Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по

тел. 8 950 604-05-94.
С 25 по 29 мая дежурный по району начальник управления финансов районной администрации Наталья Вячеславовна Мясникова. Звонки принимает корреспондент Ирина Туманова.

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

НАШ АРХИВ

Май 2020 (172)
Апрель 2020 (276)
Март 2020 (155)
Февраль 2020 (82)
Январь 2020 (71)
Декабрь 2019 (72)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

Самый народный мотоцикл, или Такого "коня" мечтал иметь каждый!

Кто не мечтал в советские годы заиметь такого «железного коня» – надежного друга и даже помощника. Речь в этой статье пойдет не об автомобилях и тракторах, а о двухколесных транспортных средствах, которые так нужны были простому гражданину, жившему в огромном СССР. И особенно ценилась эта техника в сельской местности.

Сегодня я хочу рассказать вам историю создания самого народного мотоцикла Советского Союза,  также поведать интересные моменты, связанные с этой мототехникой, некоторые факты и печальный закат производства.

Создателем отечественной марки мотоцикла «ИЖ» можно с полной уверенностью назвать инженера дворянских кровей Петра Можарова. В 1929 году в городе Ижевске Удмуртской АССР началось производство первых «ижей». Мотоциклетный завод построили в 1933 году. Вплоть до начала Великой Отечественной войны благодаря Петру Владимировичу было создано и выпущено 11 моделей таких мотоциклов. Последнюю модель, под номером 12, ижевские производственники не успели выпустить, поскольку выпуск был запланирован на 1941 год. Всего до начала 1941 года было выпущено 4 500 довоенных мотоциклов ИЖ. В годы войны в цехах, где производили мотоциклы, оружейники собирали станковые пулеметы «Максим».

Необходимо отметить, что конструктор Можаров еще много бы сделал для отечественного мотоциклостроения, но в 1934 году, будучи в своем долгожданном отпуске, умер при невыясненных обстоятельствах. Вероятно, в его гибели следует винить то время. Ведь и происхождение Петра Владимировича, и его успех, возможно, кому-то не давали покоя. Как бы там ни было, страна потеряла опытного, талантливого человека с прекрасным образованием, которое он получил в Лейпцигском университете в Германии. Оттуда он привез свои первые идеи и некоторые опытные чертежи. И все же старания и труды Петра Можарова не прошли даром и дали успешное продолжение уже после победы.

В послевоенное время из Германии по условиям репарации был практически вывезен целый завод, который выпускал мотоциклы под маркой «BKW‑350». В цехах Ижевского машиностроительного завода на основе немецкой модели и был начат массовый выпуск мотоцикла «ИЖ‑49»  в 1951 году. Мотоцикл имел чугунный цилиндр, и ему не грозил перегрев.

Об одном из таких «первенцев» немного рассказал его обладатель, местный житель села Докукина Дмитрий Козлов.

– Этот легендарный мотоцикл я приобрел у одного дедушки. В моем пользовании он уже лет пятнадцать. Сейчас вот пока требует ремонта по электропроводке. А так, исправно служил в течение всего этого времени. Ну, конечно, приходилось следить, производить мелкие ремонты, ведь ему уже шестьдесят три года, он 1957 года выпуска. Как говорится, старичок уже.

Нельзя не отметить тот факт, что в Советском Союзе пропагандировали развитие спорта и успешно претворяли эту задачу в жизнь. В том числе и мотоспорт – он сразу полюбился советским гражданам. В этой связи, еще раньше серийного выпуска «ИЖ‑49», в 1950 году на том же Ижевском мотоциклетном заводе начали выпуск спортивных мотоциклов под маркой «ИЖ‑50» и его модификаций. На этих «спортивных конях» наши гонщики показывали отличные результаты не только на всероссийских соревнованиях, но и на международных.

В 1956 году с конвейера Ижевского завода сошел «ИЖ-56». Он имел уже мощность двигателя 13 л.  с. Всего их было выпущено 680 тысяч штук, из них 130 тысяч с боковым прицепом или коляской, как называли это конструкторское новшество в народе. В 1957 году, усовершенствовав предыдущую модель, стали выпускать «ИЖ‑58».

А в 1961‑м и в 1962 годах в Ижевске освоили выпуск ставших поистине самыми любимыми мотоциклами нескольких поколений «ИЖ Юпитер» и «ИЖ Планета». С 1966-го по 1970 год на заводе выпускали «ИЖ Юпитер-2» и «ИЖ Планета-2». С 1971-го до 1981 года ижевцы собирали для родины мотоциклы «ИЖ Юпитер‑3» и «3К», «ИЖ Планета‑3» и их модификации.

Таких красавцев-трудяг выпускали в год по 250 тысяч штук. Именно эти мотоциклы оказались самыми надежными и удачными в семействе ИЖ. Поэтому этой технике не зря присвоили советский знак качества

В 1975 году вновь вернулись к спортивным моделям и запустили в производство «ИЖ Планета-спорт». Этот мотоцикл имел ряд импортных деталей, в том числе японский карбюратор. Его также положительно оценили спортсмены и обычные граждане, поскольку он продавался и в розницу. Но с отменой закупки комплектующих деталей качество «ИЖ Планета-спорт» резко упало, и впоследствии от этой модели полностью отказались. А могли бы, наверное, и свои комплектующие детали качественные изготовить, но не захотели.

Планы партии и возможности заводчан не всегда совпадали, но наверху требовали совершенствовать модели мотоциклов, поскольку они якобы устарели.

На смену надежным «тройкам» в начале восьмидесятых годов пришли «ИЖ Юпитер-4» и «ИЖ-Планета‑4»

Эта чудо-техника уже имела электронное зажигание и 12-ти вольтовое электрооборудование, что было не совсем на пользу. Особенно проблемы с поломками возникали у двухцилиндровых Юпитеров.

С 1985 года в Ижевске уже выпускали «пятые» «Юпитеры». А в 1987 году все же получился более-менее удачный, мотоцикл «ИЖ Планета‑5», который даже отправляли на экспорт. Эти мотоциклы выпускались ограниченными партиями до закрытия завода.

С началом лихих девяностых на мотоциклетном заводе начались проблемы. Но заводчане пытались выжить, и у них это получилось. Выпускали грузовые боковые прицепы на смежном предприятии в Вятских полянах, грузовые «Юпитеры» – трициклы с тремя колесами, и даже мотопомпы. С 1996 года и до 2000-го производили «ИЖ‑6 Юнкер». Были в свое время попытки наладить более современные мотоциклы «Орион» и «Марафон», а также «ИЖ‑500» и «ИЖ- 550». Были и еще опытные образцы, и немало, но все они, увы, так и не увидели российских дорог. Пытались делать ИЖ с водяным охлаждением и даже с дизельным двигателем, но, как бы ни старались все работники завода, в 2008 году предприятие законсервировали, остановив полностью производство, а часть оборудования перед закрытием распродали. Всего было выпущено 10 777 тысяч мотоциклов разных моделей. Так печально закончилась история знаменитых мотоциклов, многие из которых до сих пор служат верой и правдой своим хозяевам. И пусть они все же частенько ломались, пусть «кушали» много бензина, все равно люди и сейчас с ностальгией вспоминают этих своих мощных двухколесных помощников. Спросите про это у многих жителей сельской местности, и они согласятся со мной, я уверен.

Александр Умнов

На фото автора Дмитрий Козлов

Самый народный мотоцикл, или Такого "коня" мечтал иметь каждый!

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Люди
22-05-2020, 09:07


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук