Воскресенская жизнь » Имена » Когда я еду, я живу!

Имена

Когда я еду, я живу!

С Н.В. Малановым я познакомилась давно и так же давно вынашивала план, в котором он был главным действующим лицом и о котором при этом даже не догадывался.
Я давно планировала о нем написать: как-то раз Николай Викторович обмолвился, что первые несколько лет работал без отпуска. Не потому, что не разрешали. Потому, что не хотел – так ему нравилась его работа. Николай Викторович – водитель.
Сейчас мало кто поймет, сейчас машина чуть не у каждого. Своего сына Сергея Маланов научил водить на вырост, когда тот и до педалей-то едва доставал, а сам впервые сел за руль только в 18.
– Все детство снилось, что рулю, – признается он, улыбаясь.
Но машин не было почти ни у кого, а  значит, и возможности у мальчишки забраться на потертое сиденье, обхватить руками большой тугой руль и, болтая ногами, подпрыгивая на «ухабах», покатить в дальние дали и неизведанные края.
Дальние дали и неизведанные края, да еще какие, ждали его в будущем. Камчатка, сопки и цветущий розовой пеной багульник, 330 солнечных дней в году. Украина, щедрая, изобильная земля, с тихими, укрытыми плакучей ивой сельскими дорогами, грецким орехом по обочинам и почти заграничным Киевом, где, как в Москве и Ленинграде, было все. Озерная Карелия. Геленджик, Сочи с гостеприимным морем и витыми горными дорогами. И даже Таджикистан, где Николай Маланов устанавливал детские площадки, когда в годы безвременья ему пришлось-таки ненадолго изменить любимому делу.
– Столько ездили, столько видели – не хотелось где-нибудь остаться, переехать?
– Нет, из Воскресенского никогда не тянуло переехать. Хотя на Камчатке, например, после армии предлагали остаться, но родина переборола.
В 74-м, отслужив, Николай Маланов пришел в Воскресенский лесхоз. Не таким уж и медвежьим углом был лесной Воскресенский район в 70-е – начало 80-х. Работая в лесхозе, Николай Викторович объездил пол Страны Советов. В Горьком, выгрузив мебельные заготовки, нагружался в обратный путь кирпичом. Из Петрозаводска доставлял трелевочные трактора, на Украину возил машины в капремонт. В 80-м получил звание «Лучший рабочий по профессии лесного хозяйства Горьковской области», выполнить план на 150 процентов – и такое в его рабочей биографии есть. Боролся за звание «Ударник коммунистического труда».
– В рейсы часто ходил, на ремонте мало стоял. Вечером приедешь, загрузишься, утром рано встанешь – и снова поехал.
Сменилась эпоха, до неузнаваемости поменялась страна, да и в жизни Николая Викторовича кардинальные случались перемены, а привычка работать на совесть никуда не делась. С мая в этом году – всего четыре выходных.

Мы разговариваем в один из тех промозглых октябрьских дней, когда обычному человеку не то что куда-то ехать – нос на улицу высовывать не хочется. На сырую дорогу ложится тяжелый мокрый снег, который через несколько часов превратит ее в гололед.
– Сейчас как раз самая плохая погода для поездок, – говорит Николай Викторович. В одну из таких ночей он попал в аварию.
Выехали поздно. Женщины, предпринимательницы, отправившиеся в Москву за товаром, уже спали. Где-то во Владимирской области стал спускаться с ледяной горки... и машина оказалась на боку, в боковом стекле трещина. В час ночи Маланов позвонил в Воскресенское знакомому, и тот приехал, до Москвы женщины все-таки добрались. Он и сам выручал в таких ситуациях. Шоферская взаимовыручка не просто слова, это культура поведения, которой, к сожалению, не все владеют. До отчаянных 90-х, научивших людей сторониться любого и не доверять никому, она особенно была развита. Сейчас если у кого и поучиться этой культуре, то у них, водителей старой закалки. Сколько раз замечала: обгоняет Николая Викторовича машина, он свою «газель» слегка вправо отводит, уступает.
– Не люблю, когда мне на дороге мешают, и сам стараюсь никому не мешать.
Но бережет шофера в дороге не только опыт, осторожность и ясная голова, но и что-то выше этого, ангел-хранитель, если хотите. Со своим ангелом-хранителем Николай Маланов познакомился в лесхозовской столовой. Тот в столовой работал, то есть работала. Ангелом-хранителем Николай Викторович называет свою жену Евдокию Витальевну. И в этом ничего удивительного.
– Не было случая, чтобы не встала меня проводить, и с поездки обязательно дождется, не спит, – говорит он, – всегда ей доверял и доверяю.
И это важно – знать, что за плечом у тебя надежа и опора, ангел-хранитель Евдокия. Это-то знание и рождает спокойствие и уверенность, и не только в пути.
Было время, они и ездили вместе. В конце 90-х Малановы купили первую грузовую машину, когда уже работали на себя, колесили по деревням с продуктами.
– Нас ждали, любили. Старики жили от пенсии до пенсии, мы давали в долг. Но ничего не заработали, – коротко говорят супруги.
Последние годы Маланов гоняет свою «газель» чаще всего недалеко, в Нижний Новгород. В этом году Николаю Викторовичу 60.
– Хотелось бы еще поездить, хотя бы до восьмидесяти, а там можно и заканчивать. Было бы только здоровье. Когда я еду, я живу.
Его водительский стаж уже два раза обогнал те 18, отправную точку, и лента километров уже не раз намоталась на земной шар. Но очень похоже, что с пенсией у Николая Викторовича получится так же, как с отпуском: первые несколько лет он ее «брать» точно не будет.

И. ТУМАНОВА

Когда я еду, я живу!

 

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: