Воскресенская жизнь » Фитиль » Елена Сигаева: Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства

Фитиль

Елена Сигаева: Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства

Нынешний год объявлен годом науки. Что в Варнавинском районе делается для популяризации и освещения науки, деятельности земляков-ученых?

– Наша Варнавинская центральная библиотека им. Рязановского разработала проект «Творцы науки в летописи края». Мы решили собрать информацию о всех ученых, которые родом из наших мест. По итогам выпустить биографический справочник. На данный момент уже собраны данные о 45 ученых. Сейчас я держу в руках пробный сборничек по этому проекту. С фотографиями, основными биографическими моментами, достижениями. Работа эта продолжается. На выставке «Щедра учеными родная сторона» к престольному празднику Варнавы Ветлужского мы разместили собранные материалы и труды наших земляков. Цель была такая, чтобы люди, знакомящиеся с нею, могли нам подсказать, о ком еще собрать информацию. И сегодня нам подсказали, что еще двое ученых вышли из наших мест  – Владимир Алексеевич Долинин, ему в этом году будет 80 лет, он кандидат биологических наук. Также Николай Владимирович Морохин назвал имя еще одного ученого, практикующего в Нижнем Новгороде.

О некоторых людях я сама впервые узнала. Например, уроженец деревни Поляки Варнавинского района Юрий Александрович Оделькоп – ученый в сфере экономических наук. Была удивлена тем, что Валентин Антонович Перов кандидат военных наук. И оказалось, что есть еще и доктор военных наук Якунов.

– Мы сейчас говорим о науке – военные науки, биологические, гуманитарные. Их много. Но сам по себе этот продукт тоже предмет науки, которой мы с Вами занимаемся. Это краеведческая наука. Скажите, насколько важно краеведение?

– Это очень важно! Наши потомки многого не знают в своей истории. Спрашиваешь, сколько генералов в нашем районе. Было известно, что семь человек, а оказалось – двенадцать. Или с теми же учеными – сколько их, сколько кандидатов наук, докторов. Сколько других известных людей? Ведь у нас есть и награжденные интересными медалями и носящие определенные звания – заслуженные учителя и врачи и т. д. О них тоже нужно знать.

А если мы не найдем это, то потомки об этом не будут знать. И поблагодарят ли нас за это? Что мы не будем помнить, будем Иванами, не помнящими родства.

– Краеведение принято задвигать на задний план. Так сложилось со школьных времен – есть там какой-то курс – иногда есть, иногда его нет. Краеведение – наука, прививающая любовь к Родине, истинное единение народа и уважение к своей истории.

– Я всегда говорю, что краеведы – это люди, «больные на всю голову». Больны тем, что изучают историю края и не упускают никакой частицы. Краеведением занимаюсь практически с детства. У нас была очень хорошая учитель истории Нина Федоровна Зырина. Она привила любовь к к этой науке. Даже учась в институте я собирала информацию о городе, где я училась.

Приехала в школу и мне дали задание собрать историю края и создать музей. Когда этим занимаешься, стараешься все эти изюминки-факты собирать воедино. Чтобы потом это показать детям и рассказать.

Я удивилась, когда здесь, у нас в райцентре, не смогла найти данных о Первой мировой войне. Нет информации. Мне говорят обратитесь к рукописям Балдина. Я прочитала, но там указывается очень мало о людях, ее участниках. Многие тогда не очень распространялись об этой войне, считая ее закончившейся позорным Брестским миром. Даже свои Георгиевские кресты старались подальше спрятать. В годы Великой Отечественной войны их даже меняли на хлеб – и такое было.

Мы ходили с ребятишками в поисковые экспедиции, собирали данные. Вели полевые дневники, куда записывали участников Первой мировой. Дальше искала информацию. Спрашивала читателей, которые приходили к нам в библиотеку о родственниках – участниках той войны.

– Вы упомянули про ребят?

– Ребята – это те, кто работал со мной в школьном музее. Я сейчас в библиотеке работаю, но музей школьный так все на мне.

– Это передача определенного интереса молодому поколению происходит?

– Происходит. До сих пор у меня работает детское объединение на базе музея, делаем исследовательские работы, участвуем в конкурсах. Наш школьный музей стал обладателем сертификата взаимодействия с Московским Музеем Победы, и теперь сотрудничаем с ними. Они нам дают определенные задания и уверены, что мы их выполним. Нужна была информация по нашим пограничникам, чтобы внести в Книгу памяти. Мы это сделали.

Участвовали во всероссийском конкурсе «Литературный мир», где нужно было написать о своих исследователях, земляках, внесших определенный вклад и описали это в своих изданиях.

Мы послали информацию о Балдине, тем более, что у него столько книг. И «Краснобаковская старина», и «Варнавинская старина», «На переломе», и вновь переизданная книга «Варнавино». Мы рассказали о Красильникове, наш человек, и ученый, который более тридцати лет прожил в Варнавинском районе и в тоже время у него книги. Это писатель-ученый. Он любил здешнюю природу, рыбалку, охоту и все до мельчайших подробностях описывал. Перекаты, затоны, животных, какие рыбы в реке водились. Для нынешнего поколения это очень ценная информация. Как детям, живущим в деревне, не знать своей малой Родины? Для этого мы и стараемся.

Иван ЗАМЫСЛОВ

Фото Сергея Токарева

Елена Сигаева: Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства

Елена Сигаева: Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: