Воскресенская жизнь » Культура » Инженер златошвейных чудес

Культура

Инженер златошвейных чудес

Вот смотришь на экспонаты этой выставки и сразу все про сделавшего их человека понимаешь. С характером человек. Дисциплинированный и щепетильный. Увлеченный и образованный. Во владимирском МТК «Град Китеж» проходит выставка мастера золотного шитья и золотного кружевоплетения нижегородки Любови Цыплаковой «Золотая ниточка в золотых руках».


Хочешь осанку – носи сарафан


   Началось все лет двадцать назад, когда Любовь Ивановна пришла в рукодельный клуб «Ивушка».
   – Первым делом пошла на восьмимесячные курсы по вышивке. Раньше знала только, что есть крестик и гладь. А там – каждую неделю новый вид вышивки.
   Однажды руководитель клуба, член Союза художников Вера Игонина загорелась созданием народного костюма, принесла на занятия выкройку.
   – Но я же не могу так, мне надо что-то свое, – вспоминает Любовь Ивановна. – Мне интересно преодолевать разные технические трудности, искать решения. В данном случае мне было интересно сконструировать костюм с косоклинным сарафаном. Думала, надо такой костюм взять, где много золотного шитья.
   Эта конструкция чем хороша: основная тяжесть приходится на спину, и девушка непроизвольно выпрямляется, и получается горделивая походка – сарафаны-то были тяжелые, поэтому носить их можно только величаво.
   К костюмам Любовь Ивановна подходит довольно утилитарно – чтобы освоить новый вид вышивки, которым прошлых времен мастерицы украшали свои наряды. Так же появилась и реплика костюма села Чернуха Арзамасского уезда: «сугубо тренироваться в вышивке по карте». –
   Чернуха – старообрядческое село. Старообрядцы были богатые и старались для своих невест шить самые богатые костюмы. С золотым шитьем.
   Коротенькая юбка открывает не только ловкий кожаный сапожок, но и часть ножки – неужели строгие старообрядцы позволяли своим дочерям такие вольности?
   – Шилось на меня, а манекен – как Барби, – с улыбкой объясняет невысокая Любовь Ивановна и переходит к деталям: – В этом костюме что интересно – это пояс саржевого плетения. В музеях пояса очень-очень плотные, из непряденого шелка: возьмешь в руки – он как ремень. Но непряденый шелк пушистенький, и как они его могли делать так плотно, для меня до сих пор загадка…


Думаешь, не только когда вышиваешь


   Заговорили мы с мастерицей и об историческом соответствии.
   – Я могу вышить исторически правильно, но проблема в том, что ткани у нас современные, нитки тоже не те, что были раньше. Петр Первый возрождал канительную промышленность, а потом раз, и обрубили. Сейчас таких ниток нет. Они были тонкие, очень гладкие, блестящие. Ищу.
   Поиск – это вообще одна из важных составляющих работы вышивальщицы. Экспедиции в поисках костюмов, «раскопки» в музеях, «где-то можно сфотографировать, где-то приходится рисовать, я технический инженер, мы умеем эскизы делать». А еще поиск идеи и, самое главное, ее воплощения, «думаешь ведь, не только когда вышиваешь. Ты ходишь думаешь, ложишься спать думаешь…»
   Одной из таких трудоемких работ стала для Любови Ивановны и ее любимая.
   – Это мой сирин, над которым я долго билась. Эту канву я замучилась выдергивать, потому что она накрахмаленная и нитки не выдергивались. Потом две недели обметывала только, потому что каждую клеточку по всем сторонам нужно обметать. В общем, очень интересный был проект, задачи такие математические, логические.
   Я всегда говорила, что наибольшего успеха в вышивке добиваются специалисты именно по техническим профессиям, – добавляет Любовь Ивановна, сама инженер, – здесь нужно очень много логически размышлять...
   Это моя вторая любимая картина. – Любовь Ивановна подходит к картине «Цветущая слива» в китайском стиле. – Обычно любишь то, над чем долго трудишься. Так чтобы составить эту веточку, я сколько ходила в Ленинскую библиотеку, сколько смотрела книг по китайской живописи!
   А жучка заметили? – улыбается мастер, и я вижу, как по золотой веточке карабкается муравей, но следующую деталь снова пропускаю, пока на нее не указывает собеседница: – Свои инициалы оставила в китайском стиле.
   На противоположной стене – насекомые, которых уже не пропустишь. Бабочка аполлон и майский жук словно из коллекции энтомолога, но и они – «полотно» для вышивки, идея из турецкой книги.


Светлоярское разнотравье


   Потом был европейский XVI век и картины старых мастеров, тщательно выписывавших доказательства знатности и богатства своих заказчиков, в том числе и изящное золотное кружево.
   – Придумала коллекцию украшений типа Ренессанс по мотивам вышивки и кружева шестнадцатого века, с ней ездила на фестиваль кружева. От этого плавно перешла к кружевоплетению из проволоки. Ходила на радиорынок. Там можно пойти и накупить с катушек. Сделала небольшую коллекцию по плетению из проволоки и была с ней на шоу кружевниц в этом году в Москве. Освою и перейду к чему-нибудь другому.
   На новые работы вдохновили Любовь Ивановну и светлоярские места, в которых она провела все лето.
   – Ходила по этим деревянным настилам, вижу – трава, интересной формы листочки, у меня возникла идея сделать коллекцию на память о Светлояре – «Светлоярское разнотравье». Увлеченного человека всегда ждут новые идеи, ну а всех ценителей изящества и красоты ждет выставка Любови Цыплаковой.

Ирина ТУМАНОВА
Фото Сергея Токарева

Инженер златошвейных чудес

Инженер златошвейных чудес

Инженер златошвейных чудес

 

 

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: