Воскресенская жизнь » Культура » У Терехиной избушки агитбригады не поют

Культура

У Терехиной избушки агитбригады не поют

Год наступивший объявлен Годом нематериального культурного наследия народов России. Кому как не населению Поветлужья быть ярким примером хранителя сокровищницы легенд и преданий, ремесленничества и уникальных языковых традиций. Сколько диалектизмов принесла в русский язык территория, на которой мы живем.

Поэтому не случайно, что мы оказались на варнавинской земле, где собирают и бережно хранят историю родного края. Особая здесь роль у библиотеки, которая совсем недавно перебралась в новое для себя просторное здание.

С первых дней нового года работа продолжилась. В самом начале года уже оформлена масштабная выставка «Культура малой родины – культура России».

– Год для работы обещает быть интересным. Уже с 1 января мы начали работать по старому славянскому календарю. Первый день наступившего года – день былинного героя Ильи Муромца. К тому же еще и канонизированного. Частица его мощей находится в городе Муроме, – делится с нами библиотекарь Елена Сигаева. – Третье января – день русской матрешки. Сувенир этот есть в каждом доме, начиная от маленькой игрушки и заканчивая большими наборами. Ведь наша матрешка, особенно семеновская, стала символом России. Восемнадцатого января – Международный день снеговика. Мы все в детстве лепили снеговиков. Почему, откуда это пошло? Каждый снеговик по-своему уникален. По нему можно даже понять характер человека, который его слепил. Кто-то раскрашивает его красками, кто-то одевает в старые вещи, а кто-то вообще наряжает. Есть свои традиции и обычаи в этом у разных народов. Ведь на территории России проживает около 190 народностей, и мы культуру многих попросту еще не знаем.

Изучение культуры народностей, проживающих рядом, – одна из основных задач варнавинских краеведов. Особенности дошедших до нас традиций и сохранившихся обычаев. В Варнавине и сегодня существуют интересные обряды: вьюнишник – обряд окликания молодых, свадебные и похоронные обряды. Даже внутри нашей области очень сильный контраст народных традиций. 

– Небо от земли, – говорит Елена Валентиновна, родившаяся в Арзамасском районе и уже 50 лет как живущая на земле Варнавы Ветлужского.

Предания и легенды Варнавинского края – еще одно детище Елены. Легенды Поветлужья – это открытый список, числа им нет! Собираются авторские, народные, бытовавшие ранее. Люди, пересказывая их, вносят что-то свое. Даже в разных деревнях одно и то же предание по-разному расскажут, а в другой – есть местный поэт, который сделает это в стихотворной форме.

– Все они уникальные в этом сборнике, – делится Елена Валентиновна.  – А самая любимая – про Ветлугу, которую написала Людмила Федоровна Березина для детей. Чтобы они живо представляли.

Рассказ идет от дедушки Терехи, который сидит на берегу реки у костерка и ребятишкам рассказывает легенду о Ветлуге. Есть даже идея инсценировать ее! «Вот это было бы здорово!» – подмечаю я. Тем более что на Ветлуге есть такое место – Терехина избушка. Как же у нас близко все!

Не обходят стороной наши соседи и тему ремесленничества, которая, без сомнения, являет собой и традицию, и народную бытовую культуру. Здесь работает «Центр ремесел». Когда его организовывали, успели поднять целый пласт ремесленников: валенокатов, бондарей, саночников, гончаров, плетущих из лозы – очищенной и неочищенной, кузнецов, ткачих – тех, кто прял и вышивал. Край Поветлужья лесной. Почвы неплодородные. Чтобы как-то прокормить семьи, после земледельческих работ приходилось заниматься отхожим промыслом. Расти и развиваться в нем. Вот и появляются знаменитые плотники, столяры, ремесленники, плотогоны с Ветлуги.

Еще одно удивительное направление, которое в Варнавине обретает вторую жизнь, – варнавинская резная кость. В прошлом году было 50 лет со дня основания этого промысла. А начиналось все, когда знаменитый мастер из Архангельска Чернякович поехал на отдых и остановился в Нижнем Новгороде. Город увлек его многообразием уникальных народных промыслов. Так получилось, что мастеру предложили внедрить резьбу по кости в нашей области. Было два варианта: Шатки и Варнавино. В Шатках не нашлось здания, где можно бы было разместить фабрику. Тогда выбор пал на Варнавин, где пустовало здание бывшей легендарной тюрьмы, хотя думается мне, что и это было неслучайно. Все Варнава.  Смотрю на полку в своем кабинете, где стоит вырезанная в Варнавине сова.  Точно, не случайно все!

Вначале фабрика работала как экспериментальная площадка, а уже потом стала «Варко». Сегодня она прекратила свое существование. Это печалит.

А радует то, что в Варнавине уникальный промысел не забыли и Варнавинский историко-художественный музей на деньги, полученные в рамках гранта, открыл на своей базе мастерскую по изготовлению резных изделий из кости

Это и стало вторым рождением варнавинской резной кости.

Как культура определяет народ, так и народ культуру. Играет здесь роль и место, и время. И множество других факторов. Об этом мы и продолжаем беседу с Еленой.

– Первые поселенцы, марийцы, чтили воду, природу, лес. У них было к этому свое отношение. Русские поселенцы относились к стихиям по-другому, но старались соблюдать «живые» законы, подсказанные сметкой и наблюдательностью наших прародителей: когда идти в лес за ягодами и грибами, когда ловить рыбу. Они знали все природные циклы,  – рассказывает краевед.  – Сегодня это утрачено, нарушение уклада идет. Люди удивляются: почему не стало рыбы, почему грибов мало, ягод на болоте? Это же все от нас зависит!

Отдельный пласт и культуры, и традиций – советский период нашего государства. Очень много доброго и полезного было создано в тот период. Нельзя замалчивать о перекосах, но смотришь на карточки людей того времени, на тот свет и добро, идущие от взглядов простых людей, – понимаешь: утрачено катастрофически многое.

– В клубах в 60–80-е праздновали день рождения семьи, праздник новорожденных – была такая традиция, колхозные свадьбы, где был свой интересный обряд. Субботники, воскресники. Не то что сейчас, просто вышли с метелками и все.  А были музыка, транспаранты,  – вспоминает Елена Валентиновна. – На основе этого у нас появилась агитбригада. Мы, школьные учителя, ездили по колхозным фермам по партийному заданию с докладами. Представьте: придет молоденький учитель, а там сидят такие вот взрослые, бывалые, со стажем люди. А мы будем перед ними о международном положении говорить.

Вот такая серьезная и разнонаправленная работа ведется варнавинскими краеведами, библиотекарями и музейщиками. Обо всех их находках за один раз не расскажешь. Так что до встречи в ближайших номерах и со всех уголков Поветлужья.

 

Возникла идея ходить на предприятия с агитбригадами. Сначала общие слова о том, каких колхоз достиг результатов, о передовиках. А потом высмеиваем недостатки, мешающие в работе. Первый раз восприняли не особо, зато потом нас уже ждали. Все внимательно слушали. Причем ждали именно вторую половину, где высмеивали недостатки. Люди знали, мы все равно об этом пропоем, либо сценки разыграем. Даже боялись. Пришли мужики в магазин водочки купить перед работой. Если видели кого-то из агитбригадовцев – „Ну все, в агитбригаде пропоют!” Так и получалось. Дисциплина какая-то была. Согласитесь, сейчас этого не хватает!

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото Сергея Токарева и Варнавинского историко-художественного музея

У Терехиной избушки агитбригады не поют

У Терехиной избушки агитбригады не поют

У Терехиной избушки агитбригады не поют

У Терехиной избушки агитбригады не поют

У Терехиной избушки агитбригады не поют

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: