«Работа депутата Госдумы – это не про статус и должность, это возможность помочь нижегородцам», - Вадим Булавинов
Действующий депутат Госдумы Вадим Булавинов прокомментировал получение удостоверения кандидата в...
К Вадиму Федоровичу Поляшову нас привела карта – огромная и до деталей точная карта села Богородского. Она занимает всю стену коридора в Богородской школе. Откуда такая? Бывший учитель рисования нарисовал. Так и нашли.
Как устроен мир, я знаю, – цитирует Вадим Федорович известного телеведущего. Ему ли не знать: всю жизнь он его своими руками, этот мир, писал, ваял, строил. Даже на «Мосфильме» сумел поработать, причем не выезжая из Богородского. Помните, лет тринадцать назад у нас снимали фильм «Живи и помни»? Для реквизита нужен был высоченный деревянный крест, постаревший, битый дождем и снегом. Срубил и состарил его Вадим Федорович в своей мастерской. Забирали киношники махину на лесовозе.
– Ледяной совершенно, свежий брус притащили еле-еле все, с художниками, – вспоминает он. – Не хватало мастерской, конец из двери выставлялся. Обдирали, прокрашивали под старое-старое дерево. Трещины специально клином выколачивал, чтоб был треснутый. На ночь втаскивал наискосок, чтоб хоть просыхало: по льду-то рубить тоже нельзя было.
Усадив гостей на собственноручно отреставрированные стулья (а вы думали, про созданный своими руками мир – это для красного словца только?), Вадим Федорович рассказал, как стал художником, тогда он жил еще в Горьком:
– Всех тогда после десятого класса распределяли по цехам на автозаводе, кого в литейку, кого в кузницу, кого куда, а у меня мать показала картинки мои в КЭО (Конструкторско-экспериментальный отдел), где как раз автомобили и делают. Придумать – это одно, а там еще из пластилина лепили – сначала небольшие макеты, один к десяти, а потом в натуральную величину. С них потом шаблоны снимали и уже делали кузов. Сложновато довольно-таки. А потом, извините, я сел в тюрьму, на целых пять лет. А приехал, меня опять туда же взяли, что бывает очень редко в этом заведении. Но опять же взяли в ученики. Подумал-подумал и ушел, и не пожалел ни о чем. Оформительством занимался. Росписи – это мое, плакаты – тоже мое. А когда Брежнев сюда должен был приехать, Высшая партийная школа была напротив Дворца спорта, там панно буквально во весь дом я расписывал.
Так потянула эта профессия, что Вадим Федорович пошел в студию, а преподаватель отправил его в училище: «Давай, в этом же году иди».
– Потом опять на вольные хлеба, – вспоминает он, – завод «Орбита», главным оформителем работал.
«Болтался-болтался», усмехается художник, и в 1986 году приехал на родину, в Богородское. Как раз незадолго до того, как времена настали такие, что об искусстве люди стали думать в последнюю очередь. Сначала работал в совхозе, а в 90-е, когда всем пришлось испытывать себя на прочность, был пчеловодом, охранял турбазу, работал в сельсовете и стал заниматься резьбой и изготовлением мебели.
В доме Вадима Федоровича все сделано его руками. Мебель, рамы для картин и зеркал, печь сам плиткой обложил, что там печь – пристрой, беседку, летний домик в огороде сам «молотил-колотил», декор, живопись наконец. На Смоленскую он приезжал со своими этюдами, которые живо раскупали.
– Он же всеми ночами работал в мастерской, – вспоминает жена, Нина Александровна.
– Сроки поджимают, денег надо, парень учится, зарплата маленькая, – отчеканивает Вадим Федорович. – Вот сейчас руки совсем не работают, совсем, – не жалуется, а констатирует он. – Молотком я теперь только тюк-тюк, как ученик-первоклассник. С удовольствием бы занялся такими делами, как панно, как Рубенс, но уже не смогу. А так… все ушло, ничего нету здесь.
Ничего – это стены, увешанные картинами, выделяется среди которых сюжет того самого Рубенса, «Бахус сватается к Ариадне», а также этюдами, рисунками, резными зеркалами и киотом, а еще вышивкой, которой увлечена вся женская часть семьи.
– Это вот мой угол, – взмах руки налево, – этот угол бабушкин-девушкин, – взмах руки направо, – вышивки, вышивки, вышивки.
– Мне всегда хочется сделать новое, может, это передалось от него, – делится Нина Александровна.
Для гостя – музей, для художника – малая толика созданного за жизнь. Его студенческие работы сейчас в Семенове, в училище, где учат хохломской росписи, деревянная скульптура – в Богородской школе, живопись, резьба – по всей стране и за рубежом
Автопортрет однажды написал, и тот испарился.
– Автопортрет делал один раз, когда решил отпустить бороду, – усмехается Вадим Федорович, – думал, а подойдет мне или не подойдет. Нарисовал сам себя и давай подрисовывать.
Вы говорите: что мне нравится больше? Вот одна из любимых вещей. Ну она такая – нашлепком, побыстрей, чтобы хоть как эскиз набросать, не забыть ни в коем разе и позже сделать. Это зима. Просто зима. А там из деревьев, из кустов – лицо, суровое лицо.
Сейчас этюдник лежит пустой, машина, на которой Поляшов ездил писать с натуры, на приколе, в мастерской жена хочет поставить ткацкий станок и на хозяйственные дела Поляшовы нанимают рабочих.
– Даже как-то стыдно, – признается Вадим Федорович, – кто-то делает, а я смотрю. Я уж ухожу, не показываюсь.
Наверное, непривычное чувство для того, кто все в своем доме делал и сделал сам. Даже балкончик, на котором мы сейчас стоим, пристрой для тестя, «бар болельщика», где сын с друзьями проводит время. Летом в этом доме даже шумно: приезжают дети с внуками.
– Сейчас у нас шесть штук пацанов, рота, – сообщает Вадим Федорович.
Ну а что же ученики, ведь восемь лет художник преподавал в Богородской школе.
– Были очень способные ребята, и можно было бы их воспитать и провести по жизни, но условий не хватало – плохонькие красочки, которые они могли бы здесь купить, плохонькие карандаши, да и бумаги тогда, по сути, не было путной. Но росписью, которую мы делали тогда в простенке на втором этаже, они увлекались, здорово увлеклись.
Есть, однако, человек, который пошел по стопам Вадима Федоровича, это его дочь Анастасия. Она окончила бутафорское отделение Нижегородского театрального училища и работает сейчас во владимирском «Граде Китеже».
Родители рассказывают, как вместе с отцом Настя делала дипломную работу – «мраморную скульптуру». «Вот, артисты, вы только ломать, – сказал тогда директор и, указывая на Настину работу, закончил: – а они только делать».
– Вот наша баня зимой. – Отец показывает крохотный этюд на стене. – Это мы делали вместе с Настей. Сначала она, потом я подошел к этому этюду – извините, маленько слабовато, чуть живописи добавил, он заиграл. Ну эта работа уже на продажу не идет, хотя я показывал, выставлял ее, с удовольствием бы взяли, но я: «Это не продается».
Ирина ТУМАНОВА
Фото Сергея Токарева
Действующий депутат Госдумы Вадим Булавинов прокомментировал получение удостоверения кандидата в...
Депутат Государственной Думы РФ Вадим Булавинов прокомментировал важность предстоящих выборов...
Комментируя итоги выборов, депутат Госдумы отметил, что никому в наши дни не нужны грязные и...
Депутат Госдумы от Нижегородской области, координатор партийного проекта «Историческая память»...
Депутат Госдумы от Нижегородской области Вадим Булавинов дал свою оценку итогам работы...
Комменатрии к новости