Воскресенская жизнь » Новости » Чей ты, Северный?

Новости

Чей ты, Северный?

   Историческая справка
   Поселок Северный. Воздвиженская сельская администрация, 38 км от Воскресенского, 180 жителей. Северный был построен в ХХ веке для обслуживания лесозаготовок. Население работало на них и на служившей для вывозки леса узкоколейной железной дороге, которая вела к поселку Красный Яр и была ликвидирована в 90-х годах (Энциклопедия Воскресенского района, 2014 г).
   Большой поселок с не по-деревенски просторными улицами. Когда-то, будто кровеносными сосудами, были пронизаны обширные заветлужские леса путями узкоколейки, по которым гнали клетки-вагоны лес к главной артерии – Ветлуге. В девяностых леспромхоз закончился. Пути разобрали и продали. Как часы работавший организм забарахлил, стал терять силу, но окончательно не зачах. Оказалось, без кровеносной системы тоже можно жить...
   Северный, казалось, спал. Утром в девять, когда мы приехали, и в обед, когда уезжали. Северянский депутат Татьяна Саукина, с которой мы обошли поселок из конца в конец и встретили лишь четырех человек, сказала: ну да, всегда так, зима тем более.

Из ста восьмидесяти человек, живших на Северном, по утверждению энциклопедии района, на момент ее издания, сейчас осталось сто семь – столько зарегистрировано при медпункте

   Каждый день часть «северян» уезжает работать и учиться вне дома, время от времени кто-то уезжает насовсем, и поселок все сильнее погружается в тишину. Таким мы и покажем этот день, каким увидели, – морозным, пожухлым и тихим, освещенным низким предзимним солнцем.
   А прогулка наша началась с задворок… со свалки.
   Вот у нас свалка прогорела, – говорит мне Татьяна Григорьевна. – Середка прогорела, края остались. Через них никто не полезет с мешком мусора. Я просила: давайте мы это все сожжем, заваляйте и сделайте нам ров, чтобы не раскидывать. Насущная проблема мусор в деревнях. Стихийные свалки то тут то там возникают… после уборки: у одного дома собрали и к другому, где никто не живет, переложили. После очередного субботника свалка образовалась даже около бывшего здания школы. Красивое место – пруд, величавые липы и прямо тут, у канавки, прокопанной от пруда, гора мусора.
   – По центральной улице еще отзываются люди, спасибо им. Под липами, если мимо проходили, какого хлама только не было. Даже из машин едут выбрасывают. Мне всегда было стыдно, там провожают людей в последний путь, из других деревень приезжают, и такая грязь. Мы это все собрали. Там сейчас чистенько, и чуть подальше этого места Саша Тузов будет поклонный крест устанавливать.
   Хотя депутат о проблемах могла не рассказывать: поселок безмолвно демонстрировал их сам. Там же на задворках останки закрытых и разобранных столовой и общей бани. Рухнувшие дома, сгоревшие дворины, распаханные лесовозами дороги.
   – Вот сейчас оставили поселок без света в ночное время, – продолжает Татьяна Григорьевна. – Надюшка Вершкова идет утром, девчонке надо на школьный автобус. Ладно, сейчас подморозило, а там ямы, лужи, темища.
   Как-то в течение двух месяцев свет отключали, один раз почти двое суток не было, я написала в прокуратуру заявление – все прекрасно, даже генератор появился. А дозвонились до Леденцова (начальник управления соцзащиты. – Прим. авт.), клятвенно пообещал – мы его так и не получили, два месяца мучились. Все только и отвечают: вы не наши.
   – А чьи вы? – спрашиваю.
   – Непонятно, как тут разделены эти электросети.
   Путь наш вышел на первую улицу. Еще не было у Северного его поэтичного имени, звался он 23-м километром, когда привезли первые жители сюда первые семнадцать домов. Прямо от нее, едва касаясь поселка, шла на Красный Яр лесная дорога – когда-то здесь пролегала узкоколейка.

– Живем в поселке, где много предпринимателей заготавливают лес кругом, а дрова не знаем, как приобрести, – ставит перед фактом Татьяна Григорьевна

   – Звонишь по объявлениям – издалека сюда не едут, плохая дорога. А здесь мы не знаем, как связаться. Ну Щербинин в Тиханках подвозит, бабушки берут, но ведь отходами и дымоход засоряется, и грязи много. Зато дешево, а дрова очень дорогие – 16–18 тысяч длинномеры, шестиметровые.
   В общем, едет здешний лес мимо, туда, видимо, где нужнее. И ладно бы по объездной, но водители предпочитают додалбливать местную грунтовку. Однажды перед одной из жительниц развалились бревна.
   – А вон наш медпункт, – указывает депутат.
   Без фельдшера Светланы Цветковой жизни здесь не представляют. Живет она в Воздвиженском, к северянским приезжает дважды в неделю. Если рейсовый автобус не подведет, и ей, и ее подопечным, считай, повезло. Здесь от «внешних сил» вообще многое зависит. Завезло райпо плохой хлеб – не пойдешь к конкуренту. На днях поехала Саукина в райцентр – не чего-нибудь иного, хлеба назаказывали. Сломался автобус – сиди дома. Решил подлечиться – надейся на лучшее.
   – У нас здесь большая проблема: не знаем, как попасть на прием к врачу в Воскресенское. Этот вопрос я поднимала еще когда приезжал губернатор. Но так ничего и не изменилось. Сейчас один ответ: через интернет записывайтесь...
   Депутат рассказывает, как на перекладных добираются «северяне» в больницу, и заключает:
   – На выживание бросили нас.
   Но списывать со счетов свой поселок «северяне» не дают. Сто семь человек – не мизерная сумма. Возвращаются на малую родину пенсионеры, есть здесь и молодежь, и детвора, летом особенно много. В этом году по программе поддержки местных инициатив, собрав 22 тысячи рублей, жители устроили у себя детскую площадку. По программе полагалось только оборудование. Песок, опилки, материал на забор и скамейки – это уже местные жители и сельская администрация приложили силы.
   По пути к детской площадке мы и встретили представителей молодого поколения. Наталья Кириллова с дочкой Златой ходят на площадку каждый день, хоть и оказываются здесь нередко единственными посетителями. Муж Алексей работает в лесу.
   – У нас здесь одна специфика, – поясняет Наталья. – Приехала сюда по воле судьбы. Нравится здесь, но для детей ничего нету, ни школы, ни садика. Одна дочка учится в Нижнем, вторая 11-й класс заканчивает, а маленькая… тоже нужно в садик ходить, в школу. Надо будет куда-то из-за нее уезжать. Сама бы я никуда не уехала: воздух свежий, тишина, спокойно.

Однако есть у северянских планы и с Северным связанные. Рядом с детской площадкой появится сцена. Тут же в центре ровненькая площадка – оказалось, для волейбола

   – Обратились ко мне 40–45 лет: мы хотим сложиться на сетку и на мячик. И мне от «Справедливой России» привезли и сетку, и мяч. Помог, разровнял место Владимир Качалов. Вот будем весной делать. Да еще один мужчина говорит: у меня есть баскетбольная сетка.
   Говорят, в губернаторской пресс-службе читают районки и тщательно отслеживают, что в области происходит. Отследите нас, мы здесь и брошены на выживание. Отдуваясь за всех не встреченных в этот день «северян», работающих и учащихся за десятки километров от дома, не выходящих по возрасту за порог, рассказывала депутат о проблемах. Чтоб так ничего и не изменилось?
   Сельские депутаты, они, на самом деле, немало могут: не бояться требовать, инициировать, помогать и односельчан на хорошие дела вдохновлять. Не могут только вернуть в деревни работу, бесперебойный свет и хороший хлеб. Не могут сделать так, чтобы не возникало ни у кого вопроса: а чьи вы?

Ирина ТУМАНОВА
Фото автора

Чей ты, Северный?

Чей ты, Северный?

Чей ты, Северный?

 

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: