Воскресенская жизнь » Фитиль » Варежки из Великого Устюга. Начало

Фитиль / Новости

Варежки из Великого Устюга. Начало

 





Наше путешествие на родину Деда Мороза началось на заснеженном перроне уездного Семенова. Поезд «Нижний Новгород – Воркута» уносил компанию на русский север. За окном мелькали такие родные картинки уютных домушек с курящимися столбами пряного дыма. В архангельском Котласе нас ждала пересадка на автобус до Великого Устюга. А самое главное, великая Северная Двина. Осенний ледоход-ледостав по этой реке вряд ли описуемая картина. Караваны льдин взъерошивают берег и несутся вниз – к Северному Ледовитому океану.

 Но вскоре и эти картины остались за замерзшим окном школьного «пазика», на котором нам и предстояло знакомится с уютным вологодским городком. Растопленная рукой или дыханием продушина – вот лучшее окошко, через которое можно увидеть и понять устюжскую землю векового города Гледена, основанного в 1178 году. Именно так называлась его заречная часть не менее впечатляющих, чем Двина, рек Сухоны и Юга. Тоже, кстати, кружащихся в хороводе льдин и млечном дыхании парящей воды. Сейчас на месте древнего города стоит Троице-Гледенский монастырь. Его нужно просто увидеть своими глазами.
Уютные комнаты гостевой усадьбы Добрыни Никитича в поселке Добрынино – настоящая находка для путешественника и туриста. Здесь мы и разместились. Ведь мало того, что здесь просто комфортно жить. Ты сразу же попадаешь в сказку. Марфа Васильевна с Настенькой услужат самому требовательному посетителю. Ну, а если кто-то будет не доволен – того успокоят Баба-яга и Кощей Бессмертный. Эта сладкая парочка видят всех буквально насквозь.
Отсюда же, из Добрынина, мы и двинулись дивиться красотам Великого Устюга. А подивиться есть чему. Храмов здесь, кажется, не счесть. Красоте их не перестать удивляться. Отражениям высоченных колоколен в воде не насмотреться, кажется, перевернутые их изображения достают до дна Сухоны. И храм Прокопия Праведного здесь не исключение. Это знаковое место Великого Устюга. Резной иконостас его – сокровище, которому и равных-то нет. А сам святой, в честь которого именован храм, является небесным покровителем Устюга.
 Красота не оставляет равнодушным, а ноги и руки мерзнут. Поэтому гуляем по городу в поисках варежек. И прямо напротив городской резиденции Деда Мороза (а есть еще основная, загородная) знакомимся с Ольгой Николаевной Митиной. Коренная устюжанка. Кто, как не она, знает прошлое и настоящее города. А еще вяжет своими руками носки и варежки, вязаные игрушки и безделушки. Нам не до последних, зато купленные варежки – не просто сувенир из Устюга – а спасение от щипающего покрасневшие руки «гуся-холода».
– Варежки, носочки, следки. Это все ходовое в Устюге зимой, – рассказывает Ольга Николаевна про свое заделье и продолжает уже про родной город. – У нас тихо. Вот по сравнению – я ездила в Орел – улицы большие, я ничего не скажу, дома тоже большие. Но оно как-то давит на человека из провинциальных городов. Давят эти многоэтажки. Здесь гуляешь – просто отдыхаешь. А Сухона – я научилась плавать здесь, меня отец учил. Река раньше была очень хорошая. Сейчас ее не чистят. Ходят по ней только плоскодонные суда. Раньше лес сплавляли, и то вода чище была. С Котласа, с Северной Двины приходили «Метеоры», можно было спокойно добраться, сейчас только маршрутки. Поезд, и тот не ходит. До Вологды можно было на пароходе, раньше, знаете, такие колесные были – через реку у нас ходил пароходик – пока моста не было. Мы детьми просто катались на нем – туда-обратно. Так нравилось. А сейчас – запустевает все.

Строим параллели с опустевшей Ветлугой. Да, «вода» становится никому не нужна. Разве что рыбакам да любителям-маринистам

А, да еще воронам, которые с таким удовольствием путешествуют на льдинах засыпающей Сухоны.
В уютных варежках куда приятнее бродить по небольшому городку. И мы отправляемся в депозитарий, фонды музея-заповедника Великого Устюга. Здесь нам предстоит встреча с уже знакомой нашим читателям научным сотрудником Ольгой Зубовой. 

Выставленные здесь экспонаты завораживают. Богатейшие образцы ювелирных изделий и предметов быта со всего мира

 Все это говорит о важном торговом и богатом прошлом этой земли. Уникальная коллекция изразцовых печей, которыми славился Великий Устюг. Кстати, и сегодня высокие столбы дыма из печей домов здесь не то что не редкость, а закономерное явление. Это же север. Но мы отвлеклись.
Коллекции прялок, мне кажется, нет альтернативы в России. Большое удивление вызывает собрание специальных подвесок – фигурки рук и ног, голов и других частей тела. Оказывается, такие – вотивные – формы подвешивали к чудодейственным иконам и они исцеляли от болезни то, за что просили страждущие.
С Ольгой Зубовой переносимся в Церковь Вознесения. Именно здесь располагается музей древнерусского искусства. Уникальные экспонаты, иконопись и просто ощущение могучей культуры русского севера. Одна легенда о баскаке Иоанне Багуе и его избраннице, а вначале всего лишь наложнице Марии чего стоит. Это не бытовое, это высокое и сокровенное.
– Решили устюжане его убить, раз он ее опозорил, в наложницы взял, а она его научила, чтобы он пришел на вече, бил челом и просил разрешения принять православную веру, – рассказывает Ольга. – «Почему?» – все время думаем мы. Полюбила она его? «Багуй-богатырь» называет его устюжская летопись. Красавец был. Может, духовную красоту увидела. А может быть поняла, что если убьют баскака, то тогда уж точно войска придут, город будет сожжен, жители убиты, и совершила самоотверженный поступок. Ну а затем, под влиянием благочестивой жены и он стал примерным христианином. Удивительная история.
А еще в музее древнерусского искусства проводятся мастер-классы по иконописи. Чтобы приготовить специальные краски есть свои хитрости и секреты.
– Дома у меня сухое белое вино, яичный желток, гуашь добавила. И Евангелие. Через год приедете – а я уже почти иконописец, – с улыбкой рассказывает Ольга. – Клык медведя – вот им полировали золото на иконе. – «Откуда клык?» – спрашивают коллеги. – «Местный охотник принес мне голову», – продолжает Ольга. – «А как-достать-то?» – «Да у тебя стоматология рядом – иди». – Я не стала рисковать – наш сторож сумел его оттуда достать.
Церковь Вознесения стоит почти на набережной Сухоны. Изначально деревянной, потом выложенной булыжником, сегодня бетонной. Гулять по ней даже не про удовольствие. Это все равно, что хмельную воду пить да жить − не тужить. Время здесь останавливается, пока не доходишь до солнечных часов и не гадаешь, который час…
Продолжение следует.

Иван  Замыслов

Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: