Воскресенская жизнь » Имена » Знал бы Трифон

Имена

Знал бы Трифон

   Вот все говорят о наших дедах и прадедах, мол, и жили в спокойной обстановке, и Жириновского не было, и о «Пятерочках-Магнитах» ни слуху ни духу. Щи хлебали да самогон пили, выгнанный тайком под покровом ночи. Поэтому-то век их и долог. Не знаю, в этом ли секрет, но дожить до 90 и тем более до 100 лет – это не поле перейти.
   Анна Николаевна Малышева родилась в деревне Макарово Юринского района Марийской республики в семье крестьян Бычковых, Николая Федоровича и Екатерины Петровны. Училась в Покровской школе. Находилось большое село Покровское, кстати, всего в четырех километрах от деревни Егорово. А в 1942 году пяти выпускницам, которым исполнилось по 15 лет, пришли... повестки из юринского военкомата.
   – Прошли мы военную комиссию и ждали результатов. Вроде сказали, что направят в Пензу на курсы зенитчиков. Пришел один военный и сказал: «Девчонки, а вы какому Богу молились? В Покровской школе ФЗО не хватает учащихся, и вас туда перенаправили», – рассказала Анна Николаевна.
   Там в трехэтажном кирпичном здании до революции была фабрика самого Шереметева. А в годы войны наладили пошив одежды: шапок-ушанок, шуб и перчаток для красноармейцев. Ребята катали валенки. Аня Бычкова стегала воротнички к одежде. На учебу – работу их водили строем, кормили щами из свекольных листьев. Только из столовой выйдешь, и снова есть хочется. Выручали родители, принося иногда сухари.
   После войны поступила на курсы и стала счетоводом в местном колхозе «Дружба», где председателем работал Василий Березин. Платили за это палочками трудовыми. Уезжать из колхоза было категорически нельзя – указание сверху об укреплении сельского хозяйства.
   Двоюродный брат в то время был бухгалтером в Дунаевых Полянах. Здесь шла заготовка древесины на лесопункте леспромхоза. Договорился он с председателем колхоза (подкинул дров в Макарово), и девушка стала счетоводом на лесном производстве. Но взбунтовалась председатель сельсовета – вскоре Анне поступил... вызов в суд. Светила тюрьма. Помог заранее подготовленный договор между колхозом и леспромхозом. Отделалась легким испугом. Вскоре и жениха повстречала, Александра Малышева, водителя леспромхоза и жителя деревни Трифакино. Время послевоенное, трудное, ограничились свадебным вечером, хотя из Покровского и принесли вина. Жили, как говорят в народе, душа в душу, без малого 50 лет вместе. Троих детей вырастили. Ныне сыновья Никандр и Владимир, а также дочь Светлана живут и работают в Воскресенском.
   Никандр Александрович показал журналисту хозяйство в Трифакине. Родительский дом стоит на берегу Ветлуги – большой, пятистенный. История у него интересная. В 1930-е, в коллективизацию, местные большевики планировали открыть в нем клуб. Хозяина, деда Василия, раскулачили и отобрали кузницу. Но каким-то чудом крестьяне выстояли, и здесь-то и выросли шестеро детей Бычковых. Александр и Клавдия стали трактористами, Павел – медиком, Иван – доцентом университета, младший, Константин, тоже с высшим образованием, инженер-электрик.
   Мы спустились по аккуратной деревянной лестнице на откосе и вышли к красавице реке.

Геннадий МИРОНОВ
Фото автора

Продолжение читайте на страницах "ВЖ"

Знал бы Трифон

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: