Воскресенская жизнь » Новости » Земля мастеров

Новости

Земля мастеров

   Каждый год Владимирская преподносит свои климатические сюрпризы. Погода в начале дня доброжелательно отнеслась к селянам и гостям праздника, одарив их солнышком, но потом все же одумалась и пролилась благодатным дождем, который продлился и весь следующий день. Но не только погодой запоминается праздник.
   Ежегодно сотрудники историко-художественного музея «Китеж» радуют своих посетителей новой экспозицией. На нынешний праздник они подготовили экспозицию, посвященную столярному ремеслу, процветавшему в селе целое столетие. Земля не родит хлеба, а родит кустаря; своим хлебом едва до середины зимы протянет, и, чтобы кормить семью, приходилось думать головой, – объясняла сотрудник музея Наталья Аблясова. Так и появился столярный промысел. Делали рамы, вставляли стекло, потом мастерили мебель, этажерки, горки, комоды, рамы для зеркал.
   На открытии экспозиции присутствовал и глава района Николай Горячев.
   – Помещения, в которых живем, должны дышать, должны быть экологически чистыми, ремесло обязательно вернется, – считает он.
   После истории ремесла сам бог велел заглянуть в «город мастеров», что протянулся в березовой аллее до самого озера.
   Чего только не привезли мастера напоказ и на продажу на праздничную ярмарку: мед и городецкие пряники, русские платки и сарафаны, глиняную посуду, всевозможные игрушки. И вдруг лоза из Павлова.
   Павлово всегда славилось мастерами по металлу, а тут лоза. Но оказывается, есть история. Корзины изготовляли повсеместно. Павловскую лозу представляла Ирина.
   – Это наша семейная мастерская, я научилась от мамы, Луизы Константиновны, ей сейчас 76 лет, на заводе сувениров в советское время обучали лозоплетению. И продолжает она до сих пор. Мне нравится цветы делать, не для продажи, эксклюзивно каллы. Они делаются из тончайшей белой лозы, прутики – как ниточки. Получаются белые воздушные цветы.
   …Прямо представил себе эти белые цветы. Еще Ирина рассказала о сортах и способах приготовления материала и о том, чем отличается краснотал от белотала.


Чайная деревня

   Женщина в русском народном костюме предложила отведать соломинского чая. Почему соломинского? – Мы из Кировской области, Пижанского района, деревни Соломино, – представилась Светлана Смышляева. – Изготовляем иван-чай, в который добавляем всевозможные травы, его не жарим, а ферментируем и сушим в естественных условиях. Он имеет особый вкус и аромат, отличающийся от жареных чаев. Иван-чай – напиток, полезный от десяти болезней.
   После столь яркой презентации захотелось узнать, что это за деревня Соломино.  
   – Мы приехали несколько лет назад в умирающую деревню в гости. Дома добротные, места живописные, купили дом. Стали приглашать друзей, им понравились места: тишина, спокойствие. Многие мечтали жить в деревне. В течение нескольких лет приехало более десяти семей. Рождаются дети, открылся магазин, делаем асфальтированную дорогу. Администрация помогает возрождать деревню. Сейчас занимаемся медом и иван-чаем.


Наследственный бондарь

   А вот бочки, бочонки, ушаты – творения наследственного бондаря из города Семенова Павла Кульпина.
   – Дедушка у меня был бондарем, отец, и я к шестидесяти годам созрел. – Павел Алексеевич получил Гран-при на фестивале как лучший мастер бондарного промысла. – Сейчас почти нет такой профессии, но у русского человека в крови, в генах она заложена. На протяжении многих поколений люди пользовались только деревянными изделиями.
   Главное в деле: дерево должно быть не пиленое, а колотое по волокнам. Это основа кадки. А если нет, то матушка природа берет свое, доски сгибаются по волокнам, как дерево растет, и кадка течет. А о деревянном обруче и говорить нечего, тут своя технология изготовления.
   Кадки ручной работы служат долго. Полвека – небольшой срок для них. Если попробовать продукт из кадки, есть из стеклянной банки уже не захочется.
   Кадка из ели лучше для засолки, из липы – для меда. И еще елка со временем не синеет, как сосна, она плотнее. Липу под засолку тоже использовать можно, особенно под грибы, но она гниет быстро.


Ручная глина

   А дальше – тарелки, чашки и ночные светильники, сделанные без гончарного круга, руками. Познакомились с мастером Ксенией Янченко, живет в Татарстане в деревне Кузнечиха.
   – Шестьсот километров к вам добиралась.
   – При богатом выборе керамики есть ли покупатели на ручную работу?
   – Люди обращают внимание на ручную работу, это им нравится. У меня есть гончарный круг, но я люблю взять глину в руки и лепить из нее, это мое. Ведь раньше, когда еще не было гончарных кругов, делали посуду именно так, руками.
   – А глина откуда?
   – Голубая глина из карьера под Сызранью. Беру там и везу к себе в деревню, поближе пока не нашла. Голубая глина чистая и очень пластичная. Красную природную глину надо очищать, много примесей, песка, она растрескивается. Можно также использовать вашу дивеевскую белую глину.
   А после Ксения очень поэтично сказала об озере:
   – Здесь красиво, место такое чистое. От озера идет спокойствие. Я ночью приехала и утром, когда никого не было, пришла на озеро. Так красиво. Сразу вспомнила картину «Аленушка» Васнецова, эти деревья, вода… Еще мне Ветлуга понравилась, когда через мост переезжала, озера, озера, леса…
   И вот открылось озеро. Купающихся немного, можно сказать никого, голова лишь одной купальщицы виднелась над водной гладью. На мостках у купели, прямо как с уже упомянутой картины «Аленушка», молодая женщина с ребенком, только не печальная, а с улыбкой на лице, и мальчик, ее сын, что-то рисующий прутиком по воде. Праздник шел своим чередом.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Земля мастеров

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: