сами сани. 
А вот на старой фотографии запечатлено празднование Пасхи в 1957 году. На ней мы видим, как деревенские жители отмечают Пасху, как одна большая семья, прямо на улице. Быть может, читая газету, кто-то из жителей узнает на фото себя или своих родственников и мысленно перенесется в то советское время, когда люди жили, верили и надеялись на то, что завтра жить будет лучше, чем вчера. Мне тоже хочется верить в светлое будущее моей родной деревни Капустихи, верить в то, что когда-нибудь все-таки будут распаханы поля, заросшие лесом, и заасфальтированы деревенские улицы. На дворе XXI век, и жизнь продолжается.

Николай Жильцов

Фото из архива автора

 Капустиха, празднование Пасхи в 1957 году. На фото деревенские жители отмечают Пасху, как одна большая семья, прямо на улице. Быть может, читая газету, кто-то из вас узнает на этом снимке себя или своих родственников;










 Капустихинская школа

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: