Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по
тел. 8 950 604-05-94.
С 16 по 22 ноября им будет корреспондент "ВЖ" Александр Умнов

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

НАШ АРХИВ

Ноябрь 2018 (22)
Октябрь 2018 (48)
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (28)
Июль 2018 (14)
Июнь 2018 (33)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

Побольше бы на тракторе поездить...

   Часто бывает такое, что человек запоминается по неординарным поступкам. Много лет проходит после совершения их, а о нем все говорят: «А-а, это тот, который...» или – «та, которая...» Примерно такой для меня стала М. В. Худякова из Больших Отар. Маргарита Васильевна в молодости один из лучших трактористов нашего района. О тяжелой работе и колхозной жизни пообщались мы с ней накануне празднования столетия комсомола.
   Маргарита Васильевна, сейчас женщина за рулем – явление обычное. Однако много еще женщин, которые боятся водить даже современные автомобили с автоматической коробкой передач. Как вас угораздило стать трактористкой?
   – Когда я ушла от первого мужа, то вернулась с сыном из Таджикистана на родину, к маме, в родное Белоусово. Встал вопрос о поиске работы. Двоюродные брат и сестра из Горького звали к себе, говорили, что есть курсы, где учат недолго, всего три месяца. Это были курсы водителей троллейбусов. Я поехала, сына Сережу оставила с мамой. Конечно, переживала. Мама болела, а на обучение все никак не могли добрать группу. В результате пожила я в городе да и бросила все.
   Приехала домой и сказала: «Никуда больше не поеду!» Муж моей родной сестры работал в СПТУ. Приехали они тогда к нам, и она мне говорит: «Раз хочется тебе с техникой работать, да недалеко от дома, попробуй в училище поступить!» А дело было в декабре, группы набраны и вовсю учатся. Но директор разрешил! Сказал, чтобы две недели без зачисления походила, и, если наверстаю весь пройденный с сентября материал, примут мои документы. И я смогла! Поступила в Воздвиженское на годичные тракторные курсы. Но еще не закончив их, я уже села на трактор Т-16, у него кузовок спереди. Работала на сушилке. Подгоняла его под бункер, из которого сыпалось уже просушенное зерно.
   – Трудно было работать на тракторе?
   – Еще бы! От этой же самой сушилки до дома было недалеко, но, бывало, по двое суток не видела сына. Только если сломается сушилка, бегу домой. Такая ответственность! Боялась, чтобы не пересыпать зерно мимо кузова. Помню, холодно, погреться бежать – далеко, и я ложилась под зерно, а оно теплое такое… приятно!
   На фото из семейного архива вы – на большом тракторе…
   – Это мой первый настоящий МТЗ-50. (Потом был еще МТЗ-82.) Его мне подарили за победу в областном конкурсе пахарей. Всегда меня ставили участвовать в таких конкурсах: в училище, на районном этапе. И везде я была первая. Потом вот выдвинули на область. Этот новый трактор был с гравировкой: «За победу…»
   Какие чувства я испытала, когда села за руль? Непередаваемые. Сильнее, чем если бы мне подарили новенькие «Жигули». Но председатель, М. В. Рябинин, вызвал меня к себе и спросил, не откажусь ли я от этого трактора. «Смотри, – говорит, – Рит, трактор новый, спрос большой будет с тебя! Может, отдашь кому-то из мужиков?» А я сказала: «Не напугаюсь!» И работала. Бывало, за один день три орудия перецепишь! В шесть утра – уже в гараже, а уходишь с работы только в девять вечера. А если лето, сенокос… И в четыре, и в три вставали, ехали косить. К обеду подсохнет где трава, меняешь косилку на грабли и – сгребать! А еще ж надо картошку окучивать! Помню, у меня было даже свое поле, то есть закрепленное за мной. Без маленьки пять лет на тракторах работала!
   – Но ведь и учиться, и работать приходилось с мужчинами. Не подшучивали над вами?
   – Даже не припомню такого случая. Всегда помогали мне, советом и делом. Однажды я проколола заднее колесо. Думаю: «Как я буду менять его, оно такое огромное!» Оказалось, даже мужики такое колесо меняют вдвоем.
   Также я и в училище часто ездила, и там мне помогали. Расскажу по этому поводу случай. Однажды со мной в поле поехала племянница, Танюшка. Уж больно захотелось ей покататься на новом тракторе! А я тогда еще взяла новую косилку, из первых роторных. До этого в колхозе на брусковых косили, а они такие неудобные! Постоянно приходилось водителю вылезать из кабины: то забилась косилка травой, то выбились… А когда пришла в колхоз новая, она такой хорошей мне показалась! Косила чисто, ровно, даже молодые деревца брала! Вот я ее подцепила, и мы с Танюшкой поехали косить. Она раз проехала и говорит мне: «Вот бы и мне попробовать разок!» Я разрешила. И в общем-то нормально она проехала, но в низинке на развороте задела сучком об оконное стекло, оно разбилось. Она – в слезы. Испугалась. «Ладно, – говорю ей, – не реви, вечером съездим в училище, может, там найдется такое стеклышко». Починили тогда нам окно без проблем.
   Правильно ли я поняла: все техобслуживание и ремонт своего трактора вы проводили сами?
   – Да, никаких механиков тогда не было. Все чинила сама, разбирала и собирала. Нас этому и в училище обучали. Помню, такой мастер у нашей группы был хороший, Иван Васильевич Колесов из Воздвиженского. Он все так понятно объяснял. Я еще на практике была, когда в наш колхоз пришел новый комбайн. И вот спрашивают: «Кто пойдет помогать собирать комбайн?» Говорю: «Я бы с удовольствием!» Взяли. Доверили. А наставник мой иногда приходил смотреть, как я работаю, а иногда и вовсе не проверял целыми днями. Так что после комбайна сельхозмашины – сеялки, плуги – это все просто. Грабли, например, вообще легче легкого собрать: наши все были на пластмассовых втулках!
   – А было трудно на дорогах, например? Грязь, буксовали…
   – Один случай расскажу, когда трудно было. Мы же на тракторах не только в поле работали, еще лес возили. От Красного Яра, например, делянка была за сорок километров. Вроде Козиково место называется. Оттуда стойку вывозили. От Шишенина, с болота, вывозили лес после пожара, отданный на дрова. Представляете, как это далеко от Белоусова? Но это еще полбеды. Ездили-то по Ватрухиной горе! Зимой! Въедешь с пустой телегой, а обратно не знаешь, как спуститься: дорога скользкая. Тормозить нельзя, газовать нельзя! Как я боялась, что телега груженая сама трактор догонять начнет!
   – Да уж, высший пилотаж… После такой практики на легковой машине уже ничего не страшно.
   Но Маргарита Васильевна, как уже стало понятно, вообще не из робкого десятка. И хоть ездила она потом на «москвиче», была бригадиром, начальником свинофермы, а потом – председателем колхоза в Больших Отарах, куда переехала жить со вторым мужем, но для большинства воскресенцев так и осталась в первую очередь женщиной-трактористкой. Той, которую сняли на фото приехавшие журналисты из области. Той, от которой так и веет силой, задором и хорошим таким упрямством, что и помогло ей стать такой вот Ритой. Спрашиваю ее напоследок: «Ну а что, Маргарита Васильевна, хорошее это время было в вашей жизни?» А она говорит: «Замечательное! Если бы можно снова жизнь прожить, ничего бы менять не стала… Только одно: на тракторе можно было бы и подольше поработать».

Наталья УТКИНА
Фото автора и из архива М. Худяковой

Побольше бы на тракторе поездить...

Побольше бы на тракторе поездить...

 

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Люди
29-10-2018, 20:39


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук