Где Русь исстари на чистоте стоит
Р - Русениха «Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Потаскуха была моя бабушка....
Русениху можно считать самым древним поселением на территории района, Русенихинское городище датируется пятым веком до новой эры. В это время Древний Рим был небольшим городком в Италии и 300 спартанцев еще только готовились встретить Ксеркса в Фермопильском ущелье. А на берегах Ветлуги жили люди, растили детей, молились своим богам.
Если брать значительно более поздние времена, русские обосновались здесь 400 лет назад. Первое упоминание починка Русинов, основанного Русинко Левонтьевым, относится к 1617 году.
Историческая справка
Из энциклопедии Воскресенского района: в 1907 году в Русенихе в 99 дворах проживало 500 жителей. Здесь находился валяльный заводик, две ветряные мельницы. А преимущественными промыслами крестьян, помимо земледелия, были плотницкий и портняжный. В 1992 году население деревни – 251 человек, учащихся – 50, детей дошкольного возраста – 31.
Владимир Владимирович – человек-эпоха
Мельниц, упоминаемых в энциклопедии Воскресенского района, при въезде в Русениху не наблюдалось, над деревней главенствовали две вышки – пожарная и сотовой связи. Еще на въезде стоял знак «Музей эпох». Куда мы и направились. И первый встречный человек – Владимир Владимирович Макаров, 1937 года рождения, – оказался человеком-эпохой. Сначала журналисты поинтересовались у старожила, чем славилась Русениха.
«Своими плотниками. Несколько человек были пимокаты, валенки валяли. Лутошки, мочало, лапти плели. Но по сравнению с соседней Асташихой (хлебная деревня была) Русениха богатой не являлась. Но это в царское время, да и во время войны».
Постепенно беседа с общеисторических фактов стала переходить на семейные предания. «Раньше плотники, хорошие мастера, уезжали в Нижний, работали у богатых. У меня дед был отличный мастер. И когда случилась революция, мне мать рассказывала, он не признавал новую власть. Говорил: ‘‘Надо думать, сын батьку товарищ, батька сыну товарищ’’. А его старший сын, Григорий, был революционно настроен, и они с отцом разругались – забрал жену Настасью и уехал в Красноярский край, на золотые прииски.
А по отцу дед, можно сказать, предприниматель был, хозяйство имел, баржу, тес до Волги сплавлял. В 1929-м его раскулачили. Одна активистка предупредила: ‘‘Григорий Осипович, за тобой сегодня придут, уходи’’. Он спрятался, те пришли, все вилами на сеновале протыкали – искали и его, и ‘‘богатство’’. После пошел в Воскресенское ‘‘сдаваться’’».
Не оставил Владимир Владимирович без внимания и современное положение. «Я советскую власть признаю. Воспитался при ней, 16 лет жил при Сталине. На моем веку в России сменилось 11 царей. А вот эти комитеты бедноты, что здесь были, вся эта шушера, которым работать не хотелось, а только бы выпить да погулять, это не признаю.
Теперь то же. Ну бомжей я сильно не осуждаю, тут всякие люди – и по нужде, и по своей воле оказались. А вот кто живет на пенсию матери, работать не хочет, а выпить-поесть каждый день получше да посладше, вот этих не люблю. Тогда в комитетах такие были. Я их потомков всех помню. А по стране всех этих потомков советская власть выучила, вывела, не все, конечно, но большая часть стали против нее. И в царские времена, и в советские не было такого безобразия в России, как теперь. Миллиард украл – домашний арест, украл пустяк, совсем бытовое – пять лет».
Летом здесь благодать
После политических тем вернулись на землю. Сейчас Русениха – дачный район: Ветлуга, пляжи, место отдыха. А раньше, в колхозные времена здесь люди в основном трудились. В деревне имелся коровник, телятник, свинарник и гараж.
«Начали жить-то в брежневские времена, вся деревня подновилась, дома выправили, поставили на фундамент, перекрыли», – рассказывал Владимир Владимирович. По его словам, сейчас в деревне проживает 63 человека, из них 43 пенсионеры. Также в Русенихе восемь коров.
Русениха – деревня красивая. Развалин не встретили. Дома сразу скупают дачники. Еще здесь замечательные сады.
«Яблоки, сливы, вишня. У меня за лето три баллона с газом выширкивают, когда дети приезжают, варенье, компоты делают». На теме летней благодати мы простились со старожилом и продолжили свой путь дальше.
Активные пенсионеры
По рекомендации главы администрации заглянули к Галине Михайловне Крупкиной. Она председатель первичной организации ветеранов. Галина Михайловна организует пенсионеров деревни.
«Ездим на концерты, здесь в клубе занимаемся, приезжает к нам муниципальный центр».
Отправляются пенсионеры в туристические поездки, побывали в Шереметевском замке, в Семенове, в Троицком. Занимаются скандинавской ходьбой. «Вечерами ходим кто с палками, кто без палок. Человек семь-восемь. В сторону Щербачихи».
Естественно, пенсионеры активно участвуют, через программы местных инициатив, в жизни деревни. Собирали средства на приобретение автоматической водонапорной станции и детской площадки. Этим летом провели реконструкцию водопровода. «Теперь в каждый дом, даже где не было, проведена вода». Побеседовали о медицине. «Медикаменты в ФАП фельдшер Вера Юрьевна привозит. ‘‘Скорая’’ приезжает в течение двадцати минут. Когда у мужа был инфаркт, все здесь, даже кардиограмму, на дому сделали. Хорошая медсестра оказалась, связалась с Нижним Новгородом. Деревня живет, но, – Галина Михайловна грустно добавляет, – молодежи нет, нет перспективы».
Дополняя картину жизни Русенихи, на улице повстречали Александра Александровича Смирнова, пенсионера. Его история такова: родился в Русенихе, после армии, в 1973 году уехал в Дзержинск. Там сорок лет прожил и проработал водителем. Вышел на пенсию и вернулся на родину, а заработанную квартиру оставил дочери с зятем. Купил дом, в родительском живет племянник. «Почему Русениха?» – «Здесь корни, пуповина здесь», – ответил Александр Александрович.
Музей эпох
Посетили, конечно, Музей эпох. Его директор, Лима Федоровна Припорова, рассказала много интересного. «Начала собирать экспонаты по плотницкому ремеслу, развитому в деревне. Здесь был замечательный мастер, который делал мебель. Его сын вернулся в деревню с Набережных Челнов. Просила поделиться фотографиями».
В музее развернута выставка, посвященная производству валенок. Есть экспозиция, рассказывающая об обработке льна, и рядом старинные сарафаны, сделанные из льняной пряжи. Большое место в музее отведено раскопкам, что ведут в Русенихе с 2010 года археологи из Марий Эл.
Рассказала директор об открытиях, сделанных во время раскопок. Люди жили в этих местах не только до нашей эры, но и в средневековье. В 10–11-м веках на берега Ветлуги пришли с суздальских земель представители народа меря. Их останки, вместе с предметами быта, найдены под Русенихой.
Так продолжается история. Дважды приходили в эти места люди, селились, рожали детей, молились своим богам. Жили несколько веков и, не оставив имен, исчезали. 400 лет назад сюда пришел Русинко Левонтьев....
Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото Сергея Токарева
Р - Русениха «Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Потаскуха была моя бабушка....
Деревни с названием Кладовка встречаются по всей России. Наверное, они не похожи одна на другую....
1. Как живешь, деревня? - В 25 километрах от райцентра на берегу реки Ветлуги деревня Асташиха....
Вот все говорят о наших дедах и прадедах, мол, и жили в спокойной обстановке, и Жириновского не...
У речников Ветлуги поселок Шайменское сократился до емкого «остановочный пункт Шайма». Что вносит...
Комменатрии к новости