Воскресенская жизнь » Новости » Малая земля левобережья

Новости

Малая земля левобережья

   Сколько веков, а может, тысячелетий несет свои воды красавица Ветлуга? По сравнению с этим периодом человеческая жизнь лишь один короткий миг. Но во все времена река давала силы, надежды, пропитание и дорогу.
В стародавние времена по водной артерии справлялись вниз по течению, чтобы добраться до матушки-Волги, а уж оттуда путей множество было. Накатывали, бывало, и зимники, огибая полыньи и опасные места. Да и вверх по течению хаживали мужички на своих суденышках и суднах. Пик использования Ветлуги, равно как и других рек, пришелся на советское время. Река была судоходной в течение всего навигационного периода.
   В начале двадцатых годов xx столетия задумались речники, где бы им сподручнее ремонтировать суда, ставить их на зиму до весны. Смотрели, выбирали долго и пришли к выводу, что лучшего места, чем тихая заводь, образовавшаяся, возможно, на месте старого русла, им не найти. Этот водоем люди прозвали озером Ильинским. А рядышком, на левом берегу Ветлуги, они основали населенный пункт с одноименным названием. С таким именем поселок просуществовал до тех пор, пока советские ученые, первопроходцы, мореплаватели и летчики не стали осваивать Север и Заполярье. Их прозвали полярниками. Один такой летчик-полярник, Иван Васильевич Михеев, прославился своими достижениями, но, к сожалению, трагически погиб в небе в 1935 году. В память о нем вскоре после гибели поселок Ильинское и переименовали в Затон имени Михеева. Но с 1983 года этот населенный пункт стали официально именовать опять поселком.
Ширился, рос поселок. Вместе с ним множился и речной флот. Река многим давала работу, новые специальности, новые возможности для блага района. Сколько одних только грузов перевезли речники, и не счесть. О той жизни поведал мне старый капитан, местный житель поселка им. Михеева Николай Борисов:
   – Жизнь замечательная была. В лучшие годы в Затоне проживало почти восемьсот жителей! Да сколько еще на работу привозили. Сто двадцать единиц флота было! И грузовые, и пассажирские, «Лучи», «Зори». Все для людей делалось. Приходилось и вверх по течению ходить километров на шестьсот. Как после училища приехал сюда, так сорок лет на одном месте и проработал. Да, мощный был флот, до тысячи человек работало на местах, связанных с рекой. А какие мастера-сварщики были, токари! Одна потолочная сварка чего стоит.
   – Что вам еще рассказать? – спрашивает Николай Егорович. – Да все тут было в лучшие годы. И медпункт с амбулаторией, и клуб, и почта. Школа начальная была. Старшеклассников возили по реке на самоходке в село Богородское учиться. Столовая замечательная. Да вон она до сих пор стоит, правда, без окон и дверей. Сейчас только пожарное депо осталось.
   Капитан Борисов показывает рукой на двухэтажное кирпичное здание столовой, а у самого грусть в глазах после такого рассказа. Да и есть от чего.
   По данным переписи 1999 года в поселке числилось 304 человека. В 2010 году уже 151 человек. Сейчас в поселке проживает только 65 постоянных жителей. С потерей речного флота, а иначе назвать и нельзя, постепенно замирала и жизнь. Специалисты стали не нужны. Кто-то умер, кто-то уехал. Сейчас остались в основном одни пенсионеры. Дети у многих затонцев (так местные жители по старинке называют себя) в городе живут.
   Я рассказал вам, наверное, грустную историю. Но началось мое знакомство с «малой землей», так я мысленно для себя обозначил это место на левобережье, несколько необычным образом. Я никогда раньше не был в Затоне, да и на катере на воздушной подушке мне пришлось передвигаться впервые. Это событие произошло в среду 25 марта. Сначала судно для дальнейшего движения подготовила опытная команда, прибывшая на несколько дней из Нижнего Новгорода по поручению губернатора. Умело вел свой корабль опытный капитан Александр Данилов. В помощниках у него числится моторист-рулевой Валерий Пиминов. В проводниках у нас был Александр Кирдяшкин, тоже бывалый речник. Ну а главным организатором этой помощи людям является Дмитрий Малышев. В шутку он представился мне капитаном кремля. Капитан Данилов рассказал, что до пенсии он и в загранку ходил, и стаж работы у него солидный. А еще он добавил, что краше и роднее нет на земле мест, чем наши речные просторы.
   Катер на воздушной подушке необходим затонцам для того, чтобы перебираться на нем по шесть человек на берег озера за продуктами, чтобы экстренно эвакуировать больного человека, например. Все необходимые товары привозит на своей автолавке предприниматель Алексей Анкудинов. Дорога до самого поселка от этого места отрезана весенним паводком. Поэтому и нужно это судно, которое способно двигаться по льду замерзшего озера, хотя само русло Ветлуги уже свободно ото льда.
   Когда катер подходил ближе к берегу, на взгорке и у самой воды уже стояли местные жители, которые с нетерпением нас ждали. Вплотную к земле судно не подходит, и у него нет заднего хода к тому же. Эти неудобства заставили людей сделать временные мостки, поскольку лед у самого берега изрядно подтаял и на его поверхности образовалась вода.
   Сначала люди встретили меня холодно. Говорили, что, мол, все пишут и пишут про наши проблемы, а толку? Но потом все же разговорились.
   – Уже пятьдесят лет тут живем, – говорит Людмила Полетаева. – Сейчас вот как на острове находимся, сами видите. С 2014 года все обещают дорогу сделать. И документацию составляли.

Как только все производство здесь у нас нарушилось, так и проблема с этой дорогой началась

   Спасибо хоть директору нашей турбазы Алексею Федоровичу Козлову да администрации, что дорогу поддерживают в рабочем состоянии и можно сносно добраться до райцентра, когда нет большой воды.
Землячку поддержала и Валентина Юнышева, которая сказала так:
   – Нам некуда отсюда деться. Век свой тут будем доживать.
   А вот Вера Жиркова решила однажды, что не стоит так унывать, видно, судьба такая. Она стала заниматься творчеством. Вера Павловна пишет книжки. Правда, в ее арсенале пока только две книги, но зато с какими названиями. Первая книга называется «Были и мы». По всей видимости, это художественно-документальное произведение несет глубокий философский смысл и рассказывает про ту ушедшую добрую жизнь. Вторая книга называется так: «Пик, Пик и другие». Она уже из серии о птицах и природе родного края.
   Перебравшись вместе с жителями поселка к месту, где стояла автолавка, я встретил там старосту Алексея Курдюкова. Он сумел каким-то образом вместе с несколькими мужчинами-земляками пройти пешком по краю уже затопленной дороги, для того чтобы принести бензопилу. – 
   Вот так и живем, – сказал Алексей Витальевич и стал уверенно, по-молодецки ступать на сваленные стволы осин, которые спилили мужики, чтобы преодолеть несколько метров до прочного льда. Кстати, глубина в этом месте, в трех метрах от берега, была метра два. Всю эту картину видел и глава Воскресенской поселковой администрации Алексей Гурылев. Справедливости ради стоит отметить, что Алексей Владимирович также встречал нижегородскую команду речников, организовал им запас продуктов на несколько дней и проживание.
   Конечно, по словам самих местных жителей, летом в поселке гораздо веселее. Приезжают дети, внуки и просто гости. Та же турбаза поддерживает некую жизнь и движение. Но вот зимой и особенно весной начинается затишье и определенные трудности. Здесь есть опасения, связанные и со здоровьем людей, их возможностью повидаться свободно с родственниками, побывать в Воскресенском по неотложным делам. Когда лед полностью растает, катер на воздушной подушке, при помощи прицепа, увезут обратно в Нижний Новгород. Здесь уже должен заработать собственный районный речной транспорт.
   Будет ли сделана когда-нибудь хорошая дорога до поселка имени Михеева? Трудно сказать. Хотелось бы в это верить. Правда, затраты на это довольно высокие, если делать все по уму, как говорится.

Одно понятно. Люди не виноваты. Они отдали на благо страны свои лучшие годы. Растили детей, трудились на совесть

   Но они по-прежнему остаются по-детски наивными, веря президенту и верховной власти. Это, в общем-то, хорошее качество нужно бы подкреплять реальными делами, оправдывая надежды и чаяния простых граждан из глубинки.
   Уезжал я от того места, где люди отоваривались продуктами, вместе с Алексеем Гурылевым и Александром Кирдяшкиным с чувством какого-то груза на душе. И самое печальное, что во многих местах огромной России люди маются вот так же или похоже, рискуя здоровьем и самой жизнью.

Александр УМНОВ
Фото автора

Малая земля левобережья

Малая земля левобережья

Малая земля левобережья

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: