Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Бог думает

Сельский вестник

Бог думает

   – Бог еще не прогневался на нас до конца, раз дал такой август, дал возможность завершить сенокос, – сказал Евгений Дуров, механизатор из Раскат, когда мы ехали на поле, где ему предстояло убирать рулоны с сеном. По дороге обсуждали дела сельские, заброшенные поля, последнее поколение земледельцев и общее положение сельского хозяйства. Вывод был один: может, Бог и не прогневался, но крепко задумался, что с нами делать.
   А началось все с обыкновенной командировки в хозяйство семьи Пироговых в Троицкое. Конечно, у них в первую очередь принято смотреть лошадей, фазанов и туристов. Но есть еще одна сторона: хозяйство Пироговых – сельхозпредприятие, здесь возделывают земли, даже возвращают в севооборот заброшенные, содержат дойное стадо. Посмотрим на фаун-парк «Ноев ковчег» с этой стороны.
   К сожалению, руководители оказались в Санкт-Петербурге, поэтому пришлось действовать по обстановке. Заглянул на «полевой стан». Рядом с пирамидой сложенных и покрытых синим «брезентом» рулонов сена стояли трактора и пресс-подборщик. А над территорией господствовала голубятня, и голуби всех расцветок кружили в безоблачном августовском небе.
   Но вернемся на землю. Четыре механизатора занимались повседневными делами – готовили технику. Полушутливая фраза: «Солярку не привез» – вернула меня в совсем не далекое прошлое в раскатском отделении колхоза им. Калинина.
   – Прессовать закончили. Все запрессовали. Сейчас возить будем, – ввел в курс дела один из механизаторов.
    Всего, по данным сельхозуправления, в хозяйстве Пироговых запрессовано 600 тонн сена. Косили и прессовали четыре механизатора, та же раскатская гвардия: Н. В. Дегтев, Е. А. Дуров, В. А. Жилкин и С. Н. Дегтев.
   – В две смены косили, – объяснил Евгений Александрович Дуров. – В четыре часа вставали, полпятого выезжали в поле. В обед менялись и обратно косили до семи вечера. Косилка беспрерывно работала по 12 часов.
   Техника не старая. Трактора «Беларусь» 2012–2013 годов выпуска, один немного постарше. Три года пресс-подборщику. На нем работал Вячеслав Арсеньевич Жилкин.
   – Прессовал 24 дня – 11 дней июля и 13 дней августа. Раньше были дожди. Пресс не ломался. Вообще удачно нынче.
   Дуров включился в беседу:
   – Техника проработала хорошо. Люди тоже. Поэтому так много заготовили. Погода позволила. А то, что позже начали, – ничего, зато все успели.
   Самый младший из механизаторов, Сергей Николаевич Дегтев, работал на граблях.
   – Все нормально, много травы. Хорошие наставники, помогают, учат.
   Пока Дуров и Жилкин готовились выезжать в поле грузить рулоны сена, старший Дегтев пошел осматривать комбайн для предстоящей уборочной.
   Четыре немолодых комбайна стояли под навесом, между ними сновали, спасаясь от жары, юные любопытные жеребята.
   – Сейчас выведу на площадку, осмотрю, – сказал Николай Владимирович. – Посеяли 120 гектаров. Нынче меньше: погода не дала, дожди – и семян не было. Убирать придется одному: напарник с другого комбайна заболел. Одному долго. Прошлый год в это время жали, а нынче припозднились, овес еще не поспел.
   Пока разговаривал с механизаторами, стадо коров под руководством пастуха Павла Николаевича Прыткова отправилось в поля.
   – Пасу с девяти до трех часов. Надои нормальные, – подвел он итог беседе.
   Животноводческая отрасль в хозяйстве Пироговых не маленькая – 30 голов, из них 11 молочных коров, остальные герефорды и телята. Есть также козы и овцы. И лошади. Но лошади – отдельная тема. С крупным и мелким рогатым управляются две женщины: Г. И. Шапкина и Н. А. Потухина. Галина Ивановна работает у Пироговых 12 лет, Нина Александровна работает седьмой год. С тех пор как закрыли школу, где она трудилась раньше.
   – Утром сено, комбикорм раздаем, поим, потом доим, чистим, опилки возим. Вечером, когда коровы вернутся, снова кормим, поим, доим, – объяснила Нина Александровна свои обязанности.
   Доильные аппараты индивидуальные переносные, от электросети. Коз доят вручную. Животноводы работают круглый год без выходных.
   – У животноводов когда был легкий труд? Всегда тяжелый.
   В поле механизаторы размеренно грузили рулоны сена. Дуров на своем тракторе с выставленным впереди штырем с некоторым артистизмом поддевал рулоны и аккуратно укладывал их на телегу. Так два трактора, подчиняясь заданному ритму, двигались по полю, отъезжая все дальше и дальше к его краю. День был в разгаре.

Нас все меньше...

   Так получилось, в этот же день мне удалось заглянуть и в староустинское отделение бывшего колхоза им. Калинина, в фермерское хозяйство семьи Покаляевых. Семья содержит 75 голов герефордов и около 500 овец. Заготовлено 320 тонн сена. Сейчас рулоны свозят к ферме. Началась подготовка к уборочной. Андрей Степанович отлучился по делам, но работа продолжалась и без него.
   Огороженные электропастухом паслись герефорды, на дороге показалась груженная рулонами сена телега. За рулем трактора сидел М. А. Тюкалов. Что удивило. Михаил Александрович сам фермер из Больших Отар. Он проделал несколько манипуляций, и рулоны сена оказались на земле. Перебросились несколькими словами, и тут довелось услышать историю бывшего фермера.
   – Был когда-то, – грустно заметил Тюкалов, – пришлось закрыться. Взял кредиты, построил новый птичник, думал расширяться, хотел получить грант. Но Госдума приняла закон, и нас из фермеров перевели в индивидуальные предприниматели, а индивидуальные предприниматели гранты не получают.
   Двадцать с лишним лет занимался фермерским хозяйством, а превратили в частного предпринимателя, сказали, что я к сельскому хозяйству никакого отношения не имею. Дошел до областного министерства сельского хозяйства, сказали – нельзя для ИП давать сельхозгранты, и все.
   Помолчали.
   – Сейчас без работы. Андрей попросил помочь на сенокосе. Почему не помочь? Первый день косил, два дня вожу рулоны. Там надо будет комбайн налаживать, уборочная на носу. У меня все-таки большой опыт в сельском хозяйстве.
   А вернуться к фермерству?
   – Мне 52 года. Вернуться еще раз на те же грабли? Я по интернету изучал наши сельхоззаконы и понял. У нас к сельскому хозяйству относятся так, как банки к своим заемщикам. Если у тебя есть деньги, тебе дадут кредит, если нет – то все.
   У меня были кролики, последнее время куры, довольно солидное хозяйство, была земля. Мне выделили помощь на топливо. Но выделили не общей массой, а по две тысячи в месяц. Финансовые операции проходили через банк. За ведение счета брали две тысячи восемьсот, а дотация составляла две тысячи, и мне восемьсот рублей приходилось банку доплачивать. Вот такую помощь мне оказало государство.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Бог думает

Бог думает

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: