Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по

тел. 8 950 604-05-94.
С 19 по 23 октября дежурный по району депутат Земского собрания Алексей Николаевич Бочков. Звонки принимает корреспондент Ирина Туманова.

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

НАШ АРХИВ

Октябрь 2020 (135)
Сентябрь 2020 (185)
Август 2020 (174)
Июль 2020 (257)
Июнь 2020 (320)
Май 2020 (199)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

Как "барило" стал экспонатом

Он выбрал себе в качестве хобби тяжелую работу и она приносит ему удовольствие. Он продолжает дело своих предков и возрождает давно забытый промысел. Он готов делиться своими знаниями со всеми, кому это интересно, нужно и важно.

Сергей Николаевич Рохмистров, учитель из села Воздвиженское осуществил мечту, родившуюся еще десять лет тому назад. В пристрое своего дома он открыл музей-мастерскую «Заветлужская кадка». Рассказывает:

– Бондарным ремеслом занимаюсь лет двадцать. Учился я у Николая Васильевича Симачкова, нашего знаменитого кадочника. Когда научился, появились заказы. А делали-то чего? В основном, ушаты да кадки. Они пользовались спросом. Ну, и стали люди вопрос задавать: «А что еще сделать-то можно?» А мне и ответить нечего. И показать нечего. Я заинтересовался. Сначала в краеведческий музей ходил, кое-чего там подсмотрел. Потом интернет появился, еще проще стало. И родилась идея, лет десять назад: создать такой музей и мастерскую, чтобы там можно было посмотреть все изделия, которые и в нашей местности, и, может быть, в России производились, сам процесс их изготовления, все инструменты и технологию. Все уперлось в помещение.Так появился этот долгострой. Семь лет это помещение я делал… Сделал наконец в прошлом году. И начал его заполнять. Стал делать то, что умел, и что не умел. Новое осваивать всегда интересно! Приходится решать разные проблемы. Думаешь: «Как это сделать? А как это?» Штук двадцать образцов у меня есть уже, еще десять – пятнадцать можно сделать различных изделий, которыми пользовались наши предки. Теперь буду развиваться. Куда двигаться – я знаю.

Если вы думаете, что музей Сергея Рохмистрова – это про огромные деревянные посудины, в которых наши прапрапрабабушки солили грузди и капусту, то… сильно ошибетесь. Многие его бондарные изделия найдут свое применение в любом современном доме и даже украсят его. Чего стоят дубовые бочата с кранами, называемые «барило»! А стоят они, скажем сразу, недешево. В интернет-магазинах, где продается оборудование для баров и ресторанов, цена таких вещей определяется десятками тысяч. Однако, наш мастер делает их не ради прибыли. «Особо на этом не заработаешь!» – делится он, ведь знает по себе, какого труда стоит изготовление одного такого боченка. «Дуб – очень твердый материал, заготовишь клепки, приладишь их, соберешь изделие, а потом три месяца не знаешь, куда руки девать», – рассказывает мастер.

Почему же тогда наши прапрапра…именно в дубовых кадушках тесто ставили?

Да потому, что вкуснее оно в них получалось, и поднималось быстрее. А ту самую капусту квасили только в осиновых кадушках! Аромат осина дает капусте неповторимый. А если нет в хозяйстве такой кадки, так хоть полено осиновое в бочку с капустой сунь! Еще тысячу и один маленький секрет изготовления старинной посуды знает он. И с удовольствием делится:

– При изготовлении кадки годичные кольца должны быть поперек клепок, иначе изделие промокнет и расслоится, как бумага.

– Лучше двигать не рубанок, а клепку, если работаешь на ладиле. Ладило – оно тяжелое.

– Небольшие щели между клепками можно проложить бочарной травой (рогоз и тростник). Когда она намокает, кадка становится полностью герметичной!

Или вот еще, о том, как сделать обруч:

– Идем в лес, залезаем на елку, примерно до середины, а потом спускаемся вниз и по ходу срезаем ветки на заготовки обручей. Привезли их домой, затопили печь… Раньше в русской печи парили обручи, а я специальную печь для этого сделал. Распарили прутья, согнули и в опалубку их установили, чтобы они остыли. После этого можно шкурить, подгонять, делать замок и надевать на кадку. Обручи надели – еще раз выделываем, подчистую, изнутри и снаружи. Обручи сырые, когда их только надели, потом они подсыхают и еще плотнее кадку охватывают. Никаких щелок не будет. Мой учитель, Николай Васильевич, говорил мне в свое время: «Такая кадка будет служить сорок лет! С деревянными обручами. Металлические сгниют, а деревянные будут держать».

Однако, не только кадки и посуда представлены в его музее.

Свое почетное место здесь занимают деревянные лопаты. И не зря. Сергей Николаевич – из рода потомственных лопатников. Еще его прадед из д. Чихтино умел делать их. Лопата для расчистки снега, для провеивания зерна, для печения хлебов – каждая из них по-разному выглядит и начинается прямо в лесу, там, где было срублено дерево. Все этапы их изготовления, от громоздкой заготовки в коре, до юркой, ладной помощницы по хозяйству выставлены в музее-веранде Рохмистровых.

Наверное, у каждого, кто сюда приедет, будут свои впечатления. Скажу за себя: общаешься с Сергеем Николаевичем, узнаешь то, что для деревенских жителей некогда было очевидными вещами, а для тебя уже – секреты, и начинаешь особо остро чувствовать свою сопричастность с русской деревней, со своим родом, с женщинами-прародительницами, мужчинами-прародителями. И становятся почти видимыми маленькие белые волосинки – это отрастают из души новые корешки и уходят в землю. И ты встаешь прямее, тверже и думаешь: « Вот бы лопату в руки – да к печи!»

Наталья УТКИНА

Фото автора

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Люди
16-10-2020, 10:21


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук