Воскресенская жизнь » Имена » Мечты, так и оставшиеся мечтами

Имена

Мечты, так и оставшиеся мечтами

   В Советском Союзе производилось много видов различной техники. В том числе и для села. Но многим деревенским жителям все равно очень хотелось, чтобы у них в гараже или под навесом стояли такие агрегаты, которые бы были компактны, экономичны и просты в обслуживании.
   Одной из таких единиц был полноприводный автомобиль ЛуАЗ. Первую его модификацию в народе прозвали «Фантомас». Уж больно он был непригляден, по народному мнению, особенно его передняя часть. Тем не менее обладатели этого чудо-агрегата были настолько довольны, что не обращали никакого внимания на мнение окружающих.
   «Цены бы ему не было, если бы этот автомобиль довести до ума», – говорили хозяева «Фантомасов». Изначально этот автомобиль задумывался как военный. К слову сказать, впоследствии форму автомобиля изменили, придав ему более достойный и современный вид.  Также внедрили некоторые новшества. До сих пор эти луазики-фантомасики бороздят проселочные грунтовые дороги в разные времена года по всей огромной России.
   Да, эти машины присутствовали в розничной продаже. Но купить их было не так-то просто. То ли из-за ограниченного количества выпуска, то ли из-за системы распределения, но данная техника была страшным дефицитом. Почему? Честно, мне, например, до сих пор непонятно. Ведь от этого экономика только бы выиграла. Да и сами селяне, у многих из которых в деревнях попросту не было дорог с твердым покрытием (они так и не появились, да и тех деревень уже нет на карте), с удовольствием и с пользой эксплуатировали бы данный вид транспорта. Находились даже умельцы, которые ставили на эту машину двигатель от «жигулей», который, как известно, сконструирован с водяным охлаждением. Более того, переоборудованный ЛуАЗ использовали даже в советской армии как автомобиль-амфибию, который мог преодолевать водные преграды.
   Нужно признать, что автомобиль ЛуАЗ‑969М в 70–80-е годы прошлого столетия стоил 5 100 рублей (примерно 628 тысяч современных рублей). Для многих колхозников это была большая сумма. Но ведь тогда не было инфляции. Люди копили, откладывали сбережения. Да и во многих колхозах и совхозах уровень оплаты труда был достаточно высоким. Эти невостребованные деньги, заработанные честно, порой тяжелым деревенским трудом, так и не поддержали отечественную экономику и «сгорели» в пламени «гайдаровских» и «павловских» реформ.

Если с таким автомобилем как ЛуАЗ ситуация еще была мало-мальски понятна в плане продаж, то вот с малогабаритными тракторами она, по-моему, была совсем тупиковой

   Так называемых мини-тракторов вообще не выпускалось! Поскольку в СССР фермерские хозяйства попросту отсутствовали, то и небольшие трактора, дескать, были не нужны. Правда, в 1989 году на Харьковском тракторном заводе был запущен в серийное производство небольшой тракторок модели ХТЗ Т‑08. Но, повторюсь, это был уже 1989 год. Похожую технику выпустили также в конце 80-х ограниченной партией и на Таллинском заводе «Таллэкс», где производили экскаваторы. Хотя модель была разработана еще в 1986 году. Но, к сожалению, после распада СССР в 1991 году и в дальнейшем, после приватизации завода, выпуск этих надежных мини-тракторов под маркой МА‑6210 был свернут. А жаль. На трактор закупались чехословацкие двигатели мощностью 22 лошадиные силы, да и конструкция самого мотоагрегата, как его обозвали инженеры, получилась очень удачной.
   Как же все-таки обидно. Неужели тогдашнее партийное руководство огромной страны действительно полагало, что крестьяне якобы разбогатеют от использования такой малогабаритной техники и превратятся в кулаков? Если так, то это просто смешно и глупо. Но как бы там ни было, такая линия партии ничего хорошего не сулила для личных подсобных хозяйств. Видимо, проще было нанять колхозного тракториста за две бутылки водки, от которой казенная техника часто оказывалась или в кювете, или, того хуже, в каком-нибудь болоте. Была еще одна гордость отечественного тракторостроения в свое время. Пусть этот небольшой трактор уступал по качеству зарубежным аналогам, но зато он был свой, отечественный. И назывался этот колесный трудяга Т‑25 «Владимирец». Но и здесь необходимо отметить одну важную деталь. Последние выпуски тракторов разительно отличались в лучшую сторону от своих младших собратьев. Эти трактора в Советском Союзе в розницу не продавались! Но их списывали в утиль еще вполне пригодными для работы (чем и пользовались находчивые механики и завгары) и уже после этого, отремонтировав Т‑25 при помощи новеньких запчастей, использовали в личных целях. Все это правда.
   Были не так давно попытки выпуска легендарного Т‑25 и в Харькове, откуда, собственно, и пошла изначально эта модель. Но в 2010 году на заводе случился кризис, и производство остановили. В настоящее время там налажен выпуск красавцев тракторов ХТЗ‑241К.20 с минским двигателем. Но есть слабая надежда, что совместно с Брянским тракторным заводом или в Брянске, или в Харькове, может быть, все же наладят выпуск таких нужных и современных тракторов. Потому как они в полной мере отвечают многим передовым требованиям.
   В заключение хочется сказать, что, например, и Владимирский тракторный, и Курганский машиностроительный завод, где освоили выпуск мини-тракторов КМЗ‑012, без преувеличения, загубил некий частный концерн «Тракторные заводы». Да и сам концерн обанкротился в 2016 году. Многие люди, неравнодушные к промышленному развитию своей страны, к ее могуществу в плане экономики, называют этих горе-дельцов не иначе как врагами народа. Может быть, довольно резко. Кто-то скажет: а где веские основания для таких обвинений? Если верить цифрам, то в лучшие годы на Владимирском тракторном заводе работало, вместе с филиалами, почти 18 тысяч сотрудников.

   Посмотрят ли в глаза им те, кто, может быть, одним росчерком пера решил вот таким образом судьбу, можно сказать, градообразующего предприятия? Может быть, и посмотрят. Ведь таким наглым людям Родина там, где больше платят. В остальном – хоть трава не расти – как говорят. Вот вам и основания!

Александр УМНОВ
Фото автора и из интернета

Мечты, так и оставшиеся мечтами

Мечты, так и оставшиеся мечтами

Мечты, так и оставшиеся мечтами

Мечты, так и оставшиеся мечтами

Мечты, так и оставшиеся мечтами

Мечты, так и оставшиеся мечтами

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: