Воскресенская жизнь » Культура » Хозяюшки нардома

Культура

Хозяюшки нардома

   Детские воспоминания – это то, что у человека не отобрать. Они могут успокоить в трудный час, согреть душу мыслями о родных, близких людях, которых давно нет рядом. Проходит жизнь, и в памяти остаются самые яркие ее эпизоды. Эти моменты жизни осознаются по-новому со временем. И проживаются потом еще много раз.
   Вот так и жительница поселка Воскресенское, которая всю свою жизнь проработала учителем, завучем Задворковской школы Л. А. Малышева, часто вспоминает Воскресенский народный дом. Ее детские воспоминания связаны с этим зданием. Ведь ее мама, Людмила Николаевна Малкова, долгое время была там ведущей актрисой. Сколько раз пробегали маленькие ножки тогда еще Любы, Любаши по ступеням нардома туда и обратно! Без счета. И хоть здания Воскресенского народного дома давно уже нет, каждый укромный уголок в нем она помнит до сих пор.

Какой он – нардом?

   Воскресенский народный дом, или просто нардом – так называли его жители села.
   Он построен был на главной улице поселка (теперь – улица Ленина). Я помню его уже в послевоенное время, – начинает свой рассказ она. – Это большое, двухэтажное деревянное здание, отгороженное от улицы и соседних домов также деревянной изгородью.
   В центральной, наиболее высокой части, помещались сцена и большой зрительный зал. На высоте второго этажа вдоль трех стен был расположен балкон, на который пускали людей, когда их было особенно много и зрительный зал не вмещал всех.
   Вход в нардом был справа под большим навесом. Здесь обычно фотографировались участники различных собраний, совещаний, конференций – многочисленных мероприятий, которые проводились здесь.
   За входом следовало фойе: слева – вход в зрительный зал, прямо – вход в просторную комнату, которую можно было использовать для занятий кружков, выставок, репетиций. Касса располагалась ближе к углу, здесь долгое время работала Зоя Гончарова, а ее муж Александр Гончаров был киномехаником и демонстрировал фильмы. Сеансы посещало очень много людей, ведь телевизоров тогда в домах не было! На некоторые фильмы очень трудно было попасть. Делали дополнительные сеансы. Особенно запомнился фильм «Тарзан». После него в разных концах Воскресенского раздавались своеобразные гортанные звуки, такие же, какие издавал главный герой фильма. Небывалым успехом пользовались индийские кинофильмы.
style="text-align: center;">Очень популярен был актер Радж Капур, герой киноленты «Бродяга» и других индийских фильмов про большую любовь

   Конечно, любили зрители и фильмы о революции, например, ленту «Как закалялась сталь», о летчиках – «Повесть о настоящем человеке» и фильмы о Чкалове. Бесконечно могли смотреть на Чапаева!
   В нардоме показывали и немые фильмы, например, когда под кадрами шли титры, а в зале кто-то играл на пианино, создавая атмосферу фильма.
   И управлялись с таким огромным наплывом желающих посетить нардом две женщины. Мы знали их как тетю Наташу и тетю Ксеню. Жизнь их оставалась для нас тайной.
   Создавалось впечатление, что тетя Наташа была из богатой семьи, а тетя Ксеня – ее работницей по дому. Последняя была боевой женщиной!
   Храбро сражалась она с наплывом неуправляемой публики, рвущейся в зрительный зал (она была билетершей). А тетя Наташа пропускала зрителей на балкон с чувством собственного достоинства и какой-то внутренней силы.
   Уборка всех залов проводилась также двумя хозяюшками нардома. Но, скорее всего, это делала тетя Ксения. Удивляюсь тому, как они отапливали такое здание, заготовляли дрова для него!

Наверх!..

   Продолжаем путешествие по нардому. От кассы по лестнице поднимаемся на второй этаж. Перед нами площадка, с которой прямо – дверь на балкон, направо – небольшой кабинет директора, за ним – дверь в выставочную комнату и дверь, за которой была квартира хранительниц нардома, а влево – отверстие в полу, через которое по крутой лестнице можно было спуститься на сцену.
   Обойдя сцену сзади, попадаешь в гримерку, от которой налево, через «историческую», был выход в сад – цветник.
   Об исторической: комната, в которой стояла богатая мебель, обивка – парча, резные ножки и подлокотники кресел и стульев, шкафы, секретер, мягкий летний диван со спинкой из стеблей бамбука и тому подобное. Стояли сундуки с богатой одеждой для женщин, мужчин, наверное, конфискованные во времена раскулачивания. Реквизит. Это все использовалось при постановках драмкружка. Репертуар у него был богатый, почти все – классика.

…и в сад

   В те времена не было на улицах окультуренных территорий. Поэтому примитивный по теперешним меркам парк производил тогда очень приятное впечатление. Там росли акации, стояли скамейки, были клумбы с простыми цветами: гвоздиками, осокой, астрами. Но самым главным растением здесь был душистый табак. Вечером его тонкий запах завораживал. Попасть в этот парк можно было лишь в антракт.
   Дорожки в парке всегда были чистые. Люди прохаживались по ним, вдыхая вечерний воздух с запахом табака, и сидели на скамейках. Выйти сюда можно было только из здания нардома.
   Спектакли давались часто, один и даже два раза в месяц. И один раз в две недели – повтор спектакля. Здесь играли в основном взрослые семейные люди, но и молодежь тоже.
   Собирались на репетиции два-три раза в неделю. Люди приводили и своих детей. Так и я проводила много времени в нардоме вместе с родителями, иногда даже получая небольшие детские роли.

Тайна раскрыта!

   О том, кто такие эти волшебницы – хранительницы нардома нам удалось узнать у другой жительницы Воскресенского Т. Н. Девушкиной, в девичестве – Грунцевой. Оказалось, что жизнь ее семьи была также тесно связана с нардомом. 
   – Папа, Николай Александрович, работал директором киносети, а мама, Нина Федоровна, была ответственной за мотор, за обеспечение нардома электричеством. Потом стала контролером. Я постоянно была там, с ними! Помню, даже на пионерском сборе в школе меня отчитывали за то, что посещаю вечерние сеансы. И, конечно, я была знакома с тетей Наташей и тетей Ксенией.
   Наталья Павловна Кодочигова была женой директора нардома Григория Филипповича Кодочигова. А Ксения Федоровна Шаброва – их помощницей по дому. Потом, когда умер Григорий Филиппович, Ксения Федоровна сходила куда-то в овраги, недалеко от поселка, и принесла две пихты. Она посадила их у его могилы. Сейчас на месте той могилы уже другие захоронения. А старые пихты еще может увидеть каждый, кто зайдет на старое кладбище поселка Воскресенское.
   После его смерти их сын Константин забрал Наталью Павловну к себе в Днепропетровск. А Ксения Федоровна осталась в Воскресенском. Последние годы своей жизни она провела в маленькой квартирке в центре, в доме, который примыкал к зданию школы (ранее – доходного дома Левашевых, позднее – военкомата).  
   – Мы очень тесно дружили семьями, – продолжает Татьяна Николаевна, – и тетя Ксеня даже была нянечкой для моей младшей сестры Любы.
   В семейном альбоме Грунцевых есть фотографии обеих женщин, и даже – Ксении Федоровны со своей маленькой подопечной.  
   – Последние дни она доживала у нас, мы ее и хоронили. Вынесли Ксению Федоровну из нашего дома, – заканчивает Татьяна Николаевна.
   Оказалось, что и могилы последней хранительницы нардома тоже не найти. Однако, благодаря Году театра мы снова вспомнили о недалеких еще временах, о зданиях и людях, которые стали символами той эпохи для поселка Воскресенское.

Наталья УТКИНА
Фото из семейного архива Т. Н. Девушкиной

Хозяюшки нардома

Хозяюшки нардома

Хозяюшки нардома

 

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: