Воскресенская жизнь » Культура » От лопаты до гармони

Культура / Новости

От лопаты до гармони

 Заголовок этой заметки говорит сам за себя. Музыкальных инструментов на земле много, и почетное место в их ряду занимает гармошка.
 
ПОМНИМ мы гармониста Геннадия Заволокина, помним братьев Юрия и Владимира Широковых. Юрий Васильевич был не только аккомпаниатор, но и сочинитель. Вот Широковы-то и задавали тон в музыкальном творчестве воскресенского края, они, пожалуй, и стали идейными вдохновителями первого конкурса гармонистов. 
Конкурсантам предстояло сыграть «Сормача», цыганочку, «Русского» и даже краковяк. Не скрою, мне было приятно стать его победителем. Было это, скорее всего, лет сорок назад, но из памяти не ушло. А в завершение волнующей встречи братья Широковы дали сольный концерт – мастер-класс. Юрий Владимирович, как известно, преподавал тогда в одном из музыкальных учреждений и сказал конкурсантам, то есть нам, примерно следующее:

 Гармошка всегда была с народом. В годы войны она сопровождала бойцов, поднимала им настроение. Поэтому любите гармонь

 Дом культуры тогда размещался в здании церкви. Да, мы, безбожники, в то время об этом почему-то не думали, и слушали, и сами раздвигали меха.
Николай Арзамасцев, житель Бесходарного, деревеньки около Докукина, в то время тоже блистал на сцене, и ни один праздник не проходил без него. В отличие от нас, остальных гармонистов, он не пропускал ни одной встречи. Однажды были мы с ним и в Семенове, где участвовали в праздновании Дня города. Коля взял приз. 
Я бы поставил этих мастеров-гармонистов – и Арзамасцева, и Широковых – в один ряд с Заволокиным, который поднял роль этого инструмента до высокого уровня. Слыхивал я переливы, фантазии многих умельцев и скажу, что игра на гармони будто игра на струнах души человеческой! Люди идут вприсядку под ее звуки, а когда слышишь такие песни, как «Вставай, страна огромная» и «День Победы», то на самом деле встанешь и пойдешь вперед. 
Есть в Нестиарском сельсовете такая деревня – Марково. Это примерно километров тридцать от Воскресенского. Так вот речь опять пойдет о гармони.
Начнем издалека. Были в годы СССР и примерные колхозники, и так называемые частники, которые зарабатывали на хлеб своим мастерством. Знали ли вы, что в Маркове было много именно не колхозников? В этом населенном пункте жили лопатники!
Они выезжали в Кировскую область и там в лесничестве изготавливали деревянные лопаты. Это был профессиональный промысел. Мастера откладывали в сторону косы, вилы и ехали к черту на кулички. Командировка длилась до трех месяцев. Потом мужики-лопатники возвращались с кучей денег и продолжали свое крестьянское дело.* Таким был и мой отец, Александр Андреевич Миронов, участник Великой Отечественной войны. 
По его рассказам, иногда он делал до сорока лопат за смену. Рабочее место его было в лесу, в избенке, где все это и происходило. Лопаты нужно было выстрогать из осиновых досок, а потом закоптить. Таков лопатный бизнес.
Был мой отец к тому же и гармонистом. У него было даже два таких инструмента. Играл он и в праздники, и в будни. Никогда не забуду его любимую песню «Вот мчится тройка почтовая…» И поскольку мой отец родился в Маркове, его родословная идет отсюда. Гармонистом был и мой брат Сергей. Частенько мы соревновались, кто лучше сыграет «Подгорную» или «Семеновну». 

ОДНАКО ЖЕ идущим вне конкурса среди гармонистов я бы назвал другого нашего родственника из Маркова – Геннадия Мешкова. Здесь можно открывать новую страницу моего повествования. Кстати, вы обратили внимание, кругом Геннадии (первый, конечно, Заволокин)? 

Так вот этот Геннадий, можно сказать, из другого ряда. Как он играл цыганочку, перебирая аккорды! 

У гармонистов есть свой стиль входить в роль – исполнять произведение как бы с выходом. Своя аранжировка. Так вот у Мешкова есть сын Вячеслав, он перенял у бати какую-то харизму игры. Цыганочка у него не просто плясовая, это искусство, основанное на технике исполнения. Как по нотам. 
Если вернуться к Геннадию Мешкову, тут вас, читатель, ждет необычный сюжет, ведь он научился изготавливать... гармони. Мало кто знал и знает, что в такой глуши жил настоящий самородок. В марковской глухомани, а не на фабрике из-под рук Геннадия Ивановича выходили настоящие инструменты. Пришел он к этому не сразу. У него в те времена работала своя лесопилка. Он изготавливал для односельчан и оконные блоки, и рамы, и двери. Любой заказ. А что касается его увлечения гармонью, то, оказывается, для того чтобы освоить это искусство, он продал свой мотоцикл. Вот так! В то время этот вид транспорта был в почете и ценился. Сколько мастер изготовил гармоней в Маркове, не знаю. Осталась одна – у его сына Вячеслава. Я ее видел и играл на ней. Есть ли еще таковые мастера на Руси, неведомо. Наверно, есть.
А гармонь будет жива, пока есть такие гармонисты, как Юрий Смирнов из Большого Иевлева, Сергей Малышев (у Сергея я видел несколько инструментов) и Евгений Семенов из Воскресенского. Знаю, есть гармонисты и в селе Нестиары.
С выходом вас, гармонисты!
*Стоимость одной лопаты была 1 рубль. К примеру, первый секретарь РК КПСС тогда имел зарплату 300 рублей. А лопатник за сезон мог заработать до 1 тыс. рублей.

Геннадий МИРОНОВ

Фото предоставлено автором

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: