Воскресенская жизнь » Имена » Как "барило" стал экспонатом

Имена

Как "барило" стал экспонатом

Он выбрал себе в качестве хобби тяжелую работу и она приносит ему удовольствие. Он продолжает дело своих предков и возрождает давно забытый промысел. Он готов делиться своими знаниями со всеми, кому это интересно, нужно и важно.

Сергей Николаевич Рохмистров, учитель из села Воздвиженское осуществил мечту, родившуюся еще десять лет тому назад. В пристрое своего дома он открыл музей-мастерскую «Заветлужская кадка». Рассказывает:

– Бондарным ремеслом занимаюсь лет двадцать. Учился я у Николая Васильевича Симачкова, нашего знаменитого кадочника. Когда научился, появились заказы. А делали-то чего? В основном, ушаты да кадки. Они пользовались спросом. Ну, и стали люди вопрос задавать: «А что еще сделать-то можно?» А мне и ответить нечего. И показать нечего. Я заинтересовался. Сначала в краеведческий музей ходил, кое-чего там подсмотрел. Потом интернет появился, еще проще стало. И родилась идея, лет десять назад: создать такой музей и мастерскую, чтобы там можно было посмотреть все изделия, которые и в нашей местности, и, может быть, в России производились, сам процесс их изготовления, все инструменты и технологию. Все уперлось в помещение.Так появился этот долгострой. Семь лет это помещение я делал… Сделал наконец в прошлом году. И начал его заполнять. Стал делать то, что умел, и что не умел. Новое осваивать всегда интересно! Приходится решать разные проблемы. Думаешь: «Как это сделать? А как это?» Штук двадцать образцов у меня есть уже, еще десять – пятнадцать можно сделать различных изделий, которыми пользовались наши предки. Теперь буду развиваться. Куда двигаться – я знаю.

Если вы думаете, что музей Сергея Рохмистрова – это про огромные деревянные посудины, в которых наши прапрапрабабушки солили грузди и капусту, то… сильно ошибетесь. Многие его бондарные изделия найдут свое применение в любом современном доме и даже украсят его. Чего стоят дубовые бочата с кранами, называемые «барило»! А стоят они, скажем сразу, недешево. В интернет-магазинах, где продается оборудование для баров и ресторанов, цена таких вещей определяется десятками тысяч. Однако, наш мастер делает их не ради прибыли. «Особо на этом не заработаешь!» – делится он, ведь знает по себе, какого труда стоит изготовление одного такого боченка. «Дуб – очень твердый материал, заготовишь клепки, приладишь их, соберешь изделие, а потом три месяца не знаешь, куда руки девать», – рассказывает мастер.

Почему же тогда наши прапрапра…именно в дубовых кадушках тесто ставили?

Да потому, что вкуснее оно в них получалось, и поднималось быстрее. А ту самую капусту квасили только в осиновых кадушках! Аромат осина дает капусте неповторимый. А если нет в хозяйстве такой кадки, так хоть полено осиновое в бочку с капустой сунь! Еще тысячу и один маленький секрет изготовления старинной посуды знает он. И с удовольствием делится:

– При изготовлении кадки годичные кольца должны быть поперек клепок, иначе изделие промокнет и расслоится, как бумага.

– Лучше двигать не рубанок, а клепку, если работаешь на ладиле. Ладило – оно тяжелое.

– Небольшие щели между клепками можно проложить бочарной травой (рогоз и тростник). Когда она намокает, кадка становится полностью герметичной!

Или вот еще, о том, как сделать обруч:

– Идем в лес, залезаем на елку, примерно до середины, а потом спускаемся вниз и по ходу срезаем ветки на заготовки обручей. Привезли их домой, затопили печь… Раньше в русской печи парили обручи, а я специальную печь для этого сделал. Распарили прутья, согнули и в опалубку их установили, чтобы они остыли. После этого можно шкурить, подгонять, делать замок и надевать на кадку. Обручи надели – еще раз выделываем, подчистую, изнутри и снаружи. Обручи сырые, когда их только надели, потом они подсыхают и еще плотнее кадку охватывают. Никаких щелок не будет. Мой учитель, Николай Васильевич, говорил мне в свое время: «Такая кадка будет служить сорок лет! С деревянными обручами. Металлические сгниют, а деревянные будут держать».

Однако, не только кадки и посуда представлены в его музее.

Свое почетное место здесь занимают деревянные лопаты. И не зря. Сергей Николаевич – из рода потомственных лопатников. Еще его прадед из д. Чихтино умел делать их. Лопата для расчистки снега, для провеивания зерна, для печения хлебов – каждая из них по-разному выглядит и начинается прямо в лесу, там, где было срублено дерево. Все этапы их изготовления, от громоздкой заготовки в коре, до юркой, ладной помощницы по хозяйству выставлены в музее-веранде Рохмистровых.

Наверное, у каждого, кто сюда приедет, будут свои впечатления. Скажу за себя: общаешься с Сергеем Николаевичем, узнаешь то, что для деревенских жителей некогда было очевидными вещами, а для тебя уже – секреты, и начинаешь особо остро чувствовать свою сопричастность с русской деревней, со своим родом, с женщинами-прародительницами, мужчинами-прародителями. И становятся почти видимыми маленькие белые волосинки – это отрастают из души новые корешки и уходят в землю. И ты встаешь прямее, тверже и думаешь: « Вот бы лопату в руки – да к печи!»

Наталья УТКИНА

Фото автора

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

Как "барило" стал экспонатом

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: