Воскресенская жизнь » Литературная гостиная » Отзывчивость

Литературная гостиная / Новости

Отзывчивость

 История эта случилась в те кажущиеся уже далекими времена, когда весь наш поветлужский край жил рекой, своими хозяйствами – скотиной и огородами, сенокосными наделами. Было даже такое, что наделы эти давали в таких отдаленных и непроходимых местах, что назывались они не иначе как чистки. Что поделаешь – крестьянам приходилось и там сенокосить. Косить, сушить траву, а потом готовое сено метать в стога. Целая наука!

По большей части сенокосили в поймах рек и речушек, где сдобренные илом после половодья вставали почти степные травостои. А левый берег Ветлуги после крестьянской страды ближе к макушке лета украшали ровные маковки сотен стогов.
Не меньше хлопот было и с их доставкой к дому. Как раз об этом и пойдет речь в нашем рассказе. Кто-то сено вывозил по лету, на паромах, на колхозных и леспромхозовских машинах. Были случаи, что и их опрокидывали, изрядно поддав, залихватские шоферы. Кто-то дожидался, когда встанет Ветлуга. Возили на лошадях, на тракторах со специальными санями-вилами. Так хорошо было мальчишкой гулять по проторенным стогами дорогам зимней порой. Теперь все это в прошлом.
Но всегда были и оригиналы. Те, кто спешил побыстрее справить заработанное честным трудовым потом добро.
Одна из таких историй и произошла в поселке речников – затоне имени Михеева в светлые восьмидесятые годы.
Расцвет производства. В заливе стоят десятки судов, на берегу – цеха, в которых можно изготовить буквально все. В гараже – полно машин и тракторов. Работают сотни людей. Простых, советских, не ищущих счастья на стороне.
Трудился здесь трактористом замечательный Юра Шило-Горбатенко. Отзывчивый, ну малость за «доброе слово». Всегда придет на помощь. То в Буслаево уедет, когда начальство велит ему подвозить песок к строящемуся блоку цехов. Но кто, кроме него, протащит машину с мукой селянам? Ну поругают мастера. А Юре что? Он, то самое, отзывчивый, вне зависимости от начальства и внешних перипетий. Отзывчивость – мужской это принцип.
Так случилось и в этот раз. Был обеденный перерыв, и атмосфера в гараже установилась сыровато-печальная. Ровно до того момента, пока в гараже не появился плотник Коля Колин. И говорит: «Юр, ну привези сено с лугов от Заборного (озера. – Прим. авт.). Неохота его в стога метать. Тут раз – и на сенницу поваляем!»
Дело было в конце августа, уже чересполосицей набегали дожди, сено надо было спасать. И никакая другая мысль о том, что дорога по пойме раскисла, что можно застрять, не могла переубедить Юру в его отзывчивости. Тем более и укрепили они ее с Колей прямо в гараже.

Вообще в такие сугубо интимные дела Юра никогда не вмешивал начальство, не кланялся, испрашивая отдельных разрешений. И поэтому завел трактор «Беларусь», подцепили телегу – и на луга к Заборному, играющему небольшой волной и колосящейся травой по берегам

Картина – пейзаж. В лугах трактор увяз. Дело житейское. Чего в многолетней практике не бывало. И опять же главный принцип – отзывчивость. Гараж рядом, сходили, завели трелевочник ТДТ‑40. Изумительный аппарат, но и его подвел излишний вес и жадно вбирающая в себя пучина затонских лугов.
Думаете, мужики растерялись? Не тут-то было. Тракторов в гараже еще полно, да и трактористов тоже. Взяв с напарником Венским трактор С‑100, Юра отправился из одного стана техники к другому, который уже основательно начал выделяться на унылом пейзаже лугов у Заборного. Теперь здесь царило оживление.
Однако участь двух предыдущих агрегатов постигла и «сотку», которая тоже увязла в жидком грунте. Ситуация складывалась напряженная, но не безвыходная. Да и мужики не собирались теряться. Был заведен тосковавший в гараже по своим собратьям трактор Т‑74. Он-то и вытянул из гостеприимной илистой пучины пойменных лугов трелевочника и «Беларуся». А вот тяжелую «сотку» извлекли всем миром только в начале сентября.
Справедливо было бы узнать мнение начальства по поводу проведения такой операции. Думаете, наказали деньгами, уволили, предали товарищескому суду? Ничего подобного, легендарный начальник Ветлужского райуправления Михаил Кузьмич Селиверстов, для сотен ветлужских речников просто папа Миша, вынес Юре строгий выговор, предупредив о более строгом взыскании, если отзывчивость проявится в следующий раз. Тракторист Венский отделался предупреждением. Ну и обоим поставили по прогулу.
Вот такая была отзывчивость.

Иван ЗАМЫСЛОВ 
Рисунок Варвары Саркисовой

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: