Воскресенская жизнь » Имена » Из Ветлуги вышел плот, да не тот, или «Фортуне» покоряется Ветлуга

Имена

Из Ветлуги вышел плот, да не тот, или «Фортуне» покоряется Ветлуга

Любовь к родной реке не раз сводила меня с интересными и удивительными людьми. Так случилось и в этот раз.

Владимир Борисович Дикушин родился в 1947 году. В Горьком, на легендарном Автозаводе. Но родственными связями тесно соединен с нашим районом. Из Будилихи родом его мать, родившаяся в 1918-м. Рано лишившись родителей, она оказалась в детдоме. В семье их было четверо детей. Троих разобрали свои же деревенские – будилихинцы – на деревенской сходке по распределению сирот. А маме Владимира Борисовича было всего пять лет, и ее отправили в Варнавинский детский дом. Владимир Борисович рассказывает о том, с какими чувствами посещал в Варнавине существующее до сих пор здание детдома.

Дядя Владимира был речником, ходил по Волге. Отсюда и зародился у него интерес и к Волге, и к Ветлуге. Ветлуга привлекательна своей естественностью.

– А году в 70-м мы дикарями, вчетвером, ходили на собранном просто из бревен плоту три на шесть метров, ставили двухместную палатку (и убирались!), лавочку и оборудовали место для костра. Волну тогда «Зари», «Зарницы» поднимали хорошую на Ветлуге, – вспоминает свои первые путешествия мой собеседник.

Сплавлялся он с приятелями и на байдарках. Последний его сплав был по Керженцу до Макария. Такой отдых он называет активным в противовес пассивному – на плоту.

По профессии Владимир Борисович столяр-плотник. 

– Это еще дедовские мои корни! – говорит он сам о себе. – Работал на Автозаводе дефетчиком на конвейере по сборке действительно легендарных проходимцев «шестьдесят шестых». Отсюда и ушел на пенсию в 2006 году.

И с этого момента Дикушин спускается на своем плоту «Фортуна» по Ветлуге. Каждое лето, кроме пожарного 2010-го, его плот здесь. Это уже даже не традиция, а настоящая речная жизнь человека, полюбившего реку.

Владимир Борисович достает и показывает мне красную книжечку со звучным для ежедневника слоганом «Живу в России и горжусь этим». Листает, а в нем вся яркая история его сплавов, встреч на реке, записей погоды и того, какой была с ними капризная Ветлуга. Настоящий судовой журнал и краеведческая находка. О его приключениях снят небольшой фильм и смонтирован на киностудии в Петербурге.

Сегодня плот стоит в Трифакине. Остановка эта связана не только с катастрофическим обмелением реки, здесь Владимир Борисович может перевезти туристов на трифакинский остров-осередок.

Мы сидим на его плоту, и он вспоминает Воскресенское времен существования переправы в виде баржи на канатной тяге. Пассажирам давали специальные рукоятки, и они сами перетягивали баржу по этому тросу. Машин не было, были лошади, на которых перевозили сено с заливных лугов. В Воскресенском у Володи жила тетка, и его пацаненком отправляли к ней на лето. Естественно, все время ребятня проводила на реке. По Ветлуге буксиры вели большие плоты, а позади на них стояли трое человек под веслами, подруливая деревянную махину на нашей извилистой реке.

Обычно сплав Дикушин начинает в городе Ветлуге. Так было и в этом году. За многие годы Владимир Борисович присмотрел место, где происходит сборка его потрясающего плота. Для работы он нанимает двух помощников. Работы по установке плота занимают целых пять дней. Еще бы – его масса 7,3 тонны. И это без пассажиров и багажа. Плавучесть придают сорок двухсотлитровых бочек. Средняя осадка такого судна около 35 сантиметров.

Для управления плотом используется трудяга пятисильный четырехтактный мотор «Сузуки». Он легко тянет массивный плот даже против течения. Владимир Борисович сам разработал систему тросового управления им с помощью деревянной рукоятки, крепящейся на леерном ограждении второй палубы плота. Именно отсюда, со своего капитанского мостика, он правит судном. Все мели, бликующие на воде, отсюда хорошо видны.

– До этого был «Ветерок 12», очень с ним я мучился, – говорит Владимир Борисович, – другой раз нужно завести в экстремальной ситуации, и он, как всегда, подводит. И шуму много – за три километра слышно.

К слову, шум Дикушин не любит, даже генератор из этих соображений не берет на борт. Ему милей голоса и распевы Ветлуги-реки.

Для сплава по реке плотовод набирает группы интересующихся Ветлугой туристов. В этом году с ним прошли пять таких команд. Каждая не более 12 человек. В надстройке плота находится четыре уютные каюты по три места. Оборудован санузел и очень располагающий к готовке и вкушению пищи камбуз. На котором, кстати, стояла сковорода со свежей жареной рыбой. Сам Владимир Борисович не рыбак, но щедрость ветлужских рыбаков известна – легендарного плотовода угощают.

Группы идут ровно неделю и сменяются. Особенно загадочно идти по реке от Ветлуги до Варнавина, где мало деревень, глухие, вновь ставшие девственными места. Ниже устья когда-то сплавного притока Ветлуги Вола. Здесь даже рыбаки редко встречаются. Поташное и Нижник – все легендарные ветлужские места.

В этом году первая группа туристов на борту «Фортуны» выдвинулась из Ветлуги 19 июня. А уже 11 июля плот ошвартовался у благоустроенной трифакинской набережной.

– Это не бизнес. Я делаю это из интереса! Свое дело надо любить. За лето я заряжаюсь. Мне 74 года будет в сентябре, и нет никаких болезней, – рассказывает Владимир Борисович.

Случается идти одному. Ночевка на реке – это не только романтика, особый мир, зазеркалье таинственной красавицы Ветлуги. Бывают краеведческие вылазки. В селе Вознесенье есть церквушка. Прогулки по старинному Варнавину. Воды набираем под Красной горой у часовенки Варнавы Ветлужского.

За пятнадцать лет, что ходит Владимир Дикушин по Ветлуге, его уже все хорошо знают – и туристы, и местные жители, и работники расположенных по реке турбаз. Ему охотно помогают – то подзарядить телефон, воды набрать, то еще что-то. Народ приветливый, проявляет интерес к диковинной посудине.

В прошлом году Владимир Борисович спустился на своем детище аж до Юркина. Правда, едва не заплутав в сети рукавов, на которые расплетается река, подпираемая Чебоксарским водохранилищем. Спасибо местным юркинским рыбакам – выручили. Здесь своя рыбацкая республика!

Капитан плота сокрушается:

– В прошлом году трудно было пройти у Красного Яра. Обычный судовой ход с левой стороны по яровой стороне, но и там сейчас намело пески. Яровая сторона должна быть глубокой, а почему-то вот нанесло!

И сразу вспоминаем противоположность – игривый характер Ветлуги, лето 2017 года, когда в июле стоял весенний уровень воды. Тогда Дикушин даже заводил свой плот в залив затона им. Михеева.

С грустью рассуждаем с Владимиром Борисовичем, что некогда судоходная река-труженица стала непригодной для движения не только судов, но уже и для плотов на бочках. Дальше что?! Раньше за рекой следили!

Случаются встречи и с надзорными органами – рыбнадзором и Гимсом. Для таких плотов у них нет никаких регламентов. И слава богу, думаю я, хоть здесь вздохнуть дают народу. Были претензии по пятисильному мотору «Сузуки», но вопрос был улажен звонком в область хорошему другу.

Был еще забавный случай, когда Владимир Борисович собирал свой плот в Ветлуге. По сарафанному радио разнесли, что он строит летнюю кафешку на реке… и сразу с проверкой заявились стражи порядка, но были вынуждены убедиться в нелепости народных домыслов.

Все ж как у нас все в России, ну порадуйтесь: река жизнью наполняется – хоть какой-то. А мы все карать да карать. Верно, всех за это Бог покарает.

С годами растет опыт и знание плеса реки. Многие рыбаки подходят на моторках и удивленно спрашивают: «А как вы там прошли?!» Меняется русло. Сейчас, к примеру, у Русенихи русло пробило с правой стороны, и уже два года приходится идти по нему.

– После Красного Яра река широкая, но выбрать, чтобы не сесть на мель, невозможно. В прошлом году за нами там шли два легких плота – они прошли. А с такой массой, как у нас, сложно. Пришлось всем составом прыгать в воду и выталкивать плот.

Я про себя думаю: все как у Оглоблина – команды и пассажиры пароходов спрыгивают в воду, чтобы протаскивать судно. Эх, Ветлуга, неужели все на круги своя или еще хуже?!

В эту навигацию плот Дикушина садился на мель под Красными Баками. Здесь тоже образовалось два рукава. Решил идти левой, традиционно глубокой стороной… и сели. Команда была в основном женской, но пришлось подключать и их – вот тебе и новые ветлужские бурлачки.

Еще сложнее «змейка», что ниже Шилихи. Сильное течение и очень много коряжника. В прошлом году здесь даже были повреждены все бочки по одной из сторон плота. Здесь дно у реки каменистое, с порогами. К слову, что бочки из нынешнего хлипкого металла, здесь доставалось и настоящим судам с металлическим корпусом, и газоходам с деревянным в период ушедшего от нас ветлужского судоходства.

Тогда еще под мотором «Ветерок», как всегда подведшем в самую нужную минуту. 

– Целый час я таким большим плотом не мог из него выйти: крутило – заводит, заводит. Веслами, которые у нас были, мы ничего не могли сделать!

После сплава плот разбирается и Владимир Борисович увозит его на зимовку в Гнилицы. Здесь плотовод живет, помня о Ветлуге и ожидая очередную навигацию. Раньше плот чаще всего разбирался в марийском Марьине, куда за ним подходил МАЗ-десятитонник. В этом году крайняя точка сплава – Трифакино. Дальше «Фортуна» уже не пойдет.

«Сезон сплава 2021-го по реке Ветлуге закончен. Лето удалось как никогда солнечное», – цитирует мне запись судового журнала капитан.

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото автора


Из Ветлуги вышел плот, да не тот, или «Фортуне» покоряется Ветлуга

Из Ветлуги вышел плот, да не тот, или «Фортуне» покоряется Ветлуга

Из Ветлуги вышел плот, да не тот, или «Фортуне» покоряется Ветлуга

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: