Воскресенская жизнь » Новости » Романтика Ветлуги продолжается

Новости

Романтика Ветлуги продолжается

 

Обойти стороной марийскую Липовку мы не могли. Здесь не просто стоит последний флот на Ветлуге. Это удивительное место – марийская деревня была вывезена отсюда в соседний Суходол и образовала целую Липовскую улицу. Так готовились к пуску Чебоксарской ГЭС, споры по которой не утихают и ныне.
В небольшом затончике расположилась обстановочная база «Липовка» Бассейнового управления пути.
Когда мы сюда приехали, нас уже ждали. В уютном домике на столе парили горячая уха, жареная рыба и грибы. Так принято встречать гостей на Ветлуге.
Капитан путейского «Шквала» Алексей Васильевич Князев вспоминает, как их семью переселяли из родной деревни. 
– В четыре года меня отсюда увезли – вот сколько ее уже нет, – говорит Алексей. – Здесь улицы были, там улицы были.
А в школу им так и приходилось ходить в Липовку за три километра.
– Затопило эту территорию? – спрашиваю. 
– Нет. Зона затопления проектной отметки… А мы все время сюда ходили.
Алексей из семьи потомственных речников-путейцев. На флоте с 1995 года. Его отец Василий Алексеевич с супругой Антониной Михайловной начали трудиться на Ветлуге еще во времена деревянного флота. Приходил на реку технический прогресс, и капитан Князев получал уже суда озерного типа «Ярославец». Понятное дело, что трое из пятерых детей Князева связали свою жизнь с работой на реке. Сменным капитаном служит брат Алексея Михаил, а мотористом – старший из братьев, Сергей. Всего же в команде пять человек.
Ребята сегодня обслуживают 83 километра речного пути по Суре. Идти из Липовки до нее четыре часа, а рейс по Суре длится трое суток. Она очень глубокая – хорошо ходить. Там не страшно. И русло не меняется. 

– Река как канал прокопанный, – рассказывают путейцы. Сегодня на ней тоже немного судов, но стройка нового моста должна оживить речную жизнь

На «Шквале» уютные каюты, камбуз и санузел. Может, это и минимализм, но он наш – родной, знакомый и терпимый. Спрашиваю про шум.
  – Чего теперь делать-то, – отвечает Алексей, – «вспомогач» работает – электричество дает.
Теплоход уже прогрет и ровно пыхтит дизелем. Мы отчаливаем от берега и выходим на волнистый простор Ветлуги. Вход в небольшой затон постоянно заметывает – так уж гонит здесь песок широкая волна. Даже «свалочку» землесосом делали, а упрямая стихия снова делает свое дело.
– Путь нам указывают буи-сигары, – поясняет начальник Ветлужского прорабства Нижегородского района водных путей и судоходства Александр Александрович Куварин.  – Они не снимаются и зимой.
Тяжелый нос катера разрезает погоняемую ветром холодную зеленую воду реки. Триколор за кормой отплясывает в сыром октябрьском воздухе. Лица речников словно выкованы из бронзы. Суровые, и такие по-настоящему родные. Для тех, кто знает, кто такой человек с Ветлуги.
Чтобы пройти здесь, найти старое русло Ветлуги на судах установлены эхолоты и навигационная система «Глонасс». 
– Раньше была наметка для измерения глубины. Доставали каждую, – рассказывает Алексей. – Работу облегчило. Идешь по «этому» и приходишь точка в точку, где установлен буй, даже ночью. Правда от работы в ночное время зрение у речников теряется – что поделать, такая работа. Но в нее и влюбляются – раз и навсегда.
– Всегда с отцом, – рассказывают братья. – Сначала был маленький катеришко. Потом пошли «Ярославцы». «1751» – «1337» – сменяемость катеров, а люди, преданные своему делу остаются. И дай Бог, чтобы их благородное, настоящее дело не кончалось. Это же не блогеры-бездельники, удосужившиеся заслужить профессию – непонятно за что. Это настоящие, живые, все умеющие мужики. Это сила, на которую и опирается наша страна.
Средний из братьев Князевых пришел работать на Ветлугу в 1993 году. 
– Сначала на участок – от устья до Марьина, а потом до Успенского. – Интересно было работать-то, – говорит Михаил.  – Флот ходил. Плоты таскали. Много было судов. Обстановка освещаемая была! «Метеор» ходил до Козикова каждый день.
 – Народ ездил, – добавляют братья. А у «Метеора» салон на 120 мест – вот так было на Ветлуге!
Старший брат династии Князевых на реку пришел самым последним – в 1998 году.
– Ставим плавучую и береговую обстановку,  – рассказывают братья Князевы о своих рабочих буднях.  – Красим знаки. Вырубаем кустарники на берегу. Аварийных ситуаций стараемся избегать. Сложно в сильный ветер – чалки порвет, баржа уплывет – всяко бывает.
– Чуть не 20 метров в секунду – куда, разгон какой! Если ветер с Кузьмы, то это вообще.  «Шквал» волну держит хорошо. Выходим, и в нее – а куда деваться-то, если надо, – говорит Алексей. – Бывает, домой придешь и еще ходишь и качаешься, – смеются братья.

В работе всякое случается. Бывает, помощь кому-то надо оказать. И с буями за борт выбрасывало. И катер поздней осенью за ночь сковывало льдом в стоячей воде. На берег тогда уже пешком по льду

Речная работа – своего рода романтика. Спрашиваю Алексея:
– Не кончается?
– Да чего-то не кончается никак! – вот это ответ ветлужского речника в поколениях.  – И зимой-то сюда тянет.  У меня собирается пойти по моим стопам сын Андрей,  – говорит Алексей.  – Пока маленький еще, правда.  Но уже мысля какая-то. Все лето тоже здесь бывает.
Отец у Князевых ушел на пенсию в 1999 году. До этого они все вместе трудились на реке. А еще работал один однофамилец Князев – так уж получилось в нижнем течении Ветлуги – Князевы да Дерябины.
«Шквал» делает оборот, и мы возвращаемся в затон. Кажущийся маленьким берег становится ближе и оттого крупнее. У устья обстановочной базы «Липовка» ошвартован большой путейский теплоход «Инженер Матусевич» с крановой установкой под бортом.
Баржа с краном нужна для постановки и съема буев. Так работать удобно. Ручного труда немного – только зацепил, а дальше поднял и положил на баржу. Буй в русле реки фиксируется за счет цепи и находящегося на дне груза. Здесь многие операции уже механизированы.
– Конечно,  буи надо катать, поднимать, без ручного труда не обходимся пока, – говорит Александр Александрович. В осенний ледовый период работать на палубе уже непросто.
В просторной рубке «Матусевича» беседуем с механиком-сменным капитаном Николаем Николаевичем Яковлевым. – Прелесть работы на реке? – Есть движение. Движение – жизнь. Нравится это! Мы обслуживаем участок Волги длиной в 168 км – от Чебоксарской ГЭС до поселка Кременки, где эстафету принимает 9-й участок.
– На Суре обстановка неосвещаемая. А на Волге буи загораются в темное время суток. Ночью приходится постоянно контролировать – горят ли буи и створы – такая у нас работа. Смотрим снос буев. Много случаев, когда воруют фонари и батарейки с буев.  Здесь поменьше, у Васильсурска, – говорит Николай Николаевич, – а наверху, повыше Михайловского, там больше воруют. – То ли народ иной, то ли Волга поуже.
Обычно путейцы выходят на расстановку обстановки в апреле. Это раньше было четко заведено открывать навигацию 22 апреля, в день рождения Владимира Ильича. Как ни крути, а и в наши дни навигация на Волге открывается около этих чисел.
– Понятное дело, ждем навигацию – всю зиму не работаешь,  – делится Николай.  – У нас бригадный метод работы, мы успеваем отдохнуть.  – Неделю на смене, неделю дома. За неделю как раз делается один рейс кругового обхода своего участка речного пути.
– Мало молодежи на реке. Дело в оплате. На берегу можно найти постоянную работу и денег побольше платят. Это дело надо любить.

Про вставший под борт к «Матусевичу» «Шквал» Николай Николаевич шутит: осадка «метр двадцать» – очень тяжелый. Такой броневик создали

Пока мы беседовали, повар окликнула в рубку:
– Николаич, пошли обедать!
Да, добрая флотская традиция по отчеству – это и для Ветлуги, и для Волги – закон.
– Мы сегодня не дошли до Сутырского яра,  – включается в разговор Александр Александрович. – А на нем ежегодно происходит выгрузка ПГС и песка. По заявкам раньше мы выставляли освещаемую обстановку, а сейчас просто сопровождаем, предварительно проводя траление. Бывают заявки для сопровождения судов на Ветлугу. На тот же нефтепровод. Так, в прошлом году сопровождали плавкран и баржу. Там работал и земснаряд «Волжский‑201» – целый караван! – река ожила работой на целых два месяца!
Напоминаю путейцам о рейсе компании «Инфофлот» до Марьино весной 2011 года, когда туда поднялся пассажирский теплоход «Василий Чапаев» с туристами. В наши дни в Бассейновое управление пути тоже поступают обращения о возможности возрождения Ветлуги для туристических маршрутов по воде.
– Здесь нужно работать в комплексе,  – говорит Александр Александрович,  – мы должны обеспечить безопасность судоходства.
Династии реки продолжаются. На мотозавозне земснаряда работает Анатолий Икров – виртуоз своего дела. Для него навигация еще не закончилась. Земснаряд «Волжский‑201» сейчас в Нижнем Новгороде. Отец Толи Владимир Икров из города Ветлуги. Он начинал путевым рабочим – его участок был от Ветлуги до Варнавина. Потом вся семья Икровых укоренились в краснобаковском затоне.
В старые времена на брандвахтах был целый детский сад. Весь комсостав были женатые, и у каждого по двое детей. Шесть-семь ребятишек росли на реке. Сейчас законом запрещено их нахождение на судах. А зря, думаю я, – мы бы воспитывали настоящих людей. Трудолюбивых, волевых, любящих свое дело.
– Даже рождались на реке, – вспоминает Александр Александрович. – На Суре в том числе – там населенных пунктов с медучреждениями мало – поэтому и такое было.
Спрашиваю:
– Кошек можно держать на брандвахтах?
– На этот счет запретов нет. 
– И хорошо, – резюмирую я.

– Работа на реке – не каждому дано. Если кто любит эту работу, тот остается с ней навсегда. Тот, кто нет – уходит быстро, – подытоживает Александр Александрович

– Конечно бы хотелось возрождения ветлужского судоходства. И администрация Волжского бассейна не теряет на это надежды. Все зависит от финансирования. Возродить реку – не будет для нас проблем. Время, кадры – сразу не получится. Но все можно сделать, и это не такая уж сложная задача.
Уже через пару недель «Шквал» и пришедший ему в помощь «Матусевич» пойдут снимать обстановку на Суре. Навигация заканчивается, и суда возвращаются в родной затон.
Алексей с братьями по периметру обстановочной базы высадили яблони. А первого августа отмечали день деревни, которой больше нет. Поделились с нами фотографиями. Повспоминали людей. Дерябины отсюда. Дядя Леня работал у путейцев, а брат его Александр Васильевич был капитаном на легендарной «251-й» и жил в нашем затоне им. Михеева. Километры для Ветлуги никогда не были важны – для нее всегда были важны люди.
Я неслучайно в начале материала написал «нас уже ждали». Именно этими словами заканчивался замечательный репортаж Владимира Андрианова о ночных испытаниях скоростной «Зари» на Ветлуге в далеком 1975 году. Так их встречали на Ветлужской в июльскую ночь. Время проходит, а те особенные люди Ветлуги-реки остаются верны самим себе.

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: