Воскресенская жизнь » Фитиль » Тропой бобра

Фитиль / Новости

Тропой бобра

 По всей большой Нижегородчине разрисованные в граффити остановки общественного транспорта уже редко где увидишь. Похоже, прошло то время, когда при помощи красок и мела подростки изощрялись в настенной живописи. И в ненормативной лексике тоже.

Неподалеку от поселка Тонкино по дороге на Вятку стоит разукрашенный со всех сторон павильон. Мимо него трудно проехать, не улыбнувшись. На съезде за поворотом – маленькая деревня. Ее название знали все дети огромной советской страны.
– Я ждал каждую серию мультика. Ждал этих героев, которые дарили любовь к жизни, к семье, к нашим братьям меньшим,  доброту - она должна исходить от каждого из нас, – искренне и потому немного пафосно рассказывает Алексей Зорин, глава местной администрации.
Алексей отсюда родом. Знает здесь едва ли не каждое деревце, каждую тропинку. И как только он стал сельским головой, сразу же решил, что в Простоквашине нужно создавать туристический центр. «Все у нас получится!» – эти слова стали чуть ли не девизом Зорина. «Девиз» – звучит тоже пафосно и громко. Но получается же! И не на словах, а на деле! Порой самое невозможное.
Бердниковская администрация на всю область прогремела, когда начали закрывать сельские школы. Тогда чиновники, как говорится, гнули на холодную или резали по живому. С той грубой, ничем не объясняемой оптимизацией на местах не соглашались. Люди писали жалобы, открытые письма, обращения – как в пустоту. Повезло мало кому.
Алексею Зорину удалось попасть на прием к губернатору. 
– Вот тогда я ощутил силу и магнетизм Шанцева. Навсегда запомнил взгляд, который пронизывал насквозь, – вспоминает Алексей Павлович. – Я сначала растерялся, даже не знал, что сказать…
Хорошо, что на встречу Зорин взял с собой видеокассету с документальным фильмом – показать, что происходит с деревнями, когда закрывают школы. Это тяжелый фильм. Но в нем – вся правда провинциальной жизни: проходит два-три года, и вспоминай название деревни. Шанцев фильм посмотрел, ни слова не говоря, вызвал министра образования, строго спросил: «Бердниковскую школу знаешь? Не трогайте ее!»
Шанцева давно уже нет на Нижегородчине, а сельская школа и деревня вместе с ней по сей день живут. И не просто как-то выживают. Местная администрация активно участвует во многих областных и федеральных программах и нацпроектах. Да ладно, обыденно, рутинно ремонтируют водопроводы, обустраивают дороги, реставрируют памятники – этим с большим или меньшим успехом занимаются главы всех сельсоветов области. 

Но знаете, что лично меня впечатлило в Тонкинском районе? Там очень активно занимаются очисткой и благоустрой-ством прудов

Все познается в сравнении. Взять наш родной Воскресенский район. В каждом большом поселении есть пруды: в Богородском, Воздвиженском, Владимирском, Глухове, в Калинихе… В лучшем случае летом они покрываются сплошным зеленым ковром зарослей, в худшем – замусорены до безобразия. Похоже, что у наших глав не то что руки, даже мысли до них еще не доходят.
Думается, что все дело в желании. И в людях тоже. Вот и в Простоквашине все стало получаться лучше и быстрее с того момента, когда здесь появилась Ольга Волычева. Однажды она пошла вместе с семьей на лыжную прогулку за околицу деревни. А там… 
– Там мы обнаружили бобров, их домики и плотины! – с восторгом говорит Ольга Евгеньевна. – Стало сразу понятно: раз есть бобры, а бобры добрЫ – они принесут нам удачу!
Все так и вышло. Идею мультяшной деревни поддержали и местные власти, и те, что выше. Ольга и ее творческая команда стали заявляться с проектами на гранты, выигрывать их и воплощать свои смелые задумки в жизнь.
В Простоквашине проводятся самые разные мероприятия. В первую очередь квесты. Как развлекательные, так и познавательные. Коллеги Ольги Волычевой выкладываются полностью, тратят море сил и энергии, отдают детям столько любви, что не ощутить ее нельзя.
Ребятишки здесь чувствуют себя настолько счастливыми и беззаботными, что не хотят уезжать.
– Мамы бегают за ними, с трудом уговаривают поехать домой. А детям хорошо, они здесь свободны! – улыбается Ольга Волычева, которую уже пришла пора представить как директора некоммерческой организации «Центр доступного туризма».
Обстановку беззаботного детского счастья ощутили на себе и журналисты севера Нижегородчины. Это была их самая неформальная летучка из всех межрайонных совещаний. Газетчикам пришлось и в театрализованном представлении лицедействовать. И в увлекательном квесте поучаствовать. А также пройти по той самой тропе бобра. Кстати, об экологических тропах. Опять же напрашивается сравнение. И в Воскресенском районе нередко получают гранты на обустройство экологических троп. Но насколько они востребованы – большой вопрос. А в Простоквашине даже снежной зимой к бобровым хаткам и плотинам ведет ровная дорожка, утрамбованная туристами.
А еще в мультяшной деревне при желании журналисты могли как хозяйственный кот Матроскин повышивать на швейной машинке. Как заумный папа Дяди Федора починить неработающий телевизор со странной настроечной таблицей. Как добрейший пес Шарик дорисовать фигвам на большой русской печке. И все вместе отправиться на поиски клада или, по-простоква-шински, склада. Нашли его в подполье старого деревенского дома.

Вот такое оно, нижегородское Простоквашино. Что же касается этого бренда, то тут есть вопросы – на него претендентов немало. Но они постепенно решаются. Не могут не решаться

Хотя бы потому, что еще задолго до того, как Эдуард Успенский написал свою книгу и был снят популярнейший мультсериал, в Тонкинском районе деревня с таким названием уже существовала. Ей больше ста лет. Это первое и самое настоящее Простоквашино.
– К нам только за прошлый год приезжали больше пяти тысяч туристов, – с гордостью говорит Алексей Зорин. – Где еще на севере области увидишь такое? 
И услышав в ответ – на Светлояре, немного сомневаясь, спрашивает: «А что нам нужно сделать в Простоквашине еще?»
Что? Хорошо, если бы здесь все было, как у дяди Федора, но по-настоящему. Чтобы появилось крепкое крестьянское хозяйство с сенокосом, коровой, телятами, парным молоком и сметаной… Чтобы дети восхищались не только формой, но и содержанием. А пока, как ни крути, тут  лишь красивая, неплохо раскрученная, но потемкинская деревня.
В этих словах ни намека на осуждение. Наоборот. Все, что делается здесь в последнее время – просто здорово! Настолько, что сам собой напрашивается вопрос: когда же наконец на нижегородском севере появится для туристов пусть не огромное «Золотое кольцо», а свое маленькое «Серебряное ожерелье» с яркими жемчужинами истории и краеведения: Светлояром и его легендой о Граде Китеже, землей святого Варнавы, уренским старообрядчеством, уездным городом Ветлугой с его замечательным музеем и, разумеется, тонкинским Простоквашиным?
Посткриптум
Когда за стеклом автомобиля промелькнули разрисованная остановка и дорожный аншлаг «Простоквашино» с красной полосой наперекрест, почему-то подумалось вот о чем. Да, бобры – они добрЫ. А еще большие старатели! Это же надо – валить огромные деревья, строить из них на водоемах грандиозные сооружения! Алексей Зорин, Ольга Волычева и все их помощники, которые ставят перед собой серьезные задачи, такие же работяги. И все у них обязательно получится! Они же делают доброе дело.

Александр Грачев

Фото автора и Владимира Деменева

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: