Воскресенская жизнь » Имена » Нарезались от души

Имена / Новости

Нарезались от души

 Не подумайте ничего такого, но именно так в двух словах можно рассказать о событии, произошедшем в конце августа у соседей-варнавинцев. Потому что резали кость и делали это от души.

ПРОВЕДЕНИЕ фестиваля резной кости стало уже доброй традицией в Варнавине. Вот и в этом году праздник собрал мастеров из Архангельской, Нижегородской, Московской областей и Карелии. Межрегиональная школа косторезного мастерства начала работу в уютном дворике варнавинского музея. Здесь было даже тесно. Еще бы, столько желающих посмотреть, как рождаются удивительные в своем изяществе изделия.
Мастеров и гостей фестиваля поприветствовали официальные лица и, конечно же, артисты творческого объединения «Ветлугаи». Так под задорные напевы и был дан старт празднику.
«Все оттенки белого» совсем не двусмысленное название ярмарки резных изделий из кости. Глаз невозможно оторвать от рукотворной красоты. Каких только сюжетов не заложено в задумках мастеров – настоящих художников. Ведь создание образа – самое главное в любом искусстве. А я думаю, что увиденное никому не даст усомниться, что косторезное ремесло – это искусство.
Об этом и важности развития народных художественных промыслов мы поговорили с депутатом Государственной думы Артемом Кавиновым.
– Наш Нижегородский север очень богат традициями и художественными промыслами. У нас и область-то можно смело назвать столицей народных художественных промыслов России. Это и городецкая роспись, и семеновские матрешки, а варнавинская резная кость в какой-то степени промысел для специалистов, для тех, кто более глубоко разбирается. Простым гражданам она, может, не так известна, но благодаря мастерам величайшие работы украшают сегодня ряд музеев не только в России, но и за рубежом, – поделился Артем Александрович.
Кости костьми, а участники праздника – живые люди. И интерес к выставке-продаже местных продуктов «Гостинцы из провинции» – явное тому подтверждение. Чего здесь только не было! От горячительных напитков до прохладительных. Меды, квасы, яблоки и прочая снедь. И даже огромная тыква, так и не дождавшаяся своего Хэллоуина.

ШКОЛА не была бы школой, если бы в ней не учили. Так и на фестивале прошли увлекательные мастер-классы от первых в своем деле мастеров. Особенно популярны они были у молодого поколения. Значит, продолжение у промыслов будет. Вот только нужно соответствовать такому труду. Пример тому девочка с накладными ногтями, которая дольше доставала буравчик для резки кости, нежели работала над изделием. У этого дела своя специфика.
Как раз о специфике нам рассказал Виталий Хрулев, генеральный директор Хотьковской фабрики резных изделий. Виталий Евгеньевич шутит, что Бог не дал таланта, только руководит, а резьбой по кости сам не занимается. Сегодня в Хотькове десять мастеров, а было время, доходило и до двадцати.
– Фабрика наша не велика, особенно после пандемии. Фабрике уже около 150 лет, но было время упадка, когда она фактически была закрыта. Десять лет назад мы ее возродили. Сами добываем бивень мамонта в Якутии, и почти вся наша продукция из него. От тонны до двух мы его перерабатываем. Все зависит от качества сырья. К сожалению, пока девяносто девять его процентов идет на экспорт в Китай, они понимают в этом деле, – рассказывает Хрулев. – Мы же дружим с варнавинской фабрикой, которая, к сожалению, в упадке находится. Надеемся, что это тоже когда-нибудь возродится. Запрос на наши изделия сегодня в России есть. Я в этом уверен.

БОЛЕЕ серьезные разговоры и обучающие классы проходили в музейной мастерской резьбы по кости. Лаборатория косторезного мастерства – такое название тоже не случайно. Поднимаясь по крутой лестнице, ты попадаешь в мир станков, бормашинок и всяческого инструмента, необходимого для работы с костью. Мастерская работает при варнавинском музее с 2020 года. Всех, кто хочет освоить ювелирное косторезное ремесло, здесь с радостью ждут.
За небольшим рабочим столиком в ярком свете настольной лампы жужжал своей бормашинкой Николай Медведев. От костяной цевки поднимался легкий дымок, а запах стоял будто в зубном кабинете. Николай Алексеевич мастер высшего класса, в 80-е годы трудился главным художником Варнавинской фабрики резьбы по кости. А еще он автор свыше 250 образцов изделий, принятых для освоения в производстве.
– Меня учил в школе, в Красных Баках, художник из Москвы. Тогда были «бульдозерные» выставки, их разогнали, и он к нам попал. Я у него занимался. Потом в 1976 году приехал в Варнавино и устроился на фабрику. А до этого я резал бильярдные шарики. Здесь сразу в эксперименталку пошел. Сначала 4-й разряд, 5-й разряд, потом мастер-резчик, инженер-художник, старший художник и главный художник, – со смехом вспоминает свою карьеру Николай Алексеевич. – Это цевка, животная кость. Ее сначала вываривают, режут, а потом белят пергидролью, – рассказывает он. – Набросок на кости может выполняться и вручную, но если надо сотню-две, делаем штамп.

Раскрою вам секрет: у нас резчики кости делали пять пар плашки в месяц

 Потом 10–15 в месяц. А потом как главный художник я ввел резиновые штампы. Тогда шлепали все, и умения рисовать уже не надо стало. То есть у нас в Варнавине все художники, – смеется Николай Алексеевич. – Раньше идешь ночью по Варнавину в три часа – везде свет горит: все плашку выжигают для павловского сувенира. Поэтому художников-то раз-два, и обчелся, без штампов они ничего не сделают, даже завиток. Это плохо.
За другим столиком шло живое общение одного из лучших оружейных мастеров России Михаила Мишукова с коллегами и гостями фестиваля. Михаил Юрьевич мастер потомственный, работы его отца Юрия Мишукова признаны национальным достоянием.
Здесь же делились своим мастерством Дмитрий Кирсанов из Абрамцевского художественно-промышленного училища, Алексей Семаков из Архангельска и заслуженный деятель искусств Карелии Владимир Баландин.

КАЖЕТСЯ, что соревновательность в косторезном искусстве ни к чему. Но, с другой стороны, всегда появляется планка, которую хочется достичь. Этому послужила выставка-конкурс «Мастера резного кружева», расположившаяся в уютных стенах музея. Вот где уровень мастерства! Мастера из нескольких регионов России выставили на суд жюри лучшие свои работы. От маленьких сов до больших композиций с витиевато прописанными деталями. Жюри, конечно, отметило лучших. Но лучшая награда мастерам – внимание зрителей, которыми зал экспозиции был переполнен все время фестиваля.
– Выставка уникальная для наших мест, – делится впечатлениями посетительница Юлия. – Нас удивляют работы мастеров из Архангельска и работы Мишукова. Такие работы, наверное, можно увидеть только в столичных музеях.
Ярким дополнением к этому является выставка «Варнавинская резная кость», на которой представлены лучшие образцы изделий, сотворенных на земле Варнавы Ветлужского.
– Когда я понял и узнал, кто такой Парфен Парфенович Черникович, стал этим заниматься, – делится Николай Чугунов, автор книги о Черниковиче, а родственными связями зять легендарного мастера. – Изучаю период расцвета холмогорской резной кости, а также варнавинскую резную кость 50-х годов. Самые лучшие работы, по-моему, холмогорские – это сегодня вершина косторезания.
На следующий день фестиваля главным событием стало проведение круглого стола «Художественная резьба по кости. Проблемы сохранения, перспективы развития и взаимодействия центров косторезного промысла». Кульминацией стало заслуженное награждение участников и конкурсантов. Никто из Варнавина не уехал с пустыми руками. Увозя с собой еще и редкие впечатления об удивительном искусстве резьбы по кости. А гимн варнавинской резной кости, разносящийся над улочками уездного города, уже призывал вернуться сюда вновь.

Иван Замыслов

Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: