Воскресенская жизнь

ДЕЖУРНЫЙ РЕДАКТОР

Дежурный редакторЕсли у вас есть проблемы или интересная
информация,
пишите и звоните
в рабочие дни
с 9:00 до 16:00
дежурному редактору по
тел. 8 950 604-05-94.
С 16 по 23 августа им будет дежурный редактор Александр Воздвиженский

АВТОРИЗАЦИЯ

РАСПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

КАЛЕНДАРЬ НОВОСТЕЙ

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

НАШ АРХИВ

Август 2019 (36)
Июль 2019 (17)
Июнь 2019 (27)
Май 2019 (26)
Апрель 2019 (32)
Март 2019 (37)

АРХИВ ГАЗЕТЫ в PDF-формате

По другому сценарию

   Будилиха была когда-то одной из больших и перспективных деревень Воскресенского района. Даже при колхозе «Мир» до определенного времени здесь существовал полевой стан – с кузницей, ремонтной мастерской, зерносушилками, льносушилкой...
   В общем, имелась вся инфраструктура для выполнения сельскохозяйственных работ в полном объеме. Но в определенный момент вся техника была вывезена в деревню Капустиху в связи с укрупнением хозяйств. Хотя в Будилихе по-прежнему существовали две фермы по выращиванию свиней, телятник и конный двор.
   Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что разрушение русских деревень, или их ликвидация, началось еще при Советском Союзе. Мы ведь помним, как закрывались целые поселения, которые попадали в число неперспективных. В них отрезали электричество, и оставшимся жителям волей-неволей приходилось уезжать из родных краев. Причем без всякой государственной компенсации и поддержки на переселение. Сегодня от таких деревень, как Шурговаш, Львово, остались в буквальном смысле одни названия. И сколько таких деревень было ликвидировано по всему Советскому Союзу, одному Богу известно.
   А уж в девяностые пошла полная разруха. Даже такой сельскохозяйственный гигант, как колхоз «Мир», не устоял под натиском вакханальных перемен и рухнул. От него не осталось и камня на камне. И сейчас Будилиха, как и многие другие деревни нашей многострадальной России, продолжает умирать. Как остановить эту разруху?
   В моем понимании, наши русские села и деревни можно восстановить только в том случае, если государство начнет поднимать сельское хозяйство и его инфраструктуру в целом. То есть отстраивать современные скотоводческие фермы, строить дома и приглашать из городов молодежь для работы на селе. Ведь давно идет речь о том, что мегаполисы надо срочно разгружать. Провести масштабную государственную, если можно так сказать, деурбанизацию. Даже частное фермерство деревню как таковую сегодня не спасет. Наш современный частник все равно в первую очередь думает о своей личной материальной выгоде.
   Да дело даже и не в этом. Русскому человеку всегда работалось комфортнее в общине, коллективе, коммуне. Советские колхозы были в этом плане уникальны. И здесь не надо изобретать велосипед. Надо просто начать отстраивать дома в еще сохранившихся деревнях и поднимать сельское хозяйство.
   Восстановление российских деревень нужно еще и для того, чтобы сохранить наш русский быт и уклад, наши культурные ценности и традиции, какими была несказанно богата наша деревня. Каких ремесел только не было в деревнях нашего Воскресенского района. В Будилихе существовали два исконно русских ремесла. Это кирпичничество и катка валенок. Конечно же, кроме всего этого еще и ткали, и пряли, драли лыко... Во многих деревнях даже в советские времена упоминаемые мной традиции и местная культура сохранялись в большей степени, нежели когда бы то ни было, не говоря уже о нынешних временах с их антинародной политикой, усугубляющей ситуацию в сельской местности, а в целом и во всей России.
   Вспомним, с каким размахом, удалью и настоящим весельем отмечались светлые престольные праздники наших деревень. В Будилихе их два. День Владимирской иконы Божией матери 6 июля и Покров-день 14 октября. Сколько гостей, в том числе молодежи, съезжалось и сходилось с разных деревень на эти праздники! А сколько выпекалось в русских печах пирогов, ватрушек и других праздничных яств... Где теперь все это?
   В те праздничные дни колхозом было разрешено два дня не выходить на работу. И так же два дня не выпасали частный скот. То есть народ, казалось бы, безбожный народ, отмечая эти престольные праздники, отдавал честь и хвалу Господу Богу и этим самым его почитал. И старые люди того времени молились. То есть религиозная составляющая жизни наших русских деревень не прерывалась. И это очень значимо. Теперь же всего этого практически нет. Люди разобщены. Да, надо признать, что разруха девяностых и нас самих, и страну сделала другими. Но нам надо во что бы то ни стало по максимуму сохранить или восстановить все то, что в нас еще живо и упоминаемо. Восстановить нашу самобытность, традиции и культуру.
   Будилиха – деревня старообрядческая. И в этом роде она уникальна. Будилихинская старообрядческая церковь сгнила. А ее древние иконы, доставшиеся жителям деревни, давным-давно разграблены бандитами. Сейчас в Будилихе остался 31 дом с 48 коренными жителями. И девять домов дачников.
   В семидесятые, восьмидесятые годы Будилиха славилась своими валенками. За валенками в Будилиху шли со всего района и даже из других регионов. Катка валенок в эти времена процветала. Дело доходило до того, что в колхоз некому было ходить. Однажды в Будилиху нагрянула милиция с представителями руководства колхоза. Ходили по домам и в буквальном смысле отбирали у катарей шерсть. А мой дед, Иван Павлович Анкудинов, по этому поводу высказался так: «Пошли-ко они кобыле под хвост со своим колхозом. Я вот парчонку-ту скатаю, отнесу на базар, продам – так мне никакого колхоза и не надо...»
   И действительно: разнорабочему в колхозе платили ничтожно мало. Так называемая поденка составляла 1 рубль 90 копеек. Конечно, механизаторы зарабатывали побольше.
   Но в целом работа колхозника – это адский, непомерный копеечный труд. Ведь, кроме того, что надо было ходить в колхоз на работу, надо было обрабатывать еще и свое личное хозяйство. А оно практически у всех было немаленькое. Одной картошки в те времена сажали по 15, 20, а то и по 25 соток. И все это надо было обихаживать и убирать. Содержать и кормить свою скотину.
   В общем, не случайно молодежь в те годы массово уезжала в города. Но были и такие, что оставались и работали в колхозах. Вот именно в то время и надо было озаботиться проблемами деревни. Но все пошло совершенно по другому сценарию.
   В это лето в Будилихе благодаря воскресенскому «Водоканалу» и его руководителям А. В. Тырышкину и главному инженеру С. А. Бармину был капитально отремонтирован водопровод. А В. Н. Ольнев предоставил дорожную технику, с помощью которой грунтом и вывезенным с бывших колхозных ферм бутом были засыпаны и закатаны дорожным катком большие ямы, образовавшиеся за многие годы в дорожном покрытии. Конечно же, искренняя благодарность от жителей деревни главе сельской администрации Л. И. Афоньшиной, А. В. Тырышкину и В. Н. Ольневу за то, что они откликнулись на проблемы умирающей Будилихи.
   Чувствуется, что они и сами неравнодушны ко всему тому, что происходит в нашем районе с нашими населенными пунктами. А это значит, что еще не все потеряно. Значит, есть надежда на то, что мы восстановим наши деревни и спасем наш русский быт и уклад.

Сергей Анкудинов
и жители деревни Будилихи

По другому сценарию

 

Автор: Administrator
Опубликовано в категории: Сельский вестник
3-11-2016, 09:24


Добавление комментария
код от комментариев вконтакте
код от комментариев фейсбук