Воскресенская жизнь » Сельский вестник » Семейный портрет на фоне сельского пейзажа

Сельский вестник

Семейный портрет на фоне сельского пейзажа

Семейный портрет на фоне сельского пейзажа

Семейный портрет на фоне сельского пейзажа

Семейный портрет на фоне сельского пейзажа   Такое в нашей работе иногда бывает. Сначала внимание привлекла женщина, спешащая с пластиковыми бутылками, наполненными молоком, на автобус в Воскресенское. И захотелось рассказать о нелегком труде и даже судьбе современных крестьянок, но история получилась несколько другая.

Две коровы

   Черново началось с мостика через небольшой овраг и ярко-зеленой от растущей  на ней травы улицы. Светлана Морозова, так звали попутчицу с молочными бутылками, встретила у дома, где возле крыльца прогуливались овцы, куры, на скамейке примостилась кошка, а дом охраняла собака. Со двора доносилось мычание.
   – Телка, – пояснила хозяйка.
   После краткого знакомства сразу отправились на пастбище, расположенное  посреди деревни, на бывших сельских усадах. На нем паслись две коровы, черная Звезда и молодая светлая Дочка. При виде хозяйки они оторвались от поедания травы и с мычанием устремили морды в ее сторону. Потрепав по холкам своих кормилиц, Светлана Николаевна произнесла:
   – В деревне у нас четыре семьи держат коров, еще три семьи овец держат, коз… И больше уже никто.
   Владелица коров по образованию ветеринар, поэтому, наверное, и не перестала держать большое подворье. Сама родилась в Малом Содомове и, как большинство людей нашего поколения, когда была принята Продовольственная программа СССР и жизнь на селе бурлила, решила остаться в деревне. В конце восьмидесятых закончила Работкинский техникум, после чего оказалась в колхозе «Родина», на территории которого и находилась деревня Черново. Там же пережила все перипетии развала хозяйства.
   – Нужно было поднимать детей. А после так и держу коров.
   Остановившись на краю пастбища, поговорили о содержании животных, сбыте продукции и прибыли.
   – Конечно, сложно содержать: сено нужно заготавливать, зерно покупать. Все накладно, вот говорят – молоко дорогое, так сколько затрат… Разношу сама по квартирам, на работу. Уже знаю, сколько кому нести, молоко, творог, сметану. Кругооборот идет, но прикинешь затраты на сено, на отруби – слишком дорого. А что ходишь за скотиной – уже и не считаем. Просто привыкла с коровами. Тяжело, конечно, но, пока силы, здоровье есть, буду ходить.
   Молодые не привыкли держать скотину, да и в нашем возрасте (40–50 лет) многие отказались. Надо ходить за ней, сено заготавливать или покупать, а это дорого. Выгодней купить мясо и молоко в магазине.
   Конечно, разговор не мог не зайти об отличиях домашнего молока от магазинного.
   – Домашнее молоко и по качеству, и по вкусу полезнее, а там порошок растворяют. В домашнем молоке живая бактерия: несколько дней – и оно скисло, зимой подольше. А магазинное полгода стоит и не киснет. В него всего насыпано.
   Вспомнили семейные фермы в Европе, что передаются от родителей детям.
   – Мне предлагали: «Вот давай оформляй фермерское хозяйство. Мы дадим 57 тысяч, ну ты еще свои вложишь, а в конце года все налоги, все отчисления сделаешь». Это чего получается: я пашу, а после отдавать государству, которое ничем не помогло? Нет, так не пойдет. Я на себя, на семью работаю, а тут на каких-то дядь работать, которые ничего не делают? Не буду ни за что. 
   Что тут скажешь. В нормальной стране, если человек занимается земледелием, животноводством и кормит людей нормальной продукцией, государство его поддерживает. А у нас ему вообще безразлично, что едят граждане, как выживает сельская местность, как изчезают деревни одна за другой и зарастают поля и что будет с необъятными российскими просторами. Никому это не интересно. Футбольный чемпионат провести или еще какую Олимпиаду – это да. Пожалуй, лучше бы президентом был человек, связанный с сельским хозяйством, тысячи российских деревень остались бы жить, а на столах была бы нормальная еда. Но это так, размышления вслух.

Семья

   После столь неутешительного рассказа о сельских реалиях можно было собираться и уезжать, материал готов. Но разговор зашел о семье, о детях. Так возникла вторая часть.
   В семье Морозовых четверо детей. Старшие Ангелина и Александр живут рядом, Петр женат, живет в Подмосковье. Младшая дочь Ольга учится в институте пищевых технологий, закончила первый курс. На каникулах помогала матери и старшей сестре по хозяйству. Свой выбор профессии определила просто:
   – Мне нравится готовить, и я хотела расширять свой кругозор, научиться чему-то новому.  Кто-то поступает учиться еще не определившись, а после ищет себя. А я не хочу впустую терять время, хочу учиться тому, что станет моим призванием. 
   Ольге 17 лет, и в таком хрупком возрасте, когда куча соблазнов, настолько серьезное, даже вдумчивое отношение к жизни.

Свой дом 

   После семейного фотографирования отправились к сыну Александру. По дороге почему-то представился расхожий образ оставшихся в деревне: задерганный мужичок, чумазые дети по лавкам, плачущая от безысходности жена.
   Но, вопреки ожиданиям, увидел строящийся дом, а внутри на витой металлической лестнице молодого парня. Александр, заметив гостей, оторвался от работы – обустройства утепленного пола – и начал рассказывать:

– Два года в городе жил. Не понравилось. Смысл двадцать тысяч зарабатывать, а квартиру за пятнадцать снимать. Тысяч сто или хотя бы пятьдесят нужно, чтобы хватило


   Кому-то нравится всю жизнь перебиваться по съемным квартирам. Выбор небольшой: либо ипотека, либо съемная квартира.
   И после, подумав, отрезал:
   – Да и в городе жизнь не та. Там работа – квартира, квартира – работа, вот и вся жизнь. Бессмысленная жизнь – пришел, на диван ноги кинул, уставился в телевизор. А в деревне всегда есть дела. И потом, в лес сходить, на рыбалку. А в городе куда пойдешь? До парка сходишь, на скамеечке посидишь, а чтобы посетить что-то, нужны деньги. Здесь поспокойней, посвободней.
   Сейчас у Александра основная задача – достроить дом. Чтоб иметь средства, летом работал на вахте в Москве.
   – Накопил немного и вложил. Купил старый дом, поднял его на фундамент, сделал большой пристрой, отдельные комнаты, прихожую веранду, котельную, туалет с ванной, гараж. Делать – так навсегда, чтобы детям осталось.
   Строит один. Одновременно приходится зарабатывать деньги.
   – Все упирается в финансы. Построить можно за одно лето, было бы на что.
   Материнский капитал за второго ребенка ждут три года.
   – Сказали, ты строй, потом отдадим. А на что я строить буду? Сколько уже денег вложил, – сокрушался Александр.
   С работой в деревне туго, приходится перебиваться, ездить на вахты.
   – Толковой работы в деревне нет. Можно за десять тысяч найти, но такие деньги можно и за неделю заработать.

Смысл работать на кого-то за десять тысяч. Позорные зарплаты, даже пенсии больше. Эти зарплаты только, чтобы не умереть с голоду

   Александр – человек мастеровой, деревянные наличники режет, кованые двери, лестницы мастерит.
   – В городе год работал в кузнице. Богатым людям делали, там и научился. А по дереву сам научился. Вот дачнику наличники сделал.
   В сторонке с двумя детьми Антоном и Дарьей за беседой наблюдала жена Лидия.
   – Вышла замуж, приехала сюда, – просто объяснила она. Лидия с юга области, с Александром встретились в городе.
   – Вежливый, добрый, обходительный.
   – А когда предложил поехать в деревню, не страшно было? Здесь и зарплаты низкие и перспектив нет.
   – Жила в деревне. Да и куда муж, туда и я. И здесь спокойно, когда уезжаешь, думаешь – домой скорей.
   На том и расстались. На прощание Александр предложил посмотреть наличники, что он сделал для дачника. Пока шел к даче, мельком осмотрел и деревню. Красивая, зеленая и действительно спокойная. Особенно впечатлил пруд со старыми склоненными к воде деревьями. Осмотрел и наличники на дачном доме – действительно красивы.
   И под занавес встреч с Морозовыми к крыльцу на мопеде подкатил отец семейства Сергей Петрович с коробом, наполненным грибами, что ни говори – грибной год.
   На этом можно и завершить историю, дополнив ее размышлениями о семейных ценностях, о которых любят у нас поговорить. Хотя история получается обратная, сельская семья живет не благодаря, а вопреки, она вынуждена бороться с обстоятельствами, которые создает государство и общество. Не держи, не строй, будь зависим от всяких дядь и теть, от обстоятельств.     
   А по-настоящему все просто: дайте людям воплотить мечту в жизнь, тогда расцветет и украсится земля наша. Не будет заброшенных полей и селений, а на столах в семьях будет вкусный хлеб и полная чаша. Все так просто.    

Александр
ВОЗДВИЖЕНСКИЙ
Фото автора

Теги

Похожие новости

Комменатрии к новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Написать свой комментарий: