Воскресенская жизнь » Азбука легенд и преданий » Земля Коми

Азбука легенд и преданий / Новости

Земля Коми

 Экспедиция на Север. Часть 5

Время идет. И очерки о нашей летней северной экспедиции продолжаются. Суровые не по-летнему тучи гонят нас из Котласа дальше на север. Ну что мы за люди, все летом – на юг, а мы на север.

Автомобильные дороги пересекаются с железнодорожным полотном. Только так и ощущаешь единство территории большой страны.
Стоим на переезде в Виледи, ждем, когда пройдет пассажирский состав. Люди в машинах, люди в поездах. Все мы куда-то спешим, о чем-то думаем, заблуждаемся. Такова уж наша природа.
В Вилегодске невозможно проехать мимо вантового пешеходного моста, который соединяет два берега реки Виледи. Кроме удивительной красоты – ведь это еще забота о жителях поселка.
Здесь же замечательное кафе «Вилегодск», на вывеске которого медведь в поварском колпаке. Кормят вкусно. Хотя, после того, как покатаешься по этим дорогам, любая пища удовлетворит путников.
 Причем мы выбрали путь, который вроде бы и есть на карте, а вроде бы его и нет. Дорога через Вилегодск где-то строится в красивом черном полотне асфальта, а где-то ее попросту нет. По этой нитке тянутся, как бусины, если смотреть с высоты птичьего полета, новенькие лесовозы группы «Илим».
И сложно сказать, какими будут сверху зайчики. Зайчата, которые буквально на каждом шагу этой дороги. Наивные и не пугливые. Смотрят на нас своими ласковыми глазами, вселяя надежду, что добро и любовь существуют.
Поздним вечером буквально влетаем в столицу республики Коми. Нешуточная стихия, ураган, вносит нас в пригород, густо поросший борщевиком. Что удивительно, здесь на полях борщевика гуляют коровы и хоть бы хны.
И вот мы уже в Сыктывкаре, с его дублирующими надписями на табличках заведений на родном Коми-языке. Люди здесь по северному спокойные, может даже чуть медлительные, в разговоре будто обдумывающие что-то.
Останавливаемся в гостинице с многообещающим названием «Доступная». Вместе с нами здесь какая-то детская футбольная команда, где тренеры раздают почти военные команды. А мы – отдыхать.
 Утро следующего дня, кроме Дня России отметилось еще и днем города Сыктывкар. Поэтому нарастающее внимание стражей порядка к посетителям центра города к обеду достигло своего апогея. Ярмарка народных умельцев, сувениры – все похожее друг на друга в разных уголках страны. Артисты распевались на сцене. Вечер в Сыктывкаре обещал быть праздничным.
Идешь по улице вполне современного города и табличка: «В этом здании в 1916 году зажегся первый электрический свет Усть-Сысольска. Организатор этого зав. ремесленной школой Александр Дмитриевич Синцов».
Стелла с расстояниями заставляет задуматься. Воркута – 901 км. Троице-Печорск – 299 км. А нам нужно еще дальше него.
Надпись КИНО-ТЕАТР «Родина» тоже вызывает вопросы. Но это местный колорит.
 Или еще «Коми-Мос» – корова-кормилица – уличная скульптура: «Каждый, кто потрет ее вымя, зарядится энергией благополучия и достатка». Знаете, меня что-то от такого слегка воротит. И корову, я думаю, тоже.

Мы же посетили музей, где нам показали выставку, посвященную судоходству. Именно на этих судах путешествовал наш невидимый спутник Николай Николаевич Оглоблин

А еще рассказали, как встречали великого князя Сергея Александровича Романова.
– Специально к его приезду сделали беседку на пристани Усть-Сысольска и купили суконную красную дорожку, – говорит экскурсовод, – прямо до подводы, чтобы он дальше путешествовал по городу. Мы не князья, и, погуляв по площади, двинулись к реке Сысоле. Посмотрели за еще живой рекой. Послушали рокот судовых дизелей, поговорили с пассажирами парома с бесхитростным именем «Коммунальник‑2», бегающего с одного берега на другой.
 На противоположном берегу голубое здание деревянного речного вокзала с белыми наличниками. Сразу веет какой-то простой теплотой. Размеренной сутолокой речной жизни. У причала стоят катерки и суденышки самой разнообразной конструкции. Самоделки и переделки, продиктованные не столько функциональностью, сколько требованиями регистра или ГИМС. Вот «Зарница» с рубкой от «Бтэшки» стала «Орбитой».
Набирая обороты кряхтит дизелем Костромич «В‑272» – это нефтяники отправляются на работу. Севера. Ветер раскачивает буи, чайки надрывно стонут над фиолетовой водой, разрезаемой носом судна.
В июньское небо взмывают самолеты из уютного провинциального терминала Сыктывкара, который расположился прямо в центре города.
Отобедав в уютной столовой «Пельнянь», мы тоже улетали отсюда навстречу совсем другому, неподдельному, живому…
 Переехали широченную Вычегду – «ЭЖВА ю» на языке Коми. Пересекли реку Вымь и оказались в Усть-Выми (Еvдiн), где расположился Михайло-Архангелський мужской монастырь, основанный в XIV веке Стефаном Пермским.
Рядом с храмом установлена высоченная скульптура птицы счастья, играющая на солнце. Прихожане и прихожанки особой красоты спешили на службу. Монахини в руках несли березовые веники. Наступала Троица.
На заднем плане гудели поезда, будто напоминая, что жизнь не сосредотачивается только за оградами погостов и стенами келий.

А какая здесь удивительная деревянная архитектура. Черные от времени колоритные срубы домов с белыми наличниками небольших окон. Этот минимализм и масштаб одновременно вызывает восхищение перед мастерами, которые построили такое

 Дальше был вокзал «Княжпогост», или по просту Емва. И, наконец-то, Ухта. Для кого-то город нефтяников, а мне он показался чуть ли не курортным приморским городком. Таково в нем количество молодых привлекательных девушек. Плюс летняя погода.
Широкие улицы. Велосипедисты и пешеходы. Тротуары. И безукоризненная чистота!
Солнце. Не хватает здесь только моря. Впрочем, оно под землей – море черного золота – нефти.
В кафе-блинной «Матрешка» обычно много посетителей – репутация. Разнообразное меню и доступные цены – всегда служили залогом успеха общепита.
С сожалением покидаем Ухту, ныряем под желтые ветки трубопроводов, перекинувшиеся через дорогу. Еще немного и потеряется какая-либо сотовая связь. Несколько раз пересекаем реку Ижму, только не нашу воскресенскую, а ее далекую тезку в Коми. Проезжаем поселок Вой-Вож. «Едем словно по Сибири», – говорит Дима Павлов. Пересекаем реку Омру. Можно ли описать ее красоту?! – Ведь уже начинаются предгорья Урала.
Выболевшие сосняки с белыми мхами – сказочные картинки из любимых мультфильмов. Только оживших мухоморов не хватает. Вот она, непритязательная, но чарующая природа русского севера. Здесь все по-настоящему. И даже клочок белого мха выглядит как шедевр великого художника – создателя.
 На карте маячит Троице-Печорск, а от него еще больше сотни километров до Якши, где нас ждет встреча с еще одним легендарным человеком. И не только России, но нашего родного Поветлужья – Корнелием Мегалинским, но об этом в следующей публикации.
Дорога пропадает совсем. Остается грунтовка с огромными голышами, то и дело норовящими ударить под дых нашу машину.

К Печоре подъезжаем в полночь. Якша, расположившаяся по обе стороны реки, полуспит – полубодрствует. Подвыпившие подростки балагурят на реке. Через добрых людей вызываем переправу в лице самого Корнелия Оттовича.
– Ну вы и черепахи! – первые слова человека, крепко жмущего мою руку. Я человека сразу по этому чувствую. Привычка

Впереди была бессонная белая ночь. Разговоры. Съемки красоты, которую камере и не передать. Это только человеческий глаз, воспоминания, которые хранят нейроны нашего мозга. Но это будет завтра, дорогие читатели…
Продолжение следует.

Иван ЗАМЫСЛОВ 
Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: