Воскресенская жизнь » Сельский вестник » День накануне будущего

Сельский вестник

День накануне будущего

   Большое Поле не всегда было центром округи. На заре Советов по численности народонаселения обгоняла его и маленькая сейчас Изъянка, в шестидесятые она считалась перспективной, и упятившийся в самый конец всех дорог Кузнец. Но по разным, ясным и неясным причинам именно Большое Поле перетянуло на себя одеяло и стало административным центром нескольких лесных деревень, и именно Большому Полю повезло больше других, когда село стало катастрофически терять живую людскую силу. Однако прекращаем буравить толщу времени, нам интересен день сегодняшний.
   Наталья Щелкунова – специалист сельской администрации по работе с населением. С января нового года на 0,75 ставки.
   – Ну ладно, я не против, – согласилась Наталья Алексеевна. – Пока держат, вот и работаю.
   Как так, администрации нет, а специалист есть? Да, как и в потерявшем самостоятельность и тоже «отошедшем» Воздвиженскому Малом Содомове. Над зданием, которое делят «опорный пункт» власти и почта, по-прежнему висит государственный флаг.
   – Справки выдаю, – объяснила Щелкунова, – показания по свету, по воде принимаю, куда-то позвонить... Людей не гоняем. Зарплату раньше выдавала пожарным да клубникам – перевели на карточку. Где обналичивать? Так в магазине по карточке берут. Из-за этого в Изъянке и Юронге магазины и закрыли, а так хорошо с карточкой. (Хотя, как утверждает глава Воздвиженской администрации Игорь Охотников, дело не в обязательных онлайн-кассах, а в отсутствии кадров, с той же онлайн-кассой сохранился магазин в Кузнеце. – Прим. авт.)
   Прописано у нас 160 человек, но остается около сотни, – продолжила Наталья Алексеевна. – Большинство – пенсионеры, взять хоть нашу улицу. Есть клуб, ансамбль «Селяне», учеников четверо, почта через стенку, медпункт есть. В магазине было два продавца, одна ушла на пенсию. Понедельник – хлебный день, приезжает машина с хлебом.
   В это самое время к зданию подъехала почтовая машина. У водителя, Алексея Шапкина, спросили, интересуются ли большепольцы периодикой.
   – Выписывают, но не много, районку в основном. Редко «Ленинскую смену». Письма пишут мало, а то все судебные да заказные.
   Получив вводный курс, мы отправились дальше. Тем более и мороз не велел стоять, а занавешенное серым полотном небо обещало непогоду. День был хоть и предновогодний, но хмурился. Однако первая же встреченная жительница Большого Поля все исправила. Валентина Кочнева везла на санках елку.
   Валентина Александровна оказалась здесь двадцать два года назад, почти перед самой пенсией. Оба они с нынешним мужем тогда овдовели и решили, что одиночество не их удел.
   – Работала в Осиновке на ферме, у него жена умерла, у меня муж... Не пожалела, что переехала, или привыкла. Люди приняли хорошо. Внучат девять человек у меня.
   Этот лейтмотив – «мы приехали, дети уехали», – невольно заданный Валентиной Александровной, повторялся в наших беседах с большепольцами еще не раз. Следующей подхватила его Галина Алексеевна.
   Галина Алексеевна с мужем расчищала от снега площадку перед домом. Жена орудовала лопатой, муж сновал на тракторишке. Наша собеседница оказалась уроженкой Воздвиженского.
   – Молодежь вся уехала отсюда, нам вот таким работать негде, дома сидим, – объяснила Галина Алексеевна. – Сколько-то ходят в бригаду, гараж, ООО «Полесье». У нас три дочки, живут в Нижнем, работают, раз в месяц приезжают, а чего здесь делать?
   Одно плохо: сейчас Дед Мороз заделал дорожные ямы, а то ребятишки, малыши, пока едут, трясутся.
   Действительно, несмотря на то что в селе есть школа, часть детей каждый день по вертлявой, побитой дороге ездит на учебу в Воздвиженское. Ну а мы посетили местную альма-матер.
   На подступах к Большепольской школе тройной кордон. Шлагбаум – раз, громкий лохматый пес – два, «документы, пожалуйста» – три.
   – В прошлом году была проверка – такое устроили, теперь всех встречаем, – прокомментировала требование документа технический работник Нина Ивановна Секретарева. – Проверка была в связи с антитеррористической безопасностью, – объяснила директор Вера Никандровна Шаталова. – Школа отдаленная, мало ли кто заедет. В действительности отдаленная она не только от райцентра, она и в Большом Поле находится будто на отшибе. Сначала на берегу Юронги появилось двухэтажное деревянное здание школы, потом – каменное здание интерната, которое распорядились поставить рядом, чтоб создать комплекс (учатся теперь в нем). В общем, школа так и осталась «за околицей».
   Мы приехали во время урока и спокойно рассматривали стенды, увешанные грамотами. Хотя и на перемене обстановка похожая. В Большепольской основной школе всего четыре ученика – по одному в первом, втором, третьем и девятом классе. На фотографии почти весь коллектив. Вытекающие отсюда проблемы описала директор:
   – Мы далеко от райцентра, дополнительное образование немного страдает: трудно выехать, дети хотят заниматься. Выезжаем в филиал Воскресенского детского центра в Воздвиженской школе. Фок уже посетили, с родителей не собирали деньги, это как внеурочная деятельность. Школам по заявке не отказывают, все зависит от средств на бензин. Есть автобус школьный. Раз в год стараемся вывезти ребят. Дети писали письма Деду Морозу – планируем посетить елку РЖД, как получится, не знаю.
    Нет возможности выехать на мероприятия в связи с маленьким количеством детей в команде. Мы проводим «Зарницу», лыжные гонки, проводим все праздники, но трудно подобрать сценарий, например, для Нового года. Кстати, двадцать лет нашему Деду Морозу: двадцать лет его играет Алевтина Александровна Государева.
   Стараемся учить по мере возможности. Учащиеся начальной школы заняли два первых места в конкурсе на базе владимирского центра «Китеж». Двое ребят заканчивают четверть на четыре и пять. Педагоги подходят индивидуально к каждому ученику, работают уже 27 и более лет. Всю жизнь здесь. Три учителя, директор и два совместителя всего (как оказалось, и в школьном коллективе почти все приезжие. – Прим. авт.), – и Вера Никандровна снова возвратилась к проблемам:
   – Удаленность, дорога плохая, маленькая наполняемость классов, не все виды работ можно использовать на уроке: групповые, соревновательные, дискуссии – надо детей учить этому. Детей дошкольного возраста по пальцам можно пересчитать.
   – Приговор подписываешь, – не выдержала коллега.
   – Риск закрытия школы в связи с отсутствием детей большой, – утвердительно ответила на естественный в такой ситуации вопрос директор.
   В воскресенской энциклопедии есть такие строчки: «После убийства императора Александра II наступившие годы реакции отрицательно сказались на развитии образования. По распоряжению властей стали сдерживать строительство новых земских школ…» Так вот как называется этот процесс, а то все оптимизация, оптимизация.

Ирина ТУМАНОВА
Фото автора


Продолжение читайте на страницах "ВЖ"

 

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: