Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Троицкий камертон

Сельский вестник

Троицкий камертон

   О Троицком можно говорить долго – историческое село. Как бы ни менялись времена, село живет, вписывается в контекст, словно не замечая пролетающих столетий. Легкий ноябрьский снег сыпался на холодную незамерзшую землю, образуя на ней черно-белые пятна, лишь зеленая крыша церкви своим цветом выделялась на фоне серого неба. С угора открывался вид на покрытую белой крупой старицу, на сосны и словно вмерзший в лед баркас. А снег сыпал и сыпал, покрывая эту землю, как и триста лет назад…
   Достоверно известно, в 1667 году, по благословению преосвященного Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского, построена «в Луговой стороне промеж реками Ветлугой и Устой над Черным озером в диком черном лесу пустыня Живоначальной Троицы и преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев». Так записано в документах. За 35 лет монастырь или пустынь, как говорили раньше, по разным причинам приходит в упадок. И в 1713 году на высоком берегу возводится из первоклассного строевого леса современное здание Троицкой церкви.

Четыре направления

   А жизнь в селе продолжалась. По заснеженной улице проехал и завернул в ворота усадьбы Пироговых автомобиль электриков. Как оказалось, они выполняли обычную работу, проверяли жилые дома, где дачники остались на зиму.
   В самой усадьбе среди вольеров с птицами, гуляли куры и бегали маленькие собачки. Конюшие вывели на прогулку лошадей. В офисе Александр Михайлович обсуждал со специалистами положение со зверьем в охотхозяйстве. С этого и начали беседу о том, сколько в лесах между Ветлугой и Устой медведей? «Не могу сказать, много или мало, но медведей видели регулярно», – ответил владелец «Серой лошади».
   Нужно сказать, хозяйство Пироговых многопрофильное. Это сельское хозяйство, аренда лесов, охотхозяйство, ну и, как вишенка на торте – туризм. И все-таки Александр Михайлович делает акцент на сельском хозяйстве.
   – Троицкое живет так же, как живет Россия. Древнее русское село, оставшееся без жителей. Жить в деревне и не заниматься сельским хозяйством? Деревня – это сельское хозяйство. Неразрывно связанные друг с другом вещи, иначе быть не должно. А уж чем наполняется... Мы наполняем туризмом, лесной деятельностью, зарабатываем на этом и вкладываем в сельское хозяйство.
   И это не пустые слова: 500 гектаров земель сельхозназначения рекультивировали, очистили от деревьев и возвратили в севооборот в хозяйстве Пироговых.
   – Каждый год мы пополняем, расширяем земли. Те поля, что есть, нас не обеспечивают, маловато земли. У нас 100 голов лошадей, около 40 голов КРС, только пятнистых оленей более сотни.
   У Пирогова в аренде лес.
   – Испокон веков эта местность жила за счет леса. Пилили, перерабатывали, торговали. Мы занимаемся тем же самым. Но стараемся, хотя бы хотим уменьшить нагрузку, уменьшить лесосеку. Хочется максимально сохранить, а не максимально продать. Хотя это не наше желание. Многие считают: вот арендаторы зарабатывают. Нам даются задания, лесопроект от которого не отойдешь. Был момент, я не пилил по главному пользованию делянки, меня наказывали, штрафовали. Мы не имеем права не пилить. Говорят, лес дает большие прибыли. Больших денег от леса никогда не видел. Нужно платить аренду. Ежемесячно. Колоссальные суммы.
   Ведет Пирогов и охотхозяйство.
   – К началу 90-х места, где должен обитать дикий зверь, были человеком освоены. Когда мы сюда пришли, нас опекал биофак нижегородского университета. И завкафедрой сказал: «Вы взяли зачищенные угодья». Лося, глухаря не было... Провели мероприятия по охране, начали работать с населением, встречаться, разговаривать. Сейчас лесники говорят, что лосей приходится с делянок отгонять.
   И туризм.
   – Когда в России уничтожили сельское хозяйство, нашли вариант – начали заниматься туризмом. А когда стали зарабатывать, стали вкладывать в сельское хозяйство. У нас главенствующее – лошадь, она притягивает человека. А на лошади пройтись по такой красавице как наша река... Туризм – это общение, люди приезжают интересные. И Троицкая церковь... Из-за нее мы здесь и остановились. И легенда, храм деревянный, построенный беглыми монахами с Соловков…
   Татьяна Борисовна Пирогова, жена, продолжила легендарную историю.
   – Построили две церкви: одна – летняя, в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, другая – зимняя, в честь преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких. Зимняя церковь в 1870 году была перестроена. А летняя, построенная из лиственницы, из вековых деревьев, дожила до наших дней. Необыкновенная объемная резьба украшает деревянный иконостас. А над царскими вратами изображена императорская корона со скипетром и державой. Это как бы подтверждение местной легенды о том, что в этой церкви молился Александр Первый. По легенде он здесь жил и даже захоронен. На церковной территории у самого входа есть странное захоронение: надгробная плита в виде колесницы с изображением императорской короны...

Сельская жизнь

   Сельская улица тиха, дачники уехали. Троицкое понемногу погружается в зимнюю спячку. Магазин райпо, бывшая церковная сторожка, оживляется по приезде автомашин с хлебом. Еще одна черта сельской жизни. Продавец Надежда Михайловна Андронова объяснила: «На зиму около 50 человек осталось, коренных. Здесь в магазине собираются и обсуждают все новости». Местные жительницы, пришедшие за хлебом, увидев корреспондента, сразу дали наказы:
   – Обеденная «газель» не заезжает в Троицкое. Люди пожилые, больные, а если садятся в Воздвиженском, Староустье, в Троицкое не завозят, приходится идти два километра пешком. Требует ремонта улица Полевая. И зимой не всегда чистят дорогу до церкви, и нужно оборудовать парковку на подъезде к церкви. Приезжают большие автобусы с туристами, перекрывают улицу.
   Обсудив с местными жителями насущные проблемы, вновь возвращаемся к вечному. У ворот храма встретили отца Евгения. Он вернулся из Раскат, куда возил больную в местный ФАП, а на обратном пути подвез фельдшера Антонину Евгеньевна Дегтеву в Троицкое.
   – Это мы думаем, что удостаиваем кого-то заботой. На самом деле нас удостаивает сделать что-то для людей. Разве трудно сделать. У нас ребята из Краснобаковского лесного техникума приезжают, возле церкви яблоньки посадили, вдоль забора – саженцы кедра. Храм Живоначальной Троицы построен в форме корабля. У нас ремонтировали его, а внутри молебен шел. Прихожане, слыша стук молотков, говорили: «Ковчег чинят». Ковчег спасения.
   Пока вели беседу, над селом слышался звук пилы. Подумалось: к зиме готовятся, дрова пилят. Оказалось, нет. Дачник пенсионер из Балахны Александр Михайлович Садилов решил первый раз остаться на зиму и вел ремонт подсобных помещений.
   – Хотел сначала одно сделать, сунулся, а там все сгнило, дел хватит. А зима, главное, чтобы были дрова. Тут места хорошие, природа, озеро красивое, леса.
   Снег все больше покрывал Троицкое белым покрывалом, укутывая его, пряча к зиме. Лишь колокольня и остроконечные крыши соборов своей непокорной вертикалью резали пространство. Красивое место. Вспомнились слова отца Евгения:
   – Издали все видно. С угора такой вид открывается, просторы. Лес под тобой, и эхо далеко разносится, словно камушки, брошенные по воде. Красивое место душа выбирает. Господь дал человеку камертон, чтобы соизмерял себя, свою душу с истинной красотой.
   Да, не зря, видимо, к этим берегам пристали соловецкие старцы, услышали... А нам нужно сохранить троицкий камертон и передать его следующим поколениям.

Александр ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора и Сергея Токарева

Троицкий камертон

Троицкий камертон

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: