Русский Север
Недавно открыл для себя целую страну под названием Русский Север....
Азбука легенд и преданий / Новости
Экспедиция на Север. Часть 5
Время идет. И очерки о нашей летней северной экспедиции продолжаются. Суровые не по-летнему тучи гонят нас из Котласа дальше на север. Ну что мы за люди, все летом – на юг, а мы на север.
Автомобильные дороги пересекаются с железнодорожным полотном. Только так и ощущаешь единство территории большой страны.
Стоим на переезде в Виледи, ждем, когда пройдет пассажирский состав. Люди в машинах, люди в поездах. Все мы куда-то спешим, о чем-то думаем, заблуждаемся. Такова уж наша природа.
В Вилегодске невозможно проехать мимо вантового пешеходного моста, который соединяет два берега реки Виледи. Кроме удивительной красоты – ведь это еще забота о жителях поселка.
Здесь же замечательное кафе «Вилегодск», на вывеске которого медведь в поварском колпаке. Кормят вкусно. Хотя, после того, как покатаешься по этим дорогам, любая пища удовлетворит путников.
Причем мы выбрали путь, который вроде бы и есть на карте, а вроде бы его и нет. Дорога через Вилегодск где-то строится в красивом черном полотне асфальта, а где-то ее попросту нет. По этой нитке тянутся, как бусины, если смотреть с высоты птичьего полета, новенькие лесовозы группы «Илим».
И сложно сказать, какими будут сверху зайчики. Зайчата, которые буквально на каждом шагу этой дороги. Наивные и не пугливые. Смотрят на нас своими ласковыми глазами, вселяя надежду, что добро и любовь существуют.
Поздним вечером буквально влетаем в столицу республики Коми. Нешуточная стихия, ураган, вносит нас в пригород, густо поросший борщевиком. Что удивительно, здесь на полях борщевика гуляют коровы и хоть бы хны.
И вот мы уже в Сыктывкаре, с его дублирующими надписями на табличках заведений на родном Коми-языке. Люди здесь по северному спокойные, может даже чуть медлительные, в разговоре будто обдумывающие что-то.
Останавливаемся в гостинице с многообещающим названием «Доступная». Вместе с нами здесь какая-то детская футбольная команда, где тренеры раздают почти военные команды. А мы – отдыхать.
Утро следующего дня, кроме Дня России отметилось еще и днем города Сыктывкар. Поэтому нарастающее внимание стражей порядка к посетителям центра города к обеду достигло своего апогея. Ярмарка народных умельцев, сувениры – все похожее друг на друга в разных уголках страны. Артисты распевались на сцене. Вечер в Сыктывкаре обещал быть праздничным.
Идешь по улице вполне современного города и табличка: «В этом здании в 1916 году зажегся первый электрический свет Усть-Сысольска. Организатор этого зав. ремесленной школой Александр Дмитриевич Синцов».
Стелла с расстояниями заставляет задуматься. Воркута – 901 км. Троице-Печорск – 299 км. А нам нужно еще дальше него.
Надпись КИНО-ТЕАТР «Родина» тоже вызывает вопросы. Но это местный колорит.
Или еще «Коми-Мос» – корова-кормилица – уличная скульптура: «Каждый, кто потрет ее вымя, зарядится энергией благополучия и достатка». Знаете, меня что-то от такого слегка воротит. И корову, я думаю, тоже.
Мы же посетили музей, где нам показали выставку, посвященную судоходству. Именно на этих судах путешествовал наш невидимый спутник Николай Николаевич Оглоблин
А еще рассказали, как встречали великого князя Сергея Александровича Романова.
– Специально к его приезду сделали беседку на пристани Усть-Сысольска и купили суконную красную дорожку, – говорит экскурсовод, – прямо до подводы, чтобы он дальше путешествовал по городу. Мы не князья, и, погуляв по площади, двинулись к реке Сысоле. Посмотрели за еще живой рекой. Послушали рокот судовых дизелей, поговорили с пассажирами парома с бесхитростным именем «Коммунальник‑2», бегающего с одного берега на другой.
На противоположном берегу голубое здание деревянного речного вокзала с белыми наличниками. Сразу веет какой-то простой теплотой. Размеренной сутолокой речной жизни. У причала стоят катерки и суденышки самой разнообразной конструкции. Самоделки и переделки, продиктованные не столько функциональностью, сколько требованиями регистра или ГИМС. Вот «Зарница» с рубкой от «Бтэшки» стала «Орбитой».
Набирая обороты кряхтит дизелем Костромич «В‑272» – это нефтяники отправляются на работу. Севера. Ветер раскачивает буи, чайки надрывно стонут над фиолетовой водой, разрезаемой носом судна.
В июньское небо взмывают самолеты из уютного провинциального терминала Сыктывкара, который расположился прямо в центре города.
Отобедав в уютной столовой «Пельнянь», мы тоже улетали отсюда навстречу совсем другому, неподдельному, живому…
Переехали широченную Вычегду – «ЭЖВА ю» на языке Коми. Пересекли реку Вымь и оказались в Усть-Выми (Еvдiн), где расположился Михайло-Архангелський мужской монастырь, основанный в XIV веке Стефаном Пермским.
Рядом с храмом установлена высоченная скульптура птицы счастья, играющая на солнце. Прихожане и прихожанки особой красоты спешили на службу. Монахини в руках несли березовые веники. Наступала Троица.
На заднем плане гудели поезда, будто напоминая, что жизнь не сосредотачивается только за оградами погостов и стенами келий.
А какая здесь удивительная деревянная архитектура. Черные от времени колоритные срубы домов с белыми наличниками небольших окон. Этот минимализм и масштаб одновременно вызывает восхищение перед мастерами, которые построили такое
Дальше был вокзал «Княжпогост», или по просту Емва. И, наконец-то, Ухта. Для кого-то город нефтяников, а мне он показался чуть ли не курортным приморским городком. Таково в нем количество молодых привлекательных девушек. Плюс летняя погода.
Широкие улицы. Велосипедисты и пешеходы. Тротуары. И безукоризненная чистота!
Солнце. Не хватает здесь только моря. Впрочем, оно под землей – море черного золота – нефти.
В кафе-блинной «Матрешка» обычно много посетителей – репутация. Разнообразное меню и доступные цены – всегда служили залогом успеха общепита.
С сожалением покидаем Ухту, ныряем под желтые ветки трубопроводов, перекинувшиеся через дорогу. Еще немного и потеряется какая-либо сотовая связь. Несколько раз пересекаем реку Ижму, только не нашу воскресенскую, а ее далекую тезку в Коми. Проезжаем поселок Вой-Вож. «Едем словно по Сибири», – говорит Дима Павлов. Пересекаем реку Омру. Можно ли описать ее красоту?! – Ведь уже начинаются предгорья Урала.
Выболевшие сосняки с белыми мхами – сказочные картинки из любимых мультфильмов. Только оживших мухоморов не хватает. Вот она, непритязательная, но чарующая природа русского севера. Здесь все по-настоящему. И даже клочок белого мха выглядит как шедевр великого художника – создателя.
На карте маячит Троице-Печорск, а от него еще больше сотни километров до Якши, где нас ждет встреча с еще одним легендарным человеком. И не только России, но нашего родного Поветлужья – Корнелием Мегалинским, но об этом в следующей публикации.
Дорога пропадает совсем. Остается грунтовка с огромными голышами, то и дело норовящими ударить под дых нашу машину.
К Печоре подъезжаем в полночь. Якша, расположившаяся по обе стороны реки, полуспит – полубодрствует. Подвыпившие подростки балагурят на реке. Через добрых людей вызываем переправу в лице самого Корнелия Оттовича.
– Ну вы и черепахи! – первые слова человека, крепко жмущего мою руку. Я человека сразу по этому чувствую. Привычка
Впереди была бессонная белая ночь. Разговоры. Съемки красоты, которую камере и не передать. Это только человеческий глаз, воспоминания, которые хранят нейроны нашего мозга. Но это будет завтра, дорогие читатели…
Продолжение следует.
Иван ЗАМЫСЛОВ
Фото автора
Недавно открыл для себя целую страну под названием Русский Север....
Минуем Красавино стороной и вскоре въезжаем в Архангельскую область. Снова перемена автомобильных...
Все началось с вопроса читателя, поступившего на телефон дежурного по району: «Разрабатывается...
В 2021 году исполняется ровно 50 лет как прозвенел последний звонок в Чухломской восьмилетней...
Трудно ли сегодня крестьянину? Конечно, нелегко. Но еще больше обидно. Почему? Да потому, что...
Комменатрии к новости