Воскресенская жизнь » Имена » Дом окнами...

Имена

Дом окнами...

   Этот двухэтажный дом сразу бросается в глаза своей непохожестью, совершенно не деревенским видом. Две высокие трубы, большие лоджии на обоих этажах. Дом действительно интересный, но за его стенами скрывается не менее интересная и жизненная история.

Полярные Зори

   Живут в нем Галина Петровна и Геннадий Викторович Мальковы, в общем дачники, хотя хозяйка местная, из Староустья, точнее сказать, из Елизаветина.
Галина Петровна окончила здесь школу, поступила в сельхозинститут на экономиста. Поработала на родине. А после судьба привела ее в город Полярные Зори Мурманской области. Кстати, Полярные Зори находятся рядом с Кольской атомной станцией, и туда отправились многие жители Заветлужья. Жизнь потекла своим чередом: семья, две дочери.
   – Если бы мне сказали: ты вернешься и будешь жить в Староустье, ни за что бы не поверила. Нет, конечно, в отпуск приезжала на родину, все-таки здесь жили родители, Петр Павлович и Тамара Степановна, нужно было осматривать, помогать. Но мысли вернуться и жить здесь не появлялось.
   – Когда-то было благополучное село, жизнь кипела, а после, когда приезжала с Севера, я видела, как постепенно жизнь уходит, все разваливается. Больно было смотреть на это. Поэтому, наверное, не хотела и возвращаться сюда.
   Наступила пенсия, и семья с Севером решила расстаться. Не хотелось, привыкли, но дочери обосновались в подмосковной Дубне. Переехали в Подмосковье, купили квартиру, а после начали искать место для дачи.
   – Основные приоритеты при поиске были, во-первых, газ, – объяснял Геннадий Викторович, – второе, водоем, не важно – река, озеро, чтоб купаться, рыбу ловить, и еще церковь.
Посмотрели Московскую область, но там в деревнях тоже нет газа. Насчет газа смирились. Объехали ближайшие области.
   – На Волге смотрели, но там к Волге не подойдешь: везде заборы. Кажется, красиво, а потрогать нельзя, нет настоящего. Как ни смотрели, все сводилось к тому, что в Староустье лучше. И еще здесь есть какое-то сходство с северной природой, те же сосны.
   На выбор места повлияло и то, что здесь родители, а в 2008 году в Староустье вместе с мужем вернулась сестра.
   А потом как-то Галина Петровна увидела в Староустье цветущее поле…
   – Все поле было желтым, весной оно сиреневое, словно озеро, а тогда было все желтое. И подумала я: жила здесь и не видела, что оно такое красивое. Мы стояли и смотрели на это поле…
   И окончательно решили строиться.

Дом

   Главным проектировщиком и архитектором дома выступил Геннадий Викторович.
   – Сразу скажу, я считаю, у нас нормальный деревенский дом. Все вокруг они не нормальные деревенские дома. Считаю, что деревня достойна, чтобы там человек жил с условиями не хуже, чем в городе. Мы создали себе условия, и теперь деревня нам нравится.
   Разговор шел на первом этаже в уютной гостиной у горящего камина.
   – Любую нашу деревню можно благоустроить, создать необходимые условия для жизни. А как планировали? Четверо детей, у каждого должна быть комната и туалеты минимум на каждом этаже. А стиль – у каждого свои вкусы.
   Геннадий – человек мастеровой и одновременно эстет, своими руками делал квартиру в Дубне. В этом доме он воплотил свои мечты, поэтому он и получился таким привлекательным.
   – Как дом выглядит, это его представление. Конечно, создавалось не сразу, но в итоге получается все красиво.
   Вокруг дома сохранена березовая аллея, сосенки, что напоминают о Севере.
   – Грибы собираем.
   Еще здесь оказалась хорошая экология.
   – Дети приезжают сюда и перестают болеть.
   В общем, летом в доме собирается большая семья – дочери, их мужья, внуки.

Семья

   Рядом дом сестры, Людмилы Петровны Пшеницыной. Она вернулась вместе с мужем на родину раньше.
   – Муж больше хотел, я привыкла к Северу.
   В доме как раз гостил сын Алексей с женой Зариной и сыновьями Александром, Любомиром и Петром, самого младшего назвали в честь прадеда.
   92-летний Петр Павлович Покаляев и является главным в этой большой семье, он центр притяжения детей, внуков, а теперь и правнуков. По осени приболел, и даже в больницу пришлось везти, все-таки годы берут свое. Но все же удалось с ним встретиться.
   – Долгая жизнь, и не скажу, что плохая. Все было: и весело, и грустно. Гармошка была в руках.
   – Он необыкновенный жизнелюб, – добавила дочь Галина.
   Ну, это было видно и так.
   – Я бы и сейчас на ней сыграл, – продолжал Петр Павлович, – гармошка-то жива.
   Побеседовали, вспомнили прошлое: в 1957 году семья из Староустья переехала в Елизаветино.
   – Бригадиром работал, народ хороший, там у меня и ферма, склады и все было. Весело жили.
   Фразу: «Весело жили» Петр Павлович повторил несколько раз. То поколение хоть и не богато жило, но все-таки веселей нынешнего.
   В семидесятых семья вернулась в Староустье. Галина Петровна с такой теплотой вспомнила дом в деревне Елизаветино:
   – Большой дом, второй этаж светлый и запах дерева.
   Петр Павлович прирожденный рыболов, ну это и понятно, река рядом. Хорошо знает местные леса, в 90 лет еще водил внуков и правнуков по грибы.
   – Чем хороши наши места: кругом лес, озера, речка рядом. Все интересно.

О будущем

   Между домами сестер недавно появился фундамент нового дома, дочь Людмилы Петровны Наталья решила строиться. Может, экология, а может, память предков. И вновь мы возвращаемся к разговору у камина, разговору о будущем села.
   – Ну, я вижу и сравниваю, что было здесь даже десять лет назад. Постепенно все-таки строить начали, там дом появился, еще один, обшивают. Даже по внешнему виду заметно: крыши новые, окна пластиковые. Пусть часть домов отделывают дачники. Пока дачники, уйдут на пенсию, будут постоянно жить.

   Геннадий Викторович больший оптимист:
   – А надежды, даже не надежды, мечты, что кто-то из внуков... Ванька, ему четыре года, он каждое лето будет здесь бегать, его сюда тянет. Почему из деревни убежали? Не хотели жить, не было условий…
   Галина Петровна более прагматична:
   – Не отношу себя к оптимистам. Когда-то дети бегали, стояли красивые дома. И вдруг люди умерли, дом развалился, и некому за ним смотреть, все уехали. Как раньше было: уходили родители, дети продолжали дело.
   У нас старший зять предприниматель, и поначалу у него были такие мысли: здесь земля такая, экологически чистый район, можно все. Но когда посмотрел, на что натыкается сельское хозяйство, на реалии… Желание есть, может, что-то изменится к лучшему. И прав Геннадий, может, не это поколение, а внуки что-то сделают. Жалко, здесь такая красота!
   Огонь в камине продолжал гореть, отбрасывая свет по комнате. За окном была поздняя осень. Вспомнились слова Петра Павловича: «Помню, как сбивали кресты с церкви, зачем порушили, стояла бы…» Может, и правда пора уже остановиться в стремлении к разрушению и следующему поколению оставить не руины, а вот такие дома окнами в поле…

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Дом окнами...

 

Дом окнами...

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: