Воскресенская жизнь » Имена » Галина Сорочинская: "Желание людей быть грамотными пропадает"

Имена

Галина Сорочинская: "Желание людей быть грамотными пропадает"

   Двадцать первого февраля отмечался Международный день родного языка. И мы решили поговорить о родном языке с человеком, который его преподает и изнутри видит, какие метаморфозы с ним происходят, – с учителем русского языка и литературы Галиной Анатольевной Сорочинской.
   – Галина Анатольевна, как меняется грамотность, речь детей? Есть ли эти изменения и в чем они проявляются?
   – Что такое грамотность – это владение навыками письма и чтения. Именно родного языка. О падении грамотности сейчас, конечно, говорят все, но началось оно в девяностые, со средств массовой информации, когда вдруг стало можно говорить, как хочешь, что хочешь.
   Потом появился интернет, и наши дети, опираясь на неграмотную речь, которую видят в интернете, составляют свои неграмотные тексты, и это все распространяется.
   Тотальное падение грамотности во многом связано и с ситуацией в образовании, да и вообще с характером нашей речи в условиях информационной жизни. Связано это вовсе не со знанием правил и не с владением правилами, а с тем, как люди воспринимают ситуацию грамотности. А желание людей быть грамотными сейчас пропадает, потому что для этого все-таки нужно прикладывать определенные усилия.
   Совершенно ушел из жизни эпистолярный жанр. Раньше ведь хотелось написать письмо красиво, выразиться правильно, это все-таки была личная карточка человека.
   – Можно ли вернуть желание быть грамотным, сделать грамотность «модной»?
   – Многое зависит от личности ребенка. Если он мотивирован быть грамотным, он им будет. Будет опираться на классические тексты, это действительно образец.
   Но даже начитанный человек может быть неграмотным в силу своих индивидуальных качеств, просто потому что не каждому это дано. А у кого-то, наоборот, грамотность «врожденная». Ему легко дается написать красиво, написать правильно.
   Но основная масса детей вынуждена прилагать очень много усилий, чтобы заставить себя выучить правило, прочитать книгу, причем не бульварную, а именно классическую литературу. Литература отнимает много времени. Один из факторов неграмотности – это падение чтения.
   – Замечаете ли вы, что в речи детей стало больше заимствований, ненормативной лексики, сленга, которые страшат поборников чистоты языка?
   – Да, конечно, мы от заимствований сейчас никуда не денемся, потому что наука и техника идут семимильными шагами, а в связи с этим появляются и новые слова.
   Но, чтобы сталкиваться с перебором заимствований, их нужно знать, а наши дети не совсем способны запоминать большое количество этих новых слов. Самые распространенные слова – это что-то типа «окей», «гудбай». Ну а так, чтобы было засилье заимствований, – такого нет.
   Когда в пятом-шестом классе мы начинаем изучать раздел лексики, доходим с ребятами до молодежного сленга и обязательно затрагиваем тему нецензурной лексики, нецензурной брани. Я им всегда говорю: если вы начинаете материться, значит вам не хватает вашего словарного запаса. Ведь что такое мат – это невыраженные словами эмоции, действия. Мат, он идет и с улицы, и из семьи, и, конечно, детям тяжело внушить, что мат – это плохо, что любому предмету, явлению действительности есть название в русском языке. Они, конечно, задумываются, но ненадолго.
   – Короткое текстовое общение, до которого ужался эпистолярный жанр, – как оно влияет на грамотность?
   – Читая детские СМС, вижу, что им короче написать, например, слово «щас» через «щ». Если слово «сейчас» из шести букв, то слово «щас» из трех. Это очень сильно влияет на речь. Возьмите географию, возьмите математику – ошибка на ошибке. Учителя говорят: господи, как же по русскому они имеют положительную оценку?
   Фактически в последнее время дети пытаются грамотно писать только на уроках русского. А уходя с уроков словесности, забывают и живут в условиях двух разных стилей языка – грамотного и безграмотного. И такое ощущение, что учитель русского языка вызывает отрицательную реакцию, потому что здесь от них все-таки требуют речь и здесь они постоянно в напряжении. Как правильно написать, правильно поставить ударение, объяснить орфограмму? Сейчас проблема с грамотностью тотальная.
   Это видно по результатам экзаменов?
   – Я считаю, что экзамен – это не показатель. На ЕГЭ и ОГЭ мы сейчас детей просто-напросто натаскиваем. Сочинение, которое мы писали до начала девяностых, действительно отражало работу мысли выпускника, да и грамотность оно отражало. Сейчас сочинение на ЕГЭ – это план-схема, которую мы даем ребятам, показываем, как его писать. ЕГЭ – это не результат их грамотности, а тотальные диктанты – результат. Где-то прочитала, что падает грамотность и по тотальным диктантам тоже.
   – Насколько сильно влияет то, что иногда названия передач или вывески нарочито пишут с ошибками: передача «Порараз бирацца», клуб «Жар-ра»?
   – Конечно, влияние имеет. Никто не отменял зрительную память. Вы представляете, если вы несколько раз увидите неправильно написанное слово на огромной вывеске, да еще и ярким цветом, фиксация однозначно будет. Возьмите средства массовой информации – как много неправильной речи у наших дикторов. Это очень печально.
   – Как же повысить культуру речи и грамотность?
   – Сейчас я все чаще и чаще стала детям вслух читать на уроках литературы, чтобы они могли не просто слушать, а слышать. Это очень важно, особенно когда мы производим анализ этого текста, когда мы проходим путь за героями, анализируя их поступки. Неплохо было бы показать постановку произведения или отрывок из фильма. Конечно, это вызывает эмоции у детей, а если ребенок эмоцию эту прочувствовал, он может начинать говорить. Очень дорогого стоит, когда ребенок начинает высказывать свои мысли.
   Раньше мы читали больше классических книг, а сейчас все время у детей занимают гаджеты. Даже читают дети в основном с телефона. Но... открываю «Войну и мир» на телефоне, а текст написан с ошибками. Это плачевно
   В этом году для малышей мы создали в школе уголок читателя. Сейчас очень редко семья собирает свою собственную библиотеку, и мы проводим или Книжкину неделю, или неделю «Обменяйся книгой с другом». Проходит конкурс чтецов, приуроченный ко Всероссийскому конкурсу «Живая классика». Как раз девочка моя, Ирина Серова, заняла в школе первое место, она пойдет на следующий уровень.
   На классных часах проводим миниатюрные гостиные. К сожалению, мы с ними урезаны в часах.
   Ну и, конечно, на уроках литературы не просто рассказываешь о писателях, а стараешься заставить детей жить жизнью героев. Вы знаете, я иногда трачу два-три урока, чтобы дети в пятом классе целиком посмотрели сказку. Они растут на других образах, на всяких лунтиках, смешариках. Они перестали смотреть русские народные сказки вообще. Но с каким удовольствием они это делают. Вот, например, сказка о Царевне-лягушке. Они воспринимают ее совсем по-другому. Для них Чудо-юдо трехголовое – это «о-о, какой зверь!» И они все хотят быть Иванами – крестьянскими сыновьями, чтобы победить зло.
   – Галина Анатольевна, что бы вы изменили в программе преподавания языка для улучшения ситуации?
   – Требования к учителю увеличились, очень много стало бумажной работы. Когда начинала работать и вводили компьютеры, говорили, что бумажной волокиты не будет, ну а теперь смотрите сами, что происходит в школе, да где угодно: бумагами мы, конечно, завалены. Отчеты, отчеты, отчеты.
   Вы знаете, классы бы уменьшила. Человек пятнадцать класс – это самая оптимальная работа. Но это несбыточная мечта. В начальной школе меньше двадцати пяти человек нет.
   Очень хорошо, что в старших классах ввели профильное образование.
   Если говорить об экзаменах, я бы по своему предмету ввела сочинение-рассуждение, оно показывает уровень развития речи ребенка, уровень его грамотности. Ребенок перестал уметь рассуждать. Этому нужно снова учить детей. И мы, конечно, учим, однако заканчивается школа ЕГЭ.
   К сожалению, плачевно, что к литературе сейчас такое отношение как к предмету. Если раньше в ЕГЭ требовалось как доказательство аргументации привести один-два литературных примера, то сейчас и это убрали. Фактически дети читают литературу, чтобы написать сочинение в декабре, и там уже обрывается нитка чтения произведений.
   Очень бы хотелось добавить хотя бы час-два русского языка в старших классах. Один час в неделю – это катастрофически мало. Углубленное изучение только в профильных классах. А сейчас русский профильный выбирают очень редко.

Ирина ТУМАНОВА
Фото автора

ДОСЬЕ

   В 1995 году окончила Нижегородский педагогический университет и пришла работать учителем русского языка и литературы в Задворковскую школу. В 2004 году стала учителем года. 15 лет была руководителем районного методобъеди-нения учителей русского языка и литературы. Учитель высшей категории. Эксперт областной комиссии по проверке ЕГЭ.

 

70–73 средний балл на ЕГЭ по русскому языку в Нижегородской области.
В России в 2019 году средний балл – 69,5
В Воскресен-ском районе такие цифры: 2016 год – 68, 2017 год – 65, 2018 год – 69, 2019 год – 65.
По данным управления образования

Галина Сорочинская: "Желание людей быть грамотными пропадает"

 

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: