Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по
тел. 8 950 604-05-94.
С 15 по 21 февраля им будет дежурный редактор Ирина Туманова

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 

НАШ АРХИВ

Февраль 2019 (23)
Январь 2019 (38)
Декабрь 2018 (31)
Ноябрь 2018 (39)
Октябрь 2018 (48)
Сентябрь 2018 (28)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

Система «Антигаджет», или Театр за печкой

   Действо, сродни волшебству скульптора, высекающего из груды холодного камня фигуру человека, происходило в Больших Отарах в конце прошлого года, в музее культуры дерева им. Е. И. Яранцева, что является детищем природного парка. Но давайте обо всем по порядку.
   Все, что связано с Францией, лично у меня вызывает ассоциации с прекрасным. Но как можно назвать прекрасным сероватый мокрый ком сомнительного происхождения, лежащий на столе перед мастером? Туалетная бумага? Оказалось, что это – папье-маше. Да-да, французское слово, которое буквально переводится как «жеванная бумага». В умелых руках художника, дизайнера и куратора музея Ильи Смолина именно из этого материала родились сказочные персонажи. Илья сам нарисовал им лица, мордочки, и даже, как заботливый родитель, одел их: сшил шубки для зверей, сарафан – для девушки, наряд для Петрушки. Наверное, он сделал еще что-то, потому что у кукол вдруг появилась душа. А иначе как, скажите мне, смогли бы они так задорно выступать 6 января на своем первом представлении перед маленькими зрителями?
   Кукольный театр в музее культуры дерева задумывался давно, конструкция из бруса аккуратно вписалась в интерьер экспозиции «Мое советское детство», даже для актеров, надевающих куклы-перчатки на руки, нашлось подходящее место позади печки – за ширмой.
   О концепции театра сам автор, Илья, говорит так: «Я отдаю ширмы и занавесы, кукол и всю бутафорию в руки тех, кто сделает из этого не пересчет вещей и предметов, а живой театр в живом музее. Театром мы открываем работы над залом, где каждый сможет отыскать давно забытое и потерянное ощущение детства и посмотреть заново на целый пласт традиционной культуры. Взгляд на сцену, как со стороны зрительской скамьи, так и изнутри, это вовсе не часть постановок для детей, а, скорее, начало большой истории непридуманных сюжетов из нашей жизни. Здесь найдется место и сказке, и нам с вами понятной северной были.
   Гости театра и без наигранности постановок вдруг вновь ощутят себя посетителями музея, но словно бы взглянув в его залы из собственного детства».
   В первые дни нового 2019 года задумка автора воплотилась в жизнь. Назвать театр можно по-разному: народным – благо, есть традиционные герои для постановок, и даже экологическим, ведь ничто не мешает показывать здесь спектакли на экотематику. Пластиковых кукол в полиэстеровых одеждах вы здесь не увидите. Для изготовления персонажей были использованы лишь натуральные материалы: лен, хлопок, бумага, мочало…
   Настоящий деревянный фонарь, задвижная ширма – все это добавило спектаклю «Как Иванушка да Марьюшка решили дом построить» интриги. Юные зрители узнали о приметах и правилах строительства дома, которым следовали наши предки. И, скажем прямо, были удивлены. Например, знали ли вы, что издревле, перед строительством дома, в разных местах ставили горшок с медом, и смотрели: где в него наползут муравьи, там место хорошее. О правильном выборе места могла сказать и…корова. Нужно было просто выпустить ее и смотреть, где животное ляжет.
   А когда с местом определились, нужно искать материал. Здесь абы какой тоже не подойдет! Вот, например, взять хотя бы лес. Вывороченные с корнем деревья в лесу не брали для строительства, считалось, что это Леший вывернул их для себя. Нависшее одно над другим дерево тоже в дело не шло, ведь попав в сруб, могло вызвать пожар. Скрипучие – также не рассматривались. Да и мох, оказывается, тоже с умом драть надо. Будущий хозяин дома все семь дней недели в лес за мхом ходил, но приносил его… по горсти! Выкладывал семь кучек, а потом смотрел: в какой куче не завелось мух, червей, значит, в тот день мох драть и нужно, значит, тогда и в доме насекомые-вредители не заведутся. Под фундамент каждого из четырех углов закладывали монеты, ладан, зерно, шерсть – символы достатка семьи. А через построенные стены перекидывали освященное яйцо, чтобы ветер не сорвал крышу.
   Из старого подпечья в новое переносили домового, с жаром из печи на хлебной лопате, зазывая: «Хозяин Домовой, хозяйка Домовая, хозяин Дворовой и хозяйка Дворовая со всеми своими семействами, пошли к нам жить!»
   Эти поверья, рассказанные детям устами Марьюшки и Иванушки, игрой на смекалку с жадным Старичком-лесовичком стали для юных посетителей музея не просто интересным времяпрепровождением, а настоящей системой «Антигаджет», ведь благодаря кукольному театру они увидели, как можно играть интересно, по-старинному. Для них этот примитивизм в хорошем смысле слова – лекарство, если хотите, от мелькающих кадров с агрессивными героями на сенсорных экранах планшетов и ноутбуков. Без сомнения, главные премьеры этого кукольного театра еще впереди. Было бы для кого их показывать!

Наталья УТКИНА
Фото автора

Система  «Антигаджет», или Театр за печкой

Система  «Антигаджет», или Театр за печкой

 

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Культура
22-01-2019, 16:13


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук